Как развивать внимание, восприятие, память ребенка
Уже с самого раннего возраста необходимо заниматься развитием восприятия, памяти и внимания ребенка. Рассмотрим как это рекомендует делать выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель.
Все без исключения малыши проявляют неподдельный интерес к исследованию окружающего мира. Цель взрослых — максимально стимулировать инициативу и творчество детей, научить их рассуждать, абстрагировать и обозначать ситуацию. Использование материалов Фребеля в играх с дошкольниками в современных условиях позволяет моделировать в том числе такие важные понятия математики и информатики, как алгоритмы, кодирование информации, логические операции, строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.
Помимо этого дидактические материалы учат дошкольников решать логические задачи на разделение по свойствам. Основное качество, необходимое при решении таких задач, — умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие и удерживать в памяти одно, два или три свойства одновременно, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Что касается математики, то, как известно, в обыденной жизни она почти не заметна, тем не менее присутствует во всем и везде. Необходимо как можно раньше помочь детям обнаружить ее присутствие в окружающем мире и научиться решать самые простые задачи.
Математика — наука абстрактная, при том что маленькие дети, как правило, мыслят очень конкретно. Такие понятия, как количество и порядок, ничего не значат для них без вещей, предназначенных для счета и упорядочивания. Следовательно, детям должна быть предоставлена возможность изучать математические отношения через манипуляцию конкретными предметами, им проще играть с разнообразными материалами, которые они могут сортировать и пересчитывать.
Такие игры, разумеется, проводят при поддержке педагога, родителей или взрослых «консультантов». Взрослые помогают детям строить и понимать математические понятия, связанные с повседневной жизнью, — и не из учебников или путем использования формул, а с привлечением фактов повседневной жизни.
Во время учебы дети анализируют, размышляют, воспринимают новые идеи, совершают открытия. Взрослых же должно более всего интересовать не то, какой объем информации усваивается, а то, как дети познают, организуют и применяют свои знания.
Известно, что геометрия — это изучение пространственных взаимоотношений. Для маленьких детей это означает изучение объектов и их взаимоотношений, а также распознавание форм и паттернов — повторяющихся последовательностей.
Паттерн — это тема, связующая разделы математики. Она помогает детям видеть связи, отношения, делать обобщения и предвидеть. Освоение понятия паттерн дает детям понимание предсказуемости и повторяемости. Паттерны представляют базовые единицы, например желтый—красный. Дети должны опробовать регулярность и повторяемость в действии, цвете, местоположении и количестве. Таким образом они описывают, продолжают, переносят, переводят и создают паттерны.
Фребель считал, что для общего развития важны три основных процесса, связанных с обработкой информации, а именно: внимание, восприятие и память.
Внимание лежит в основе многих познавательных задач. Ребенок должен овладеть двумя противоположными навыками: во-первых, способностью концентрировать внимание на значимых аспектах среды, которые более всего влияют на выполняемое задание, и, во-вторых, способностью игнорировать множество второстепенных и не важных стимулов. Избирательное внимание начинает развиваться при рождении и совершенствуется на протяжении всего раннего детства.
Восприятие — это процесс интерпретации того, что мы воспринимаем пятью органами чувств. Рецептивные способности зависят от сенсорных систем осязания, вкуса, проприоцепции (восприятия стимулов), обоняния, слуха и зрения. Рецептивные системы обычно развиваются в утробе матери и позволяют новорожденному начать обрабатывать информацию уже при рождении.
Конечно, информацию можно воспринимать по- разному Некоторые лучше воспринимают ее зрительно, другие — на слух. И хотя многие педагоги преподают, полагаясь главным образом на речь, а также ожидают вербальной реакции со стороны воспитанников, маленькие дети выигрывают более всего, когда получают информацию посредством сочетания физического, зрительного и вербального способов.
И наконец, память — это процесс, при котором информация, усвоенная благодаря вниманию и восприятию, хранится в центральной нервной системе.
Работа с дидактическим материалом
Согласно методологии Фребеля игры для детей раннего дошкольного возраста направлены на развитие умений:
➣ сортировать, классифицировать;
➣ сравнивать;
➣ складывать;
➣ выполнять по образцу;
➣ составлять последовательности (логические цепочки);
➣ считать;
➣ приблизительно подсчитывать;
➣ вычитать.
Помимо этого, материалы Фребеля помогают детям воспринять математические символы, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами.
Например, ставится цель познакомить детей с каким-либо конкретным материалом Фребеля; изложить принципы совместной работы с материалами в группе; научиться слушать друг друга, обучаясь совместно.
Занятия строятся примерно так. Педагог держит в руках ящик с материалами и спрашивает у детей: «Как вы думаете, что находится в ящике?»
Дети называют различные предметы, которые, по их представлениям, могут находиться в ящике. Игра в угадывание продолжается до тех пор, пока не вынуты и не названы все предметы. После этого педагог задает детям следующий вопрос: «Что вы можете сказать об этих материалах?»
Каждый ребенок высказывает свое мнение, а педагог записывает высказывания на доске или листе.
На каждом этапе вводятся новые понятия и слова, например:
➣ как называется эта фигура зеленого цвета?
➣ сколько здесь всего цветов?
➣ сколько здесь всего разных фигур?
➣ сколько здесь одинаковых фигур одного цвета?
После обсуждения следуют вопросы о возможностях использования этих материалов:
➣ что можно сделать с этими материалами?
➣ кто может сказать, как можно использовать эти материалы в игре, в математике?
В личностно ориентированных программах педагог не является собственно источником информации, а лишь направляет, облегчает процесс познания, всячески его стимулируя. Предоставляя разнообразные материалы, он создает ситуации, которые дают детям неограниченные возможности взаимодействия с окружающим миром. Лучше всего дети учатся, когда делают что-либо самостоятельно. Им необходимо самим выяснять (пусть с помощью проб и ошибок), как именно устроен предметный мир.
Изученные понятия хорошо закрепляются с помощью активных упражнений. Например, такое понятие, как регулярность/нерегулярность структуры, ребенок может усвоить, переплетая разноцветные нити, чередуя цвета, нанизывая на нитку бусины: синяя, желтая, синяя, желтая...
Работа педагога (воспитателя). Педагог внимательно наблюдает за тем, как дети работают с материалами. Такое наблюдение помогает определить, какие задания следует давать детям исходя из их интересов, каковы их специфические потребности и стили восприятия. Точно так же педагогу следует отмечать, к каким материалам дети явно не проявляют интереса, стараться выяснить причины этого и пытаться разнообразить игры и задания.
Кроме того:
➣ педагог должен иметь представление о типичном развитии детей данного возраста и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Он должен знать, какие материалы необходимы каждому малышу на конкретном этапе его развития;
➣ педагог должен уметь задавать детям открытые вопросы, которые предполагают более одного правильного ответа. Они также позволяют понять мыслительный процесс ребенка. Вопросы-ответы помогают развивать не только мышление, но и речь. Если воспитатель в группе часто задает вопросы, дети тоже начнут о многом спрашивать. Развитие мышления имеет гораздо большее значение для образования, чем запоминание фактической информации;
➣ педагог дает детям время на обдумывание того, что они делают. Это позволяет им лучше усвоить вводимые понятия. Воспитатель отводит время на вопросы и ответы и на самостоятельное выражение мыслей;
➣ педагог обсуждает с детьми все сделанные выводы и заключения, как верные, так и неверные. Часто обсуждение идеи, которая в результате оказывается неверной, приносит больше пользы, чем обсуждение правильного ответа;
➣ как и дети, педагог должен уметь действовать «по обстоятельствам», в том числе предлагать новые материалы и пути использования старых. Определенные занятия могут оказаться весьма успешными, некоторые — не очень. При этом не стоит ждать, что каждый ребенок будет с удовольствием участвовать в том или ином занятии. Инициативный педагог вовремя заменит материалы или найдет способ продолжить и развить обучение, вызывающее интерес;
➣ педагог должен уметь признавать, что чего-то не знает, — это лучше, чем дать неверную информацию. Говоря «не знаю», воспитатель тем самым создает обстановку, в которой он и дети вместе участвуют в поиске ответов и решений. Это также учит детей пользоваться различными источниками. Кроме того, дети видят, что взрослые тоже учатся;
➣ педагог непосредственно общается и играет с детьми. Он разделяет их стремление узнавать новое и проявляет интерес ко всему, что дети делают и исследуют;
➣ для педагога важно уметь почувствовать, когда его присутствие не является необходимым, когда детей следует предоставить самим себе, чтобы они самостоятельно управляли процессом познания.
На начальном этапе необходимо избегать слишком сложных заданий: формирование мыслительных навыков и приобретение тех или иных умений должно приносить радость. Когда мыслительные навыки уже сформированы, их можно применять и для решения более сложных задач. Иначе говоря — творить, придумывать новые задания и игры, находить интересные решения для использования в собственной практике.
Похожие статьи:
Игры на развитие внимания для детей 2, 3 лет
Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!