Ранее развитие и обучение ребенка. Методика воспитания Фридриха Фребеля

Ранее развитие и  обучение ребенка. Методика воспитания Фридриха Фребеля

Рассмотрим основные принципы и постулаты воспитания и развития детей по Фридриху Фребелю.

Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением.

Ф. Фребель

Основной принцип Ф. Фребеля -  Жизнь для детей

Несмотря на то что школе воспитания Фридриха Фребеля уже более 250 лет, ее помнят и почитают во всем мире. Именно этот выдающийся немецкий педагог создал общественную систему обучения дошкольников под названием детский сад (Kindergarten). Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиход.

Фребель одним из первых воспитателей своего времени понял, что именно в играх дети наиболее полно реализуются. Для своего детского сада он разработал целый набор игр и игрушек, которые малыши получали в подарок, например кубики или мячи. Кроме играли или слушали истории, которые рассказывали воспитатели.

Педагог начал пропагандировать складывание из бумаги для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он советовал им постоянно заниматься так называемым оригами с тем, чтобы сначала «ощущать» основы геометрии пальцами, а уже затем понимать. Фребель также известен как автор головоломки, состоящей из классических наборов блоков, которые должны складываться в кубическую коробку. Этот деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединять части в целое — и все это исключительно в игровой форме.

Биография Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель родился в семье пастора в Обер- вейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт. Еще малышом он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев, которых скоро сменила мачеха. Любопытно, что начальное образование Фридрих получил в деревенской школе для девочек.

С 1799 года юный Фридрих слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, а в 1805 году отправился в Иверден, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении знаменитого швейцарского педагога Иоганна Песталоцци.

В ноябре 1816 года Фребель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по собственной системе. В эту школу первоначально поступили пять его племянников, затем — брат его друга. В следующем году вдова брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фребеля.

В 1818 году Фребель женился. Увлекшись идеями мужа, супруга вскоре пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фребеля Христиан: продав свое торговое дело, он переселился в Кейльгау и стал директором училища. Спустя несколько лет в нем уже учились более 60 воспитанников. К этому периоду относится и создание главного литературного труда Фребеля — «О воспитании человека», опубликованного в 1826 году.

Свою деятельность Фребель продолжил в Швейцарии. Успех был очевиден, и кантональное управление Берна поручило педагогу устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь же у Фребеля возникла мысль о создании воспитательных заведений для малолетних детей.

В 1840 году Фребель переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Там же издавалась воскресная газета под девизом «Будем жить для наших детей!». Перу педагога принадлежат ставшие популярными «Материнские ласкательные песни»: музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки сделал художник Унгер.

В 1844 году под редакцией Фребеля вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге». В 1851 году педагог выпустил «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе- воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». (Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга «Педагогика детского сада».)

В 1852 году съезд учителей в Готе восторженно приветствовал известного воспитателя, отдавая дань уважения новаторским идеям и их практическому осуществлению.

Фридрих Фребель умер 17 июля того же года в Ма- риентале, где работал над учреждением школы для «детских садовниц» — так по-отечески он называл своих воспитанниц.

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля пришлась на то время, когда в Западной Европе остро стояли проблемы призрения малолетних детей и подготовки их к труду. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: «женские школы», «убежища», «школы плетения из соломы», «школы вязания кружев» и т. п. Чтобы обеспечить их содержание и, кроме того, получить прибыль, устроители, естественно, заставляли детей наравне со взрослыми работать на производстве.

Лишь некоторые «игровые школы» в какой-то мере отвечали педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоничном развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и разносторонний труд детей как систему нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Одним из инициаторов создания таких школ и был Фридрих Фребель.

Теория развития ребенка по Фребелю

Теория развития ребенка. В своих педагогических воззрениях Фребель исходил из теории всеобщности жизни и бытия: «во всем царит вечный закон». Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Законы воспитания формулировались Фребелем как «самораскрытие Божественного начала в человеке». Иначе говоря — в своем развитии ребенок творчески повторяет исторические этапы развития человеческого сознания. Основная педагогическая система — теория игры. По Фребелю, детская игра — «зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Игра — мостик от внутреннего мира к природе.

Разумеется, Фребель, воспитанный в духе немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом. Он полагал, что педагогике Песталоцци недоставало философского обоснования, и пришел к выводу о необходимости построить свою систему на прочном философском фундаменте. Он писал: «Если из моей системы вынуть общее мировоззрение, то система упадет. Она стоит, пока цементируется моей философией».

По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребенке единого творческого Божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование роли воспитания и обучения в развитии ребенка, по- своему истолковал представление о саморазвитии как процессе выявления в ребенке природного начала.

Всестороннее развитие детей начинается с их физического развития, а уход за телом тесно связан с развитием психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов Фребель рекомендовал предоставить ребенку свободу движений, умеренное рациональное питание, удобную одежду. Важное значение придавалось любым видам деятельности: играм, ритмическим движениям, конструированию, несложным сельскохозяйственным работам на участке, прогулкам.

Игру Фребель считал «высшей ступенью детского развития». Он разработал ее теорию, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. В своей практике педагог вел многообразные изобразительные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе. Раскрывая ее сущность, Фребель доказывал, что игра для ребенка — инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего. Копируя жизнь семьи, уход матери за младенцем, ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно благодаря исключительно внутренним силам.

Фребель также считал игру одним из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Кроме того, игры способствуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Собственно воспитание, по мнению Фребеля, должно начинаться со «второго периода детства» (после года), когда можно уже руководить проявлениями воли ребенка и знакомить его с понятиями количества и разнообразия вещей.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. При этом совершенно не требуется какого-либо принуждения — достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя.

Особенно подробно Фребель развивал мысль о важности знакомства с естественными науками: жизнь выражается наиболее наглядно и разнообразно в природе, поэтому любой человек легче всего познает идею жизни, наблюдая за природой.

Особая роль в понимании жизни, ее развитии и организации отводится понятию «единства в многообразии». Задача воспитания состоит в том, чтобы развить единство, вложенное в человеческую душу, и превратить его в возможно совершенное многообразие.

То, что мы хотим развить в ребенке, должно уже быть в его натуре. Для создания совершенного единства необходимо, чтобы все свойственные человеку многообразия развивались одновременно и в одинаковой степени, оставаясь в гармоничном отношении друг к другу. Переходя постепенно от инстинкта к чувству и далее к сознанию и воле, ребенок должен получать на каждой ступени развития только то, что он может понять, усвоить и переработать и что может послужить ему подготовкой к следующей ступени.

Важную роль в воспитании ребенка играет мать. Именно матерям Фребель адресовал свои «дары» — системный набор игр, составленный по возрастающей: от простых к более сложным. В этом же ряду стоят «Материнские песни», призванные в доступной форме привить малышу чувство гармонии и ритма.

Воспитание детей в детском саду

Методика воспитания в детском саду. Самореализация невозможна без внешнего влияния, а значит, необходимы разнообразные средства, способствующие удовлетворению влечений. В детском саду, как писал Фребель, «детей необходимо активно вовлекать в коллективную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние проявления чувств, знакомить с людьми и природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить к школе, помогая развиваться, словно растениям в саду».

Идею создания детских садов Фребель вынашивал много лет, воплотив ее в жизнь сравнительно поздно. Он исходил из предположения, что в первые годы жизни приобретается наибольшее количество знаний, строится основание всей духовной жизни и, следовательно, тщательный и разумный уход является особенно важным, а между тем именно в это время ребенок часто предоставлен самому себе. Для таких детей детские сады особенно необходимы. Но даже в тех семьях, где за развитием ребенка следит любящая и образованная мать, посещение детского сада весьма полезно. Общение с детьми одного возраста, игры и занятия могут оказать благотворное влияние на душевную жизнь маленького человека.

По замыслу Фребеля, детский сад должен состоять из четырех учреждений:

➣ образцовое заведение для воспитания малолетних детей;

➣ заведение для обучения и подготовки детских «садовников и садовниц»;

➣ заведение для распространения полезных детских игр;

➣ периодическое издание, способствующее поддержанию связи между родителями, воспитателями и воспитанницами детских садов.

В брошюре «Отчет о немецком детском саде в Бланкенбурге» Фребель пояснил: назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся разум, знакомить с природой и людьми, направляя сердце к первоначальному источнику жизни — единению.

Важнейшим фактором воспитания Фребель считал речь. По его убеждению, игра непременно должна сопровождаться беседой или пением и детям должна быть дана возможность высказываться.

Несмотря на то что детские сады при жизни Фребеля не были оценены по достоинству, уже к концу XIX века они заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Объяснение простое: Фребель раньше других подметил то, что видели все, но не придавали значения: детям вместе интересно, они тянутся друг к другу. Никто не хочет играть в одиночку, при этом каждый готов подчиниться общим правилам. Примечательно, что правила своих игр дети могут изобретать или придумывать вполне самостоятельно, они строго им следуют, более того, старшие помогают младшим их осваивать.

❧ Одухотворяющее слово, одухотворяющее пение принадлежит к числу самостоятельных занятий ребенка, а следовательно, должно постоянно входить и в его игры... (Ф. Фребель)

Несомненно, Фребель обладал уникальной педагогической интуицией и чутьем. Ведь, по сути, в начале XIX века вообще не существовало такого понятия, как дошкольное воспитание. Но школы-то были! А в них были дети, собранные в группы. Это уже новые отношения, появление определенных сложностей и для детей, и для учителей. Значит, малышей надо было готовить к школе, именно собирая их в группы, — и под руководством педагогов.

Фребель определил и главный принцип воспитания в детском саду: не мешать ребенку, а помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа.

Сегодня все эти соображения кажутся нам очевидными, но для начала XIX века они были поистине революционными. Достаточно сказать, что торговля детьми (как и взрослыми) считалась нормальным явлением: до отмены крепостного права в Европе оставался еще не один десяток лет, в России — более полувека. Фребеля не раз обвиняли в пропаганде социалистических идей.

В целом Фребель рассматривал воспитание как двусторонний процесс, при котором учитель воздействует на развитие личности главным образом с помощью различных видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя. Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно «давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким».

Похожие статьи:

Дары Фридриха Фребеля

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!