Как развивать интерес к обучению у ребёнка
Рассмотрим систему побуждение к интересу по методике Бориса Никитина.
Гармоничное интеллектуальное развитие достигается, по Никитиным, в соответствии с теми же принципами «спонтанного интереса» и самостоятельной деятельности. К этому следует подготовиться заранее. В какой- то момент среди детских игрушек появляются, например, кубики с буквами — и это становится первым шагом на пути ребенка к чтению. На стенах детской комнаты — карта полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. Первые впечатления могут непроизвольно пробудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности.
Общая работа или работа рядом — это обязательный интерес и к занятиям, и к результатам, а вместе с тем и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и решать за него то, что он может решить самостоятельно.
В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять самостоятельность, развивать творческие способности, не навязывая своего мнения, и не торопиться во что бы то ни стало предотвратить ошибку или сразу указать на нее. В случае неудачи не следует упрекать ребенка, однако успех нужно отмечать обязательно. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.
Давно замечено, что дети всегда готовы к движению, посильным физическим нагрузкам, и в этом их необходимо всячески поощрять. Тело ребенка — само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное слишком калорийной пищей, оно легко согласуется с умственными занятиями. Спортивные снаряды вошли в жизнь детей семьи Никитиных чуть ли не с младенчества. Особое внимание уделялось закаливанию.
В свое время соседи Никитиных были шокированы тем, что даже в мороз дети бегали босиком по снегу и не болели. Они добились этого с помощью закаливания: с первых дней жизни малыши должны были принимать воздушные ванны, продолжительность которых постепенно увеличивалась.
С самого раннего возраста дети занимались на различных спортивных снарядах, первым из которых стал... элементарный турничок-перекладина для кроватки, за которую младенец мог держаться и «подтягиваться». Манеж, по этой методике, нежелателен — он сковывает спонтанные движения. Для подрастающих детей можно оборудовать спортивный утолок. Сейчас это легко сделать — в продаже есть домашние спортивные комплексы для любого возраста.
Очень важно разглядеть в своем малыше задатки тех или иных способностей и предоставить ему необходимый материал для их развития. С этой целью Никитины ввели такое понятие, как обогащенная обстановка для детей.
Это система целого ряда приспособлений и условий:
➣ использование лесенки-«встаньки» Скрипалева;
➣ свободное передвижение по квартире ребенка- «ползунка»;
➣ игры «взрослыми» игрушками — кастрюлями, кружками, ложками помимо пластилина, карандашей и бумаги;
➣ свобода познания мира: забыть выражения «Не трогай!», «Не лезь!» и т. п.;
➣ оборудование в квартире спорткомплекса;
➣ развивающие игры;
➣ раннее знакомство с буквами и цифрами (начиная с 2—3-летнего возраста)»;
➣ раннее знакомство с инструментами и материалами, т. е. с ручным трудом, с ножницами, шилом и т. д.
Что касается отношения родителей к развитию детей, то здесь у Никитиных две позиции:
➣ ребенку надо все объяснить, рассказать;
➣ рассказывать и показывать малышу нужно только то, чего он сам понять не может, — так формируется самостоятельность.
Именно второй вариант дает творческие личности, а первый развивает лишь исполнительские способности.
Конечно, в системе Никитиных были явные недочеты, о которых писали впоследствии они сами: по сути, это была система технократического воспитания; в семье растили будущих инженеров, мастеров «золотые» руки, а гуманитарная, эстетическая сторона практически отсутствовала.
Но игры и пособия, которые были разработаны в те годы Никитиным, поистине уникальны, и до сих пор ни у нас, ни за рубежом не создано ничего, что могло бы превзойти по своим дидактическим возможностям знаменитые кубики Никитиных.
Похожие статьи:
Методика воспитания детей Глена Домана
Методика раннего развития детей. Методика Николая Зайцева
Нет комментариев. Ваш будет первым!