Как развивать интерес к обучению у ребёнка

Как развивать интерес к обучению у ребёнка

Рассмотрим систему побуждение к интересу по методике Бориса Никитина.

Гармоничное интеллектуальное развитие достигается, по Никитиным, в соответствии с теми же принципами «спонтанного интереса» и самостоятельной деятельности. К этому следует подготовиться заранее. В какой- то момент среди детских игрушек появляются, например, кубики с буквами — и это становится первым шагом на пути ребенка к чтению. На стенах детской комнаты — карта полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. Первые впечатления могут непроизвольно пробудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности.

Общая работа или работа рядом — это обязательный интерес и к занятиям, и к результатам, а вместе с тем и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и решать за него то, что он может решить самостоятельно.

В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять самостоятельность, развивать творческие способности, не навязывая своего мнения, и не торопиться во что бы то ни стало предотвратить ошибку или сразу указать на нее. В случае неудачи не следует упрекать ребенка, однако успех нужно отмечать обязательно. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Давно замечено, что дети всегда готовы к движению, посильным физическим нагрузкам, и в этом их необходимо всячески поощрять. Тело ребенка — само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное слишком калорийной пищей, оно легко согласуется с умственными занятиями. Спортивные снаряды вошли в жизнь детей семьи Никитиных чуть ли не с младенчества. Особое внимание уделялось закаливанию.

В свое время соседи Никитиных были шокированы тем, что даже в мороз дети бегали босиком по снегу и не болели. Они добились этого с помощью закаливания: с первых дней жизни малыши должны были принимать воздушные ванны, продолжительность которых постепенно увеличивалась.

С самого раннего возраста дети занимались на различных спортивных снарядах, первым из которых стал... элементарный турничок-перекладина для кроватки, за которую младенец мог держаться и «подтягиваться». Манеж, по этой методике, нежелателен — он сковывает спонтанные движения. Для подрастающих детей можно оборудовать спортивный утолок. Сейчас это легко сделать — в продаже есть домашние спортивные комплексы для любого возраста.

Очень важно разглядеть в своем малыше задатки тех или иных способностей и предоставить ему необходимый материал для их развития. С этой целью Никитины ввели такое понятие, как обогащенная обстановка для детей.

Это система целого ряда приспособлений и условий:

➣ использование лесенки-«встаньки» Скрипалева;

➣ свободное передвижение по квартире ребенка- «ползунка»;

➣ игры «взрослыми» игрушками — кастрюлями, кружками, ложками помимо пластилина, карандашей и бумаги;

➣ свобода познания мира: забыть выражения «Не трогай!», «Не лезь!» и т. п.;

➣ оборудование в квартире спорткомплекса;

➣ развивающие игры;

➣ раннее знакомство с буквами и цифрами (начиная с 2—3-летнего возраста)»;

➣ раннее знакомство с инструментами и материалами, т. е. с ручным трудом, с ножницами, шилом и т. д.

Что касается отношения родителей к развитию детей, то здесь у Никитиных две позиции:

➣ ребенку надо все объяснить, рассказать;

➣ рассказывать и показывать малышу нужно только то, чего он сам понять не может, — так формируется самостоятельность.

Именно второй вариант дает творческие личности, а первый развивает лишь исполнительские способности.

Конечно, в системе Никитиных были явные недочеты, о которых писали впоследствии они сами: по сути, это была система технократического воспитания; в семье растили будущих инженеров, мастеров «золотые» руки, а гуманитарная, эстетическая сторона практически отсутствовала.

Но игры и пособия, которые были разработаны в те годы Никитиным, поистине уникальны, и до сих пор ни у нас, ни за рубежом не создано ничего, что могло бы превзойти по своим дидактическим возможностям знаменитые кубики Никитиных.

Похожие статьи:

Методика воспитания детей Глена Домана

Методика раннего развития детей. Методика Николая Зайцева

Методика раннего развития детей. Методика Никитина

Как обучать ребенка

Развивающие игры Никитина

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!