Как правильно воспитывать и развивать ребёнка
Ответ на этот вопрос мы найдем изучаю методику воспитания детей, методику Марии Монтессори
Философия Марии Монтессори
Педагогику Монтессори часто характеризуют как метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка, а потому здесь неуместны сравнения по общепринятым меркам. В школе Монтессори дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики.
Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации, в первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего человека. Дети учатся лучше всего, когда могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги предлагают детям самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного материала.
В основе метода лежит поддержание естественной радости ребенка от учения. По Монтессори, радость учиться — одна из главных особенностей человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в своих силах и усваивают изученное наиболее эффективно. Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (т. е. такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике).
Обучение по Монтессори в школе дает широкие возможности для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа делает акцент на личности обучающегося как «руководителя» своего интеллектуального развития.
Для Марии Монтессори имело первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя воспринимали как обучающихся, учитывали индивидуальный ритм других детей, старались понять каждого из них. Например: ребенок использует специальный математический материал не для занятий математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. В этом случае руководитель должен принять такое развитие (как и другие дети).
Подготовленная среда. Это важнейший элемент педагогики Монтессори. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым.
Условия для благоприятной среды просты: оборудование должно соответствовать росту и пропорциям ребенка; дети должны иметь возможность переставлять столы и стулья — им предоставляется право самостоятельно выбирать место для занятий. Само переставление стульев с места на место Монтессори рассматривает как упражнение для развития моторики. При этом дети должны научиться переставлять предметы как можно тише, чтобы не мешать другим.
Обстановка эстетична и изысканна, используется хрупкая посуда. Дети обязаны научиться уверенно обращаться с хрупкими предметами и понимать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, умению учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. Так они приобретают навыки независимости от взрослых.
Роль взрослых. С момента своего рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, дух малыша исполнен стремления к познанию и духовной автономии. В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию.
Поскольку фазы чувствительности и восприятия у каждого ребенка разные, то и учебный план строится по строго индивидуальному принципу. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. Однако ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.
Роль воспитателя. Главное для воспитателя, как уже говорилось, — не мешать процессу саморазвития. Это требование исходит из того тезиса, что родители — не творцы ребенка, ребенок — сам хозяин своего развития. Из этого следует и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, — «помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения». Этим она формулирует свое четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим творить людей по своему образу и подобию. Монтессори ожидает от взрослого «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.
Похожие статьи:
Как воспитать одарённого ребёнка
Как правильно воспитывать ребенка?
Нет комментариев. Ваш будет первым!