Как правильно общаться с ребёнком
Правила общения с ребенком
Развивать интуицию (шестое чувство). Мы знаем, что у человека есть пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Но у него есть и шестое чувство — интуиция. Она, как полагал Ибука, — важное условие любого серьезного достижения. Все великие изобретатели полагались на интуицию, несмотря на огромные знания и опыт. Интуиция «перекрывает» все пять чувств и, таким образом, является самым Древним и фундаментальным чувством. Интуицию также называют животным инстинктом, выходящим за рамки логики и здравого смысла.
До трех лет малыш очень близок к животному, то есть еще не способен логически мыслить и полагается на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом, поощрять их развитие и уж тем более не подавлять, прививая ребенку навыки и пытаясь воздействовать на него логикой и доводами разума. Более того, поскольку интуиция — это совокупность всех пяти чувств, она развивает и обостряет все чувства.
Говорить правду на половые темы. Последнее время половое воспитание активно обсуждается во всех средствах массовой информации. Главный вопрос — когда начинать такое воспитание: в начальной школе или в средней? Ибука находил этот вопрос неуместным. Половая жизнь — это сфера инстинктов, почему же надо скрывать от ребенка правду до определенного возраста, а затем вдруг начинать говорить об этом?
Хотя маленький ребенок ощущает себя существом среднего рода, уже в два или три года он начинает задавать вопросы, касающиеся половых проблем. Сначала он открывает для себя, что папа и мама устроены по-разному. Естественно, он спрашивает. Если в семье рождается еще один ребенок, малыша интересует, как братик или сестренка появились на свет.
На такие вопросы дитя должно получить ясный ответ. Не надо отшучиваться или лгать. Смущение и недомолвки родителей действительно сделают щекотливую тему запретным плодом и только возбудят любопытство, породят неверные фантазии.
Интуиция двух-трехлетнего ребенка подскажет, что ему говорят неправду. Он может не подать виду, но его любопытство будет только подогрето странным поведением родителей. Тот аргумент, что ребенок якобы слишком мал, чтобы знать правду, неверен и в этом случае. Темы, касающиеся половой жизни, следует обсуждать спокойно, в дружелюбном тоне, чтобы с самого начала ребенок относился естественно к этому вопросу. Те взрослые, которые считают секс запрещенной темой, скорее всего, получили неверное воспитание в детстве.
Неправильное питание вырабатывает плохие привычки на всю последующую жизнь. Проблемы питания рано или поздно возникают в каждой семье. Женские журналы и пособия по воспитанию детей полны статей на тему «Как убедить ребенка есть то, что ему не нравится?».
Однако не лучше ли задаться вопросом, как устранить причину, чем думать, как исправить то, что уже сформировалось? Неправильные привычки очень трудно искоренять. Если ребенка заставлять есть против его желания, у него может выработаться отвращение к определенной еде.
Ибука уверен, что, кроме аллергии на те или иные виды пищи, проблемы с кормлением возникают в результате неправильного питания в младенчестве. Если предлагать ребенку одну и ту же еду изо дня в день, его вкусы не разовьются и он будет отказываться от всякой новой пищи.
Вкусы ребенка, так же как и другие чувства, формируются почти полностью между годом и тремя. Не следует кормить его только тем, что полезно, как кормят животных. Ребенок никогда не скажет: «Это вкусно!» или «Отлично приготовлено!» Тем не менее очень важно, чтобы он получал удовольствие от еды и чтобы пища была как можно более разнообразной. Детям вообще надо давать самое вкусное, чтобы у них вырабатывалось правильное отношение к еде. Особое внимание следует уделять разным специям и добавкам к пище, чтобы малыш испытал как можно больше вкусовых ощущений.
Распорядок дня развивает чувство времени. Считается, что маленький ребенок живет только сегодняшним днем и для него не существует понятий «прошлое» и «будущее». Приблизительно к двум с половиной годам он начинает понимать, что такое «до», «после», «вчера» и «завтра».
Однако практика показывает, что младенец все же понимает, что такое настоящее, будущее и прошлое, благодаря, например, повторяющимся телевизионным программам. Они бывают более регулярными, чем события семейной жизни, такие как завтрак, обед, приход отца с работы.
Телевизор может сослужить хорошую службу в организации распорядка дня ребенка. Необходимо соблюдать строгий режим не только для того, чтобы привить малышу хорошие манеры, но и для того, чтобы развить у него чувство времени. Некоторые матери учат детей узнавать время по часам, прежде чем дети научатся считать. Ребенок не понимает значения стрелок, поэтому бесполезно показывать ему на стрелки и говорить: «Восемь часов, пора идти спать». Ребенок идет спать не потому, что восемь часов, а потому, что стало темно, и потому, что ему хочется спать. Регулярный распорядок дня позволяет выработать у ребенка абстрактное чувство времени. Сам этот распорядок заменяет ему часы.
Телевизионные и радиопрограммы помогают ребенку правильно говорить. Конечно, нет смысла давать ребенку слушать то, чего он не понимает. Но ему совершенно не обязательно все понимать, главное, чтобы он усваивал слова с правильными ударениями, интонацией и произношением. Неграмотная речь и плохое произношение — продукты среды, в которой растет малыш. Если взрослому присущи какие-то особенности речи, в том числе искажения и неправильные обороты, он непременно передаст их ребенку, который затем передаст их своим детям. Если правильная речь прочно войдет в сознание ребенка, он сможет впоследствии избежать влияния жаргонных выражений или неверных ударений.
Похожие статьи:
Методика раннего развития. Методика Масару Ибука
Методика воспитания детей Глена Домана
Нет комментариев. Ваш будет первым!