Игра «Звёздный час» для школьников 5-7 классов

Игра «Звездный час» для подростков по эстетическому воспитанию

Цели:

- завершить цикл классных часов «В мире прекрасного»;

- подвести итоги, наградить самых активных участников игр, конкурсов и соревнований;

- в творческом соперничестве проверить знания, приобретённые на классных часах по русской культуре и искусству;

- распространить опыт организации и проведения классных часов в нестандартной форме среди учителей.

Оборудование и материалы: таблички с цифрами по количеству вариантов ответов на вопросы каждого этапа, репродукции картин русских художников, кубики с буквами, экран соревнования, листы с заданиями каждого конкурса, звёздочки любого цвета для правильных ответов участников игры.

Участники: команды из учащихся класса, учителя, родители, библиотекарь.

Ход классного часа

Звучит песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир!», ведущий читает эпиграф к уроку.

Любой счастливой мысли появленье

И дерзость строк, пришедших неспроста, -

Всё возникало с чувства удивленья,

Всё начиналось с чистого листа.

 

Стремление постичь предметов свойства,

Найти им надлежащие места -

Всё предварялось жаром беспокойства,

Всё начиналось с чистого листа.

 

У пульта, за роялем, на арене,

Над глиной, на подмостках, у холста –

Да что искусство - мира сотворенье –

Всё начиналось с чистого листа.

Михаил Матусовский

I. Слово классного руководителя - ведущего.

Дорогие ребята, уважаемые коллеги, родители и гости!

Сегодня мы завершаем интересное путешествие «В мир прекрасного» и подводим итоги знакомства с русской культурой и искусством. Мы перелистали страницы прошлого, побывали в гостях у художников, композиторов, музыкантов, деятелей театрального искусства, узнали о том, какими были народные праздники на Руси, декоративно-прикладное искусство. Нам открылось искусство портрета, вместе с Машей мы победили Мышиного короля, узнали о первопечатнике Иване Фёдорове, совершили интересную экскурсию по Московскому Кремлю.

На каждом занятии мы играли, беседовали, соревновались в творческом соперничестве. Все вы набирали очки, большее количество которых позволит 6 из вас принять участие в нашем «Звёздном часе».

Итак, мы начинаем!

Звучит песня «Буратино» (музыка А. Рыбникова) из телефильма «Приключения Буратино».

II. Проведение туров игры.

Первый тур.

Ведущий приглашает шесть человек занять свои места на старте, одинаковом для всех расстоянии до классной доски. В руках у участников таблички с цифрами по количеству вариантов ответов на вопросы каждого этапа.

На классной доске - 6 демонстрационных пронумерованных табличек с именами:

Мальвина, Коломбина, Пьеро, Пиноккио, Арлекин, Дуремар.

Ведущий. Ребята! Один из классных часов был посвящён истории театра. Мы узнали, откуда пришли на Новогодний карнавал маски и красивые костюмы - персонажи итальянского театра дель-арте. Ответьте на вопросы, подняв карточку с тем номером, под которым, по-вашему, указан правильный ответ. Если ответ будет дан правильно, мои помощники прикрепят вам звезду. Кто наберёт меньше всего звёзд, тот выбывает.

1. Назовите имя деревянного человечка, сумевшего обхитрить злого и жестокого директора кукольного театра и открывшего волшебную дверцу в мир прекрасного представления для детей? (Пиноккио.)

2. Кто был безнадёжно влюблён в Мальвину? (Пьеро.)

3. Кто из персонажей итальянского театра дель-арте очень любил веселые розыгрыши и прославился своими забавными проделками? (Арлекин.)

4. У нас она стала Мальвиной. А как звали её в театре дель- арте? (Коломбина.)

Участник, набравший меньшее количество звёздочек, выбывает.

Второй тур.

На доске - названия опер и балетов П. И. Чайковского:

«Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Иоланта», «Пиковая дама», «Мазепа».

Ведущий.

1. В какой опере слепая героиня прозревает, становится зрячей благодаря огромному желанию увидеть окружающий мир, красоту дивной природы? («Иоланта».)

2. В каком балете есть всем известный «Танец маленьких лебедей»? («Лебединое озеро».)

3. Какой балет написан на сюжет известной сказки французского писателя Ш. Перро о принцессе, несправедливо наказной злой колдуньей за свою красоту? («Спящая красавица».)

4. Послушайте музыкальный фрагмент. Назовите это произведение. («Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».)

Участник, набравший меньшее количество звёздочек по итогам двух первых туров, выбывает.

Третий тур.

На доске - демонстрационный материал из альбома «Русское народное декоративно-прикладное искусство». Каждый вид промысла пронумерован.

Ведущий.

1. В этих изделиях народного творчества главным приёмом является нанесение «оживок»; изделия в виде мебели встречаются в детских учреждениях. (Городецкая роспись.)

2. Это деревянные изделия, предметы посуды, очень красивы, привлекают внимание разноцветьем красок и травяных узоров. (Хохлома.)

3. Это барыни, модницы, девушки с коромыслом - они изящны и красивы, выполнены яркими, разноцветными красками, нанесёнными на глину, которая подвергалась обжигу в печи. Игрушки этого промысла отличаются своей неповторимостью, красочностью весёлостью и нарядностью. (Дымковская игрушка.)

4. Эта игрушка воплощает образ русской девушки. Фигурки могут помещаться одна в другую. (Матрёшка.)

Четвёртый тур.

На доске - пронумерованные названия произведений:

«Руслан и Людмила», «Баба-Яга», «Царевна-Лебедь», «Садко», «Золушка», «Конёк-горбунок».

Ведущий.

1. Как называется опера М. И. Глинки, увертюру из которой вы сейчас слышите?

Звучит фрагмент оперы «Руслан и Людмила».

2. На какой картине известный русский художник изобразил свою жену в образе сказочной героини? («Царевна-Лебедь».)

3. Кого изобразил в музыкальной пьесе великий русский композитор М. П. Мусоргский, портрет которого вы видите? (Баба-Яга.)

4. Как называется опера Н. А. Римского-Корсакова, в которой былинный герой побеждает Морского царя при помощи музыки, исполняемой на гуслях? Послушайте звучание гуслей.

Звучит фрагмент оперы «Садко».

Выбывает ещё один участник. Остаётся три человека.

Пятый тур. «Кубики».

На стол ведущий выбрасывает шесть деревянных кубиков с буквами, называет буквы, оказавшиеся наверху. За одну минуту участники составляют из них слова (имена существительные в единственном числе и именительном падеже). Звёзды получают те, кто составит большее количество слов и самое длинное слово.

Шестой тур. «Логические цепочки».

На доске - названия картин В. М. Васнецова: № 1. «Алёнушка». № 2. «Богатыри». № 3. «Захарка».

Ведущий. Я считаю, что все эти картины написал В. М. Васнецов. Так ли это?

Участники должны поднять № 3, так как «Захарка» написан другим художником.

На доске - фамилии: № 1. М. Плисецкая. № 2. И. Архипова. № 3. Е. Образцова.

Ведущий. Я считаю, что все эти великие актрисы исполняли роль Кармен в оперном спектакле. Так ли это?

Участники должны поднять № 1, так М. М. Плисецкая исполняла роль Кармен в балете.

На доске - названия колокольных звонов: № 1. Благовест. № 2. Проводной. № 3. Набат, праздничный.

Ведущий. На классном часе о колокольных звонах не было речи об одном из названных здесь колокольных звонов. Каком?

Участники поднимают № 3, речи о набате не было.

На доске - названия икон: № 1. Умиление. № 2. Спас. № 3. Одигитрия, Оранта.

Ведущий. На всех этих иконах изображается Богоматерь, дева Мария с младенцем. Так ли это?

Участники поднимают карточку № 2, так как Спас - это изображение Иисуса Христа.

По итогам в финал выходят 2 человека. Уточняется количество звёзд, набранных ими; преимущество имеет тот, у кого при вычитании равного числа, остались звёзды.

Финал

На финал предлагается, например, слово КРАСОТА. За одну минуту финалисты составляют из букв этого слова новые слова (рак, сок, раса, рот, торс, сор, кот, ас, крот, ар, кара, тара, ток, сток, срок, сотка, рота, тоска, коса, рост и т. д.)

III. Итог игры.

Победителю «Звёздного часа», составившему большее число слов, вручается ПРИЗ; участникам - Грамоты.

Всем учащимся класса - Дипломы об успешном завершении путешествия в мир прекрасного.

Автор: Н. Ф. Ромашина

Похожие статьи:

Игра «Умники и умницы» для 7 класса

Интеллектуальная игра для школьников начальных классов

Интеллектуальная игра с ответами, 10-11 класс

Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников

Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников с ответами

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!