Игровая деятельность для младших школьников

Игровая деятельность. Классификация игр. Методика составления деловых игр

Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Она всегда составляла неотъемлемую часть жизни человека, сопровождая его от рождения до тризны. Слова «игра» и «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Для сравнения: «играть в футбол», «играть в прятки», «играть с огнем», «играть с малышом». Словарь русского языка это слово определяет как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения». (Словарь русского языка: в 4 т. - Т. 1. А-Й / под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. яз., 1981. - С. 628.) Замечено, что дети в разных уголках планеты играют в похожие по своей сути игры.

Игра человека есть подлинно культурная ценность, способствующая укреплению контактов между людьми на социальном уровне и тем самым участвующая в процессе социализации личности наиболее приятным для него способом.

Среди всех исследований по вопросам игры особое место принадлежит использованию игры в воспитательном процессе. Сложность понимания воспитывающего значения игры кроется в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркиваются самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат. Между тем воспитание - целенаправленная деятельность, которую организует педагог. Поэтому использование игровых моделей в организации деятельности является сложной педагогической задачей. Именно поэтому вопрос о педагогическом управлении игровой деятельностью является достаточно значимым. На помощь в этом вопросе приходят различные классификации игр, позволяющие выбрать из широкого спектра именно ту, которая поможет приблизиться к решению поставленной педагогической задачи.

Что же такое игра с психолого-педагогической точки зрения? В педагогической энциклопедии дается такое определение: «Игра - один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними... одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания». Игры детей есть та самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества, личной активности. Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание - все это игра.

Итак, велик воспитательный потенциал игры, и в умелых руках педагога безграничны ее возможности. С помощью игры можно:

- создать эмоциональную основу жизнедеятельности детского коллектива, установить взаимные контакты, общение, закрепить нормы поведения;

- осуществить своеобразную психотерапевтическую коррекцию личности, ее самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование;

- снять физическую усталость с мышц, переключить с одного вида деятельности на другой;

- организовать разумный досуг;

- развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить умение быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющихся ситуациях.

Не секрет, что дети - участники смен, прибывающие в детский оздоровительный центр (лагерь и в новый коллектив вообще), испытывают определенные сложности. Ситуация, в которую попадает ребенок (или взрослый), связана с периодом первоначальной адаптации: может возникнуть общее эмоциональное напряжение из-за недостатка информации, неопределенности положения в коллективе, неустойчивости отношений со сверстниками и взрослыми. Из стрессовой ситуации детям помогают выйти педагоги в первую очередь при помощи создания благоприятного психологического климата в коллективе.

Социальные психологи рассматривают психологический климат как эмоциональный настрой коллектива - относительно устойчивое явление, в котором на эмоциональном уровне отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значительным явлениям окружающей жизни. Поэтому очень важно понимать, что игра - это прежде всего вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в игре складываются и совершенствуются навыки управления своим поведением. Такое понимание игры позволяет выделить основные ее функции:

• развлекательная (развлечение, удовольствие, воодушевление, интерес);

• коммуникативная (освоение навыков взаимодействия);

• игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

• диагностическая (выявление индивидуально-личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры);

• коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

• межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);

• социализации (включение в систему общественных и межличностных отношений, усвоение норм человеческого общения).

Четыре главные черты игры (по С. А. Шмакову)

Процедурное удовольствие - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

Эмоциональное напряжение - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. и.

Правила игры - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

«Поле творчества» - творческий, в значительной степени импровизационный характер деятельности.

Структура игры

1) Игра как деятельность включает в себя:

- целеполагание;

- реализацию цели;

- анализ результатов, в котором личность полностью реализует себя как субъект.

2) Игра как процесс включает в себя:

- роли, взятые на себя игроками;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов (замещение реальных вещей игровыми, условными);

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

3) Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколении младшим используется в качестве:

- самостоятельных технологий для освоения понятия, раздела учебного материала;

- элементов более обширной технологии;

- урока или его части;

- технологий внеклассной работы.

Любая игра, если она грамотно организована, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Основные компоненты игры

Игра включает в себя: игровое состояние (мотив), игровые позиции, игровые ситуации, неопределенность развития и результата, игровые роли и действия, результат игры. Игра - путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, своих пределов. Ведь для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.

Классификация игр

➣ По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.

➣ По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

➣ По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.

➣ По предметной области: математические, физические, химические, биологические; музыкальные, литературные, театральные; трудовые, технические, производственные; спортивные, военно-прикладные, туристические, народные; обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

➣ По игровой среде: без предметов, с предметами; настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения.

Основные моменты, которые необходимо учитывать при разработке игры:

1. Соответствие подготовки детей уровню предъявляемых в игре заданий. Как правило, более интересны задания не прямого информационного характера, а те, которые требуют «сопричастности» различных сфер деятельности или требуют привлечения знания из различных областей. Всегда востребованы задания практического характера.

2. Успех игры, интерес к ней участников зависит от того, насколько организаторам удастся закрутить интригу, увлекателен ли будет сюжет, завязка, развязка. Это самое трудное место в разработке игры - сформулировать, подать ту проблему, которая позволит создать игровое пространство. Материалом для сюжета могут служить личные истории детей, факты повседневной жизни, сказки, притчи, легенды.

3. Очень важно найти точное название игры, которое будет отражать ее смысл, возможно, это будет удачный слоган или идиома.

4. Динамике игры способствуют фальш-объекты, фальш-субъекты и так называемые ловушки - места, существующие вне законов игры.

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра для школьников начальных классов

Игра «Поле чудес» о природе для младших школьников

Игры для детей зимой

Зимние подвижные игры для школьников

Игры для детей начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!