Внеклассное занятие о дружбе, 1 класс
Конспект литературного слушания в 1 классе
Тема: Стихи о дружбе. Я. Аким «Мой верный чиж»
Учебные задачи: формировать умение определять жанр и тему прослушанного произведения; воспитывать доброе отношение к животным; учить правильно называть стихотворение и автора.
Учебные умения: правильно называть стихотворение; определять тему и жанр; высказывать свое впечатление о прослушанном произведении.
Учебный материал: выставка детских книг; рабочая тетрадь; хрестоматия; стихотворение Я. Акима «Мой верный чиж».
Учебник для 1 класса под ред. Л.Е. Журовой
Ход урока
Утром вместе с детьми наведение порядка в уголке природы: полив цветов, замена воды и корма у попугаев. Обращается внимание на самочувствие и настроение птиц.
I. Организационный момент.
Мысленные пожелания родным, близким и себе, пожелания соседу по парте.
II. Повторение прочитанных ранее произведений (работа с моделями).
Учитель. Перед уроком класс был наполнен огромным количеством звуков. Среди них мне послышались вот такие (обращается внимание детей на запись на доске.):
Чик-чирик
Кар-кар
Кря-кря
Чив-чив
- Кто издает такие звуки? Могли ли они звучать в нашем классе? (Читает один ученик, а «эхо» повторяет. После чтения выясняется, что все эти звуки издают птицы, последние похожи на «разговор» попугаев из уголка природы.)
- Хотите узнать, чьи это звуки? Об этом поведает новое произведение, которое вы сегодня послушаете.
Учитель. А может быть, эти звуки издавал кто-то в произведении, которое мы слушали на прошлом уроке? Посмотрите на модели обложек. Вспомним авторов и названия произведений. (Рассказ Романовского «Москва», стихотворение С. Дрожжина «Привет», А. Барто «В школу», рассказы «История с азбукой», «Буква "ты"».)
Идет работа с моделями обложек ранее изученных произведений: группировка по темам, жанрам. Дети предлагают разбить представленные модели обложек на три группы по теме: о детях, о природе, о Родине; на две группы по жанрам: стихотворения и рассказы.
Делаем вывод.
Учитель. Послушайте новое произведение и найдите для него модель обложки. (Ребята рассаживаются на ковре.)
III. Слушание стихотворения Я. Акима «Мой верный чиж».
Выходит солнце из-за крыш,
И на мою кровать
Садится чиж,
Мой верный чиж.
- Чив-чив, чего,
Чего ты спишь,
Чив-чив, пора вставать,
Чив-чив!..
И я уже не сплю,
Постель стелю,
Чижа кормлю –
В кормушку сыплю коноплю.
А он клюет,
Свое поет,
Мне прохлаждаться не дает:
- Чив-чив, пей чай,
Чив-чив, пора!
Где ранец?
- За спиной! –
Бегом по лестнице!
Ура!
Мой чиж летит со мной.
Я улицу перехожу.
- Не торопись, - шепчу чижу –
А ну, летим! Зеленый свет! –
Ребята нам кричат:
- Привет!
Еще минута до звонка. Я говорю чижу:
- Пока!
Давай лети домой!
Он делает прощальный круг,
Приятель храбрый мой.
Я часто думаю о нем.
И он, поди, грустит.
В большую перемену, днем,
Я знаю, прилетит.
- Привет, чив-чив,
Я тут, я жив.
Давно тебя ищу!
И я в ответ ему «чив-чив»
Тихонько просвищу.
И на плечо
Позволю сесть,
Спрошу:
- Чего молчишь?
Я рад,
Что ты на свете есть,
Мой друг,
Мой верный чиж!
IV. Беседа.
- Какое чувство вызывает это стихотворение?
- С кем дружил мальчик?
- Как чиж относился к мальчику?
- Почему они понимали друг друга?
Учитель. Определите тему произведения, о чем оно? Подходит какая-нибудь обложка? Подумайте, пока идете на свое место. (Подходит модель обложки с желтым треугольником, потому что это стихотворение о детях, которые дружили с птицей.) Предлагаю заштриховать желтый треугольник коричневым, то есть о детях и животных.
V. Изготовление собственной модели обложки к стихотворению.
Учитель. Возьмите заготовки и сделайте обложку- самоделку. (Дети сгибают лист пополам.) Отведите место для фамилии автора. Какой цвет используем? В какой части странички? Фамилию автора мы можем записать буквами, так как все они нам уже известны: Я. Аким. Отведите место для заголовка. Его запишут те, кто знает все буквы. Как, по-вашему, автор мог назвать это произведение? (Варианты: «Мальчик и чиж», «Друзья», «Верный друг» и т. п.)
Прочитайте заголовок в учебнике на странице 31.
VI. Работа по учебнику (С. 31-33).
Учитель. Обратите внимание, как художник оформил обложки известных нам произведений. Что он изобразил в середине? (В ходе обсуждения выясняется, что чаще всего художники рисуют главных героев.)
Вы тоже можете изобразить на своей модели обложки чижа - маленькую птичку, похожую на воробья. Попробуйте выполнить на своей доске вот такой рисунок, не отрывая руки.
Учитель показывает, как изобразить птичку, дети повторяют на индивидуальной доске, что дает возможность каждому потренироваться в изображении и быстро удалить то, что не получилось, затем переносят рисунок на свою обложку.
VII. Повторное чтение стихотворения.
Учитель. Откройте текст. Слушайте и следите.
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 32. Какой эпизод показал художник?
Попытайтесь прочитать строчки из стихотворения над рисунком. Кто нашел подходящие строки? (Слушается чтение детей, подбираются нужные строки.)
- Какие слова подтверждают, что мальчик и чиж дружили? («На плечо позволю сесть», «мой верный друг», «Я рад, что ты на свете есть», «давно тебя ищу» и так далее.)
- Что нам нужно делать, чтобы наши птицы считали нас своими друзьями?
- Расскажите историю двух друзей своим родителям, а напомнит ее вам обложка-самоделка и рабочая тетрадь, (с. 17). (Грамота: Рабочая тетрадь № 1, М.: Вентана-Граф, 2007.)
Урок окончен. Отдыхайте.
Похожие статьи:
Внеклассное занятие по сказка. Сценарий для 1-2 класса
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 1 классе
Сценарий зимнего развлечения в 1 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!