Упражнения для физкультминуток в начальной школе

Картотека физминуток для детей начальной школы

Упражнение «Про солнышко»

Цель: развитие фантазии, слуховой памяти, внимания, согласованности действий.

Месяц спрашивал у солнца: (взгляд направлен к небу)

«Где ты, солнце, почивало?»

(Руки разводят в стороны, голова прижата к плечам, вопросительный взгляд.)

Отвечало солнце, плача: (имитация плача, закрыв лицо руками)

«А когда мне почивать?

(Руки разводят в стороны, голова прижата к плечами, вопросительный взгляд.)

Днем шагаю синим полем (ходьба на месте),

Ночью в лодочке плыву». (Имитация взмаха веслами по воде.)

 

Упражнение «Чик-чирик»

Цель: развитие фантазии, слуховой памяти, внимания, согласованности действий.

Воробей сидит и плачет (имитация плача, закрыв лицо руками):

Поломался чик-чирик. (Показывает на воображаемый клюв.)

Что теперь я буду делать?

(Руки разводят в стороны, голова прижата к плечам, вопросительный взгляд.)

Молча жить я не привык! (Имитация плача, закрыв лицо руками.)

Стал он думать, думать, думать. (Обхватывают голову руками, качают ею.)

И придумал наконец!

(Веселый взгляд, всплеск руками, слегка ударяют себя по голове, взбадриваются.)

Полечу скорее в кузню - (машут руками)

Не поможет ли кузнец?

(Руки разводят в стороны, голова прижата к плечам, вопросительный взгляд.)

А кузнец толковый,

Взял две нужных вещи:

Молоток (имитация ударов молотка),

Да клещи - (соединяют обе ладони и разводят, соединят и разводят).

Пинг-панг, клин-кланг! (Имитируют удары молотом по наковальне.)

И чик-чирик как новый стал. (Радостно указывают на новый воображаемый клюв.)

 

Упражнение «Пастушок»

Цель: развитие фантазии, слуховой памяти, внимания, согласованности действий, воображения.

Жарким летним днем

Посреди лужка (разводят руки в стороны)

Пастушок дудел

В дудку звонкую.

(Прикладывают сложенные трубочкой руки к губам.)

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, (имитируют игру на дудочке)

Я играю во дуду.

Овцы белые, (указательным пальцем считают овец)

Овцы черные,

Овцы сытые,

Овцы гладкие.

Ай, ду-ду, ду-ду, ДУ-ДУ, (имитируют игру на дудочке)

Я вам песенку спою.

Свежу травку кушайте (присели к земле, щиплют травку)

Мою дудку слушайте (имитируют игру на дудочке).

Если от меня уйдете (ходьба на месте),

В лапы к волку попадете (грозят пальчиком).

 

Упражнение «Снежный кролик»

Цель: развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания.

Мы лепили снежный ком. (Показывают руками лепку кома из снега.)

Ушки сделали потом. (Показывают ушки на голове.)

И как раз вместо глаз (Показывают на глаза.)

Угольки нашлись у нас.

(Показывают кольца из указательного и большого пальцев обеих рук.)

Кролик вышел как живой (прыгают).

Он с хвостом и головой. (Качают головой и бедрами.)

За усы не тяни — (ото рта отводят пальцы, показывая усы)

Из соломинок они. (Грозят пальчиком.)

Длинные, блестящие,

Точно настоящие. (Показывают длину усов.)

 

Упражнение «Мак»

Цель: развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.

Маленький для маленьких (указывают высоту от пола ладонью правой руки)

Мак поднялся аленький. (Поднимаются на носочках вверх, руки тянут вверх.)

Аленький поднялся. (Руки подняты высоко, затем опускают на ширину плеч.)

Таким и остался. (Застыть в последней позе на несколько секунд.)

Огляделся (крутят головой во все стороны, осматриваются),

Присмотрелся, на солнышке согрелся (гладят плечи),

Зарумянился, зардел! (Выполняют круговые движения вокруг щек.)

 

Упражнение «Радуга»

Цель: развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.

В небе дождь, гроза (руки подняты верх),

Закрывай глаза. (Руки на поясе, глаза закрыты.)

Дождь прошел. (Открыли глаза, похлопали.)

Трава блестит. (Зажмурили глаза.)

В небе радуга стоит. (Показывают руками дугу.)

Поскорей, поскорей,

Выбегай из дверей. (Бег на месте.)

По траве босиком,

Прямо в небо прыжком. (Подпрыгивают высоко.)

 

Упражнение «На пашне»

Цель: развитие согласованности, координации движений, пластики рук, воображения.

Под зеленой под горою (показывают горы: руки вверх, скрещенные пальцы)

Самой раннею порою (козырек возле лба, заглядываются высоко в небо)

Сеют на поле пшеницу. (Разбрасывают зерно взмахами рук.)

Пусть растет и колосится. (Руками, поднятыми вверх, размахивают в стороны.)

И под солнцем золотится.

Чтобы жали молодицы (имитация срезания колосьев),

Да успели до водицы.

Чтобы с песней дружно жали (топают ногами)

И в снопы ее вязали. (Имитация вязки снопов.)

Чтобы парни молотили (имитация молотьбы цепом),

Чтобы люди с хлебом были.

(Держат в руках воображаемый каравай, преподносят с поклоном хлеб с солью.)

Чтобы ели и хвалили (покачивание головой, жевательные движения),

Чтобы вновь его растили. (Хлопают в ладоши.)

 

Упражнение «Две дороги»

Цель: развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.

- В лес пойду дорогой длинной. (Шагают на месте.)

Наберу ведро малины. (Имитация сбора ягод.)

А ведро-то тяжело, (показывают тяжелую ношу)

Ягоды полно оно. (Разводят широко руками, показывая, как много ягод.)

- Не ходи дорогой длинной - (Шагают на месте.)

Там стоит комар с дубиной.

(Произносят: з-з-з-з. Размахивают руками, отбиваясь от комаров воображаемой дубинкой.)

- Я пойду короткой. (Шагают на месте.)

- Там улитки с плеткой. (Тянут ноги, размахивают руками, будто плеткой.)

- Я пирог возьму с собой. (Показывают круг руками величиной с большой пирог.)

- Ну, тогда иди любой! (Шагают на месте.)

- Не пойду, а побегу -

Много ягод наберу. (Бег на месте; прощальный жест руками.)

 

Упражнение «Дед Мороз»

Цель: развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.

Улицей гуляет дедушка Мороз. (Негромко топают ногами.)

Иней рассыпает по ветвям берез.

(Посохом взмахивают, сеют иней - воображаемые действия руками.)

Ходит, бородою белою трясет. (Трясут головами, поглаживают бороды.)

Топнет он ногою — (топает правой ногой),

Только треск идет. (Щелкают пальчиками.)

Не боимся, Дед Мороз,

Рассмешил ты нас до слез.

(Смеются, хлопают друг друга по плечу легонько, храбрятся перед воображаемым Дедом Морозом.)

 

Упражнение «Песенка капели»

Цель: развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.

Кап, кап, я - капель,

У меня в апреле (хлопают в ладоши)

На весеннем тепле (гладят по плечам)

Капельки поспели. (Хлопают в ладоши.)

Кап, кап - на скамью,

Детям на игрушки. (Хлопают в ладоши.)

Кап, кап - воробью

Прямо по макушке. (Показывают руками на макушку.)

Воробей, вот так раз,

Очень разозлился. (Топают ногами, трясут головами.)

Он крыльями тряс (Встряхивают руками.)

И слегка бранился. (Произносят: чик-чирик, чик-чирик; грозят пальчиком.)

 

Упражнение «Миндаль»

Цель: развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.

Миндаль посадили! Миндаль посадили! (Имитация посадки дерева.)

За деревцем каждым мы зорко следили.

(Руки под козырек ко лбу, поочередно то правую, то левую.)

Окапывали, (имитация работы с лопатой)

Из ведра поливали, (имитация полива)

Ветки ломать никому не давали. (Грозят пальчиком.)

И вот, наконец, созревает орех -

Много орехов. (Хлопают в ладоши.) Хватит на всех! (Руки раскинуты широко в стороны; имитируют угощение орехами.)

 

Упражнение «Мальчик и мотылек»

Цель: развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.

- Мотылек, мотылек, («Порхают» кистями рук.)

Сядь поближе на цветок. (Изображают цветок.)

- Я не сяду на цветок, (Отрицательно качают головой.)

У тебя в руках сачок. (Изображают сачок.)

- Мотылек, мотылек, («Порхают» кистями рук.)

Я тебя ловить не стану, (Отрицательно качают головой.)

Подойду поближе... гляну. (Ходьба на носках.)

Посчитаю, сколько ног

У тебя, мотылек. (Загибают постепенно пять пальцев.)

- Я и сам могу считать:

Раз, два, три, четыре, пять (считают на одной руке),

Раз, два, три, четыре, пять (считают на другой руке),

Сосчитаю, сколько ног,

Без тебя, дружок! (Прыгают и считают до пяти сначала на одной ноге, затем на другой.)

 

Упражнение «Краски»

Цель: развитие пластики рук, кистей.

Когда красками рисую, (Водят кистью по воображаемому полотну.)

Кажется, что побывал и в море, (Волнообразные движения руками.)

В небе. (Руки поднимают высоко.) И в лесу я. (Поднятыми руками показывают колыхание верхушек деревьев.)

Где я только не бывал! (Широко разводят руки в стороны.)

Все, что видел, рисовал! (Рисуют по воображаемому полотну.)

 

Упражнение «Баба-Яга»

Цель: тренировка напряжения и расслабления в движениях то правой ногой, то левой.

Считалкой дети выбирают Бабу-Ягу.

Бабка-Ёжка, (изображают гримасой, кто как может)

Костяная ножка. (Выдвигают с трудом одну ногу вперед перед собой.)

С печки, бедняжка, упала,

(Быстро затопали ножками, произносят: трам-тарарам, трах-бах.)

Ножку не подвернула, сломала. (Ходят на месте и по классу, хромают.)

Баба-Яга (хромает).

У меня нога болит (указывает на больную ногу).

Нужен доктор Айболит! (Закрывает лицо руками, плачет.)

Пошла на улицу - раздавила курицу.

(Правой ногой давят воображаемый предмет, потом ею стучат.)

Пошла на базар - раздавила самовар.

(Левой ногой давят воображаемый предмет, потом ею стучат.)

Вышла на лужайку - испугала зайку.

(Ставят ладони рук к ушам, приседают, дрожат, как зайчики. Затем ходят, прихрамывая, напрягая то левую, то правую ногу, иногда встряхивая ими.)

Яге поможем мы сейчас -

Сделаем мы ей массаж.

(Показывают на своих ногах похлопывание, пощипывание, растирание и другие движения.)

Яд пчелиный - растирайся,

Будь здорова, поправляйся! (Продолжают массаж обеих ног по очереди.)

 

Упражнение «Шаг на месте»

Цель: развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания.

Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз и два! (Маршируют под счет.)

Прямо спинку все держите,

Раз и два, раз и два!

Свои плечи распрямите,

Раз и два, раз два!

Шаг свободный - не спешите,

Раз и два, раз два!

И под ноги не смотрите.

Раз и два, раз два!

 

Упражнение «Митя шел»

Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.

Митя шел, шел, шел, (Ходьба на месте.)

Белый гриб нашел. (Радостное выражение лица, всплеск руками.)

Раз — грибок, (Имитация движений грибника: нагнуться, подняться.)

Два - грибок,

Три - грибок,

Положил их в кузовок.

 

Упражнение «Станешь крепче»

Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.

Выше руки! (Поднять руки вверх.)

Шире плечи! (Расправить плечи.)

Раз, два, три! (Ходьба на месте.)

Дыши ровней! (Глубокий вдох и выдох.)

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней. (Вдыхают, выдыхают воздух. Руки на поясе. Повороты вправо-влево.)

Не ленись, а занимайся - бегай, прыгай, закаляйся!

(Бег на месте, прыжки, маховые движения руками, имитация растирания полотенцем тела.)

 

Упражнение «Мельница»

Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений.

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны.

Ветер дует и поет,

(Надуть щеки, постепенно выпускать воздух.)

Завывает... Здорово!

(Произносят: у-у-у... Слегка покачиваются корпусом.)

Нашу мельницу вращает. (Круговое вращение руками.)

Раз, два, три, четыре -

Зерно молоть ей помогает. (Топают.)

Будет хлеб в каждой квартире. (Разводят руки в стороны.)

Завертелась, закружилась - (Круговое вращение руками.)

В муку зерно все превратилось. (Дружно хлопают в ладоши.)

 

Упражнение «Насос»

Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений.

Мы сейчас насос включаем, воду из реки качаем. (Ноги врозь, двумя руками налегаем на воображаемый насос, качаем.)

Влево - раз, вправо - два, потекла ручьем вода. (Ведем по правому боку правой рукой, по левому — левой до мышечных впадин, попеременно.)

Раз, два, три, четыре -

Хорошо живется в мире! (Дружно хлопают в ладоши.)

 

Упражнение «Рыба-меч»

Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений.

Замахнулась рыба-меч (Пальцы скрещены, отведены назад, имитация взмаха меча.)

Воду надвое рассечь: (имитация рассекания волны)

Раз сечет, два сечет. (Взмахи рассекания волны)

А волна себе течет. (Волнообразные движения руками.)

 

Упражнение-считалка «Шли утята»

Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений.

Раз, два - шли утята (топают на месте),

Три, четыре - шли домой. (Шагают на месте.)

Вслед за ними плелся пятый, (Переваливаются с боку на бок, цепляясь нога об ногу, тихо бредут.)

Впереди бежал шестой. (Бег на месте.)

А седьмой от всех отстал,

Испугался, запищал: (Останавливаются, в недоумении разводят руками в стороны.)

- Где вы? Где вы? (Вопросительный взгляд, руки в стороны.)

- Не пищи! (Грозят пальчиком.)

Мы тут рядом... Поищи! (Одни по желанию прячутся условно, другие - ищут.)

 

Упражнение «Солнышко»

Цель: развитие пластики рук, кистей.

Солнышко, солнышко, (Тянут ладошки к солнцу вверх.)

Погуляй у речки. (Волнообразные движения кистями рук.)

Солнышко, солнышко, (Тянут ладошки к солнцу вверх.)

Раскидай колечки! (Движения кистями рук. Сначала пальцы зажаты в кулачок. Затем разжимают его и, как будто что-то разбрасывают из него, встряхивают пальцы и снова сгибают.)

Мы колечки соберем. (Приседают, правой рукой «собирают» колечки в левую ладонь.)

Покатаем, (Ладонями и пальцами как будто что-то раскатывают.)

Поиграем и опять вернем. (Подбрасывающий жест вверх, руки широко разведены.)

 

Упражнение «Галчата»

Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.

Летят, ворчат галчата: (взмахи руками)

«Ах, как шумят ребята!» (Произносят: гал-гал-гал, машут руками.)

А мы бежим по лугу. (Бег на месте.)

Не слушаем галчат. (Уши затыкают пальчиками.)

Пусть друг друга они перекричат. (Произносят: гал-гал-гал, машут руками.)

 

Упражнение-импровизация «Ретивый помощник»

Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.

Считалкой дети выбирают Алешу; проводится упражнение- импровизация в форме диалога детей с персонажем.

- Алеша, Алеша! Апрель у дверей.

Копать огород помоги нам скорей. (Имитация вскапывания грядок.)

- Иду я, бегу я. (Сначала шагают на месте, потом бегут.)

Уже я пришел! (Останавливается, указывает на себя, хлопает правой ладонью себе по груди.)

Только лопаты нигде не нашел! (Разводят руками.)

- Алеша, Алеша! Июль у дверей.

Полить огурцы помоги нам скорей! (Имитация полива из лейки.)

- Иду я, бегу я. (Сначала шагают на месте, потом бегут.)

Уже я пришел! (Останавливается, указывает на себя.)

Только я лейки нигде не нашел! (Разводят руками.)

- Алеша, Алеша! Смотри не зевай!

Сегодня мы будем делить урожай. (Ребром ладони имитируют дележ.)

- Иду я, бегу я. (Сначала шагают на месте, потом бегут.)

Уже я пришел! (Останавливается, указывает на себя, хлопает правой ладонью себе по груди.)

Глядите, какую корзину нашел! (Разводят широко руками.)

 

Упражнение «Зарядка внучки»

Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.

Солнце глянуло в кроватку - (протирают глазки, потягиваются)

Раз, два, три, четыре, пять.

Внучка делает зарядку:

Надо ей присесть и встать. (Несколько раз приседают и встают.)

Пробежать по всей квартире (бег на месте) -

Раз, два, три, четыре.

И на месте поскакать, и прохладный душ принять.

На носок, потом на пятку - внучка делает зарядку.

Мы не будем ей мешать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Восстанавливаем дыхание, шаг на месте.)

 

Упражнение «Мушки»

Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.

Раз, два, три, четыре. (Считают, загибая пальчики.)

Жили мушки на квартире. И повадился к ним друг -

Крестовик, большой паук. (Круговые движения обеими руками одновременно.)

Пять, шесть, семь, восемь - (Считают, загибая пальчики.)

Паука мы вон попросим. (Движения руками от себя.)

К нам, обжора, не ходи. (Грозят пальчиком.)

Смотри, мушкам не вреди.

Похожие статьи:

Картотека физминуток в подготовительной группе с целями

Физкультминутки по ПДД для детей дошкольников

Физкультминутки на уроках в начальной школе в стихах

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!