Семейный праздник в начальной школе. Сценарий с конкурсами

Тематический семейный вечер для детей и родителей младших школьников «Моя родословная»

Подготовка: нарисовать два генеалогических древа с фотографиями, о которых потом будут рассказывать две семьи; подобрать фонограммы песен «Родительский дом» из репертуара Л. Лещенко, «Улыбка», «Чунга-Чанга», «Чебурашка», «Кузнечик» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, Э. Успенского, И. Носова, Ю. Энтина).

Ход вечера

1. Рассказ о родословном дереве.

Учитель. Дорогие друзья! Бабушки, дедушки, папы и мамы! Сегодня мы проведем тематический вечер о семье «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать на вечере, - семья.

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок - это древний предшественник по роду.

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

А рисовалось оно так. (Показ на доске плаката.) Внизу ствола - герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева - герб матери. Каждая из этих ветвей, в свою очередь, также делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того чтобы составить родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли, откуда она родом?

Ведь никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе неуважительно относятся к людям, которые не знают и не чтят своих родовых корней, не роднятся с родственниками. Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом (отличительный знак сословия), чтобы нарисовать свое генеалогическое древо. Расспросите своих родителей, бабушек и дедушек и постарайтесь продлить ветви родства как можно дальше.

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя - мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше - четверо; прабабушек и прадедушек еще вдвое больше - восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков. И это мы сейчас увидим на примере двух семей. (Представление выступающих.)

Выступление двух родителей: рассказ о своих предках, о генеалогическом древе, показ фотографий.

Учитель. Славная вещь - родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит, что из Сергея и Ани вырастают папа с мамой, а из них - бабушки и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность? Очень просто. Перевернем рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратится в корень - в большой разветвленный корень, из которого и вырос Сергей. И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала достойным членом семьи и общества.

Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идет о предках, а если мы говорим о потомках какого-нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше - правнуки.

Для любого человека можно нарисовать и родословный корень и родословное дерево, если мы знаем его предков и потомков.

Много интересного можно узнать от своих дальних предков, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовете своей семьей. Семья, по определению, данному в словаре С. Ожегова, - это группа живущих вместе родственников. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.

Ученик читает стихотворение «Раз, два, три, четыре». А. Кардашова.

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них ее зовет

 

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой,

Милой, славной самой,

Мужчина - младший сын

II. Конкурс «Семейная песня».

Учитель. «Легко на сердце от песни веселой, она скучать не дает никогда...» — поют герои нестареющей комедии «Веселые ребята» вместе с Леонидом Утесовым.

Давайте и мы не будем скучать на нашем празднике и проведем конкурс «Семейная песня». (Каждый исполняет песню по очереди. Кто больше споет, тот и победитель.)

III. Конкурс мини-рассказов и сочинений о родственниках.

Учитель. А кто живет в вашей семье? Про маму, папу, бабушку и дедушку, других членов семьи вы можете рассказывать долго. А сегодня у нас мини-рассказы о бабушках и дедушках, папах и мамах. Это сложно - немногословно, но интересно представить своих родственников в миниатюрных рассказах и сочинениях.

Дети читают сочинения о бабушках и дедушках, а родители рассказывают о своих бабушках и дедушках; ученики дарят подарки, читают для них стихотворения.

Любимые наши, бабушки и дедушки, мамы и папы!

Желаем мы вам, дорогие, здоровья,

Чтоб не было причины грустить.

И в полном здравии, конечно,

До свадьбы правнуков дожить.

* * *

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.

* * *

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Мы благодарны дорогим дедам.

Наши папочки не хуже

Могут кашу, щи сварить

И для дома, все что нужно,

Могут быстро смастерить.

* * *

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что, когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Мы любим ее и за то, что порою

Становятся строже в морщинках глаза,

Но стоит с повинной прийти головою —

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое,

И просто за то, что она - наша мама,

Мы крепко и нежно любим ее.

* * *

В праздник наш такой желанный

Что же нам еще сказать?

Разрешите всем сейчас нам

Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда.

IV. Конкурс «Лучшая танцевальная семья».

Учитель. Мы и пели, и стихи слушали, а не пора ли нам новый конкурс объявить - «Лучшая танцевальная семья». Ребята споют частушки, а вы всей семьей можете плясать под них.

Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем,

Коль понравятся куплеты,

Мы еще раз пропоем.

 

Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными.

Будем вас достойны мы!

 

Наши папочки веселые

Могут петь, стихи читать,

Ну а если надо будет,

Могут «Яблочко» сплясать.

 

Торты, бублики, ватрушки

Все мы любим от души.

Если любишь пироги,

Состряпать бабушку проси.

 

Папа пишет сочиненье,

Дед решает уравненье.

Все с уроками сидят -

Вот семейный наш подряд!

 

Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.

V. Сценка «Бабушки и внуки».

Учитель. А всегда ли дети виноваты в том, что вырастают белоручками и неумехами? Мы говорим о трудовом воспитании, а сами за них даже уроки делаем! Сейчас специально для вас мы покажем сценку, в которой расскажем о двух бабушках. Посмотрите на них. Может быть, кого-то они вам напоминают?

Две старушки:

1-я. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я. Да что ты, я еще уроки не сделала....

1-я. Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты ж сто лет как школу окончила!

2-я. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат! Кто же им еще поможет, кроме нас?

1-я. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я. Правда? Это ты их так балуешь?

1-я. Я не балую! Я с ними очень строга. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я. О, действительно строго.

1-я. Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм... гм. «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том...»

1-я. Так, хорошо.

2-я. «...И днем и ночью волк ученый...»

1-я. Какой волк? Какой волк?

2-я. Ну, я не знаю, либо степной, либо лесной, либо еще какой...

1-я. Да не волк, а кот ученый! Ты спятила что ли, волк разве может быть умным? Поняла? Кот!

2-я. A-а, поняла, поняла! Я тогда сначала: «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том; и днем и ночью кот ученый......

1-я. Ну?

2-я. На луну воет с петухом.

1-я. С каким петухом? На какую луну? Ты где такое видела?

2-я. Ой, ну какая же ты подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

1-я. Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?

2-я. Ее уже назвали.

1-я. Как?

2-я. Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки... Бабушки, поднимите руки, кто помогает своим внукам. Поделитесь, как вы это делаете.

VI. Конкурс «Кто это?».

Учитель. В языке русского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников знаете вы? И сколько же их? Свекровь, свекор, тесть, теща, невестка, шурин, деверь, золовка, свояченица, племянница, тетя и другие.

Соревнуются две семьи.

Брат жены (шурин).

Брат мужа (деверь).

Сестра мужа (золовка).

Сестра жены (свояченица).

Мать жены (теща).

Отец жены (тесть).

Мать мужа (свекровь).

Отец мужа (свекор).

Дочь брата или сестры (племянница).

Брат отца или матери (тетя).

Жены двух братьев (свояченицы).

Муж двух сестер (свояки).

Матери жены и мужа (сватьи).

VII. Конкурс пословиц.

Ученики по очереди объясняют значение пословиц.

На что и клад, коли в семье лад.

В семье и каша гуще.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Согласную семью и горе не берет.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

Дружная семья и землю превращает в золото.

VIII. Конкурсы для бабушек и дедушек.

Задания:

1. Смотать пряжу.

2. Накормить внука кашей (с закрытыми глазами).

3. Запеленать куклу.

4. Спеть кукле колыбельную.

IX. Конкурс «Семейная переписка».

Учитель. Все мы любим получать письма, хотя сейчас все реже и реже люди пишут друг другу. Письма заменил телефон. А сколько очарования, прелести, таинственности в письмах. Давайте мы сейчас попробуем написать письма друг другу.

Задание: пишем письма в деревню дедушке, брату в армию, любимой подруге и т. д. Постарайтесь, чтобы ваши письма получились таинственными, оригинальными, остроумными, желанными.

X. Конкурс «Как рассказать сыну или дочери о рождении второго ребенка».

Учитель. Наши взрослеющие дети по-разному могут воспринять известие о том, что вскоре в семье будет пополнение. Давайте поразмышляем. Как подготовить сына или дочь к появлению малыша.

Родителям следует прежде всего помнить о том, что ревность - «это болезнь в какой-то степени не одного человека». Тут важно правильное поведение по отношению к ребенку, и, возможно, сами родители, их поведение и есть совершенно реальное основание для неприятного ожидания первым ребенком рождения братишки (или сестренки), в котором он видит своего соперника - соперника по любви, вниманию, уделению времени на совместные занятия, проявлению ласки, выполнению просьб в покупках игрушек и др.

Как показывают исследования, голос ревности нередко начинает звучать в поведении ребенка в подобной ситуации. Ревность в семье, где двое и больше детей, - явление практически обычное. Единственному ребенку свойственно чувство собственности по отношению к родителям. Но вот появляется второй, он - младший, и ему неизбежно, особенно вначале, достается больше внимания. И старший начинает ощущать себя пусть не заброшенным, но обделенным. Надо всегда помнить, что детская ревность, как правило, обостряется с появлением новых членов семьи, и тут со стороны взрослых требуются осторожность, внимание, бережливость и деликатность.

Представим себе: родители скрыли от старшего, что в семье скоро появится еще один ребенок, опасаясь трудных вопросов о том, откуда берутся дети. На каникулы мальчика отправили в лагерь, а когда он вернулся, дома оказался новорожденный. Но никто не позаботился помочь старшему войти в мир новых, изменившихся семейных отношений. Взрослые с восторгом занимались малышом, а до него никому не было дела. В результате он, привыкший быть в центре внимания, начинает испытывать муки ревности, а когда подрастет младший - у них начнутся ссоры. Кроме того, родителей иногда умиляет, когда дети оспаривают свое преимущественное право на отца или мать. А умиляться нечему, надо объяснить, что родители одинаково любят всех своих детей и что очень хорошо, когда оба они одинаково любимы детьми, когда в семье все друг друга крепко-крепко любят, жалеют, заботятся друг о друге.

Семена добра, посеянные родителями в детях, несомненно, послужат основой для создания благополучной, здоровой семьи.

Что бы я сказала своей дочурке в ожидании второго ребенка?.. Только надо учесть то обстоятельство, что в нашей семье решение этого вопроса не вызывает вообще проблемы — это, наоборот, желаемое событие, радость, о которой все чаще и чаще просит дочка.

Возможно, это было бы так:

Послушай, доченька, стишок,

Знаком с ним каждый малышок.

У зайчика и у лисички

Братишки есть и есть сестрички.

 

В окошко выгляни скорей:

«Чив-чив» - зовет там воробей

Воробышков-малюток - сестру и брата:

Считает, что зернышками поделиться с ними надо.

 

А вот в песочнице соседка Даша,

Играет с ней братишка Саша:

«Учись, Сашок, мы в формочки кладем песочек,

Правой ты рукой держи совочек,

Форму переверни движением осторожным...

Угощай друзей красивым пирожным!»

 

Представь, дочурка, что в семье у нас

Уж вскоре, только не сейчас,

Появится не кукла новая и не зверушка,

А мальчуган или девчушка!

 

Малюсенький беспомощный ребенок

Лежит и смотрит на тебя с пеленок...

Что скажем мы ему тогда, родная?

Тебя мы любим всей душой, в семью к нам принимаем,

Не плачь и не пугайся, как тебе помочь расти, мы знаем.

 

И засияют глазки на тебя похожего, у этого комочка,

К тебе протянет ручки, улыбнется, тебя он любит, дочка!

Г. Попова

Жюри подводит итог всех конкурсов, победителям вручаются призы.

Учитель. Но это еще не завершение праздника, мы остаемся верны нашей традиции, дорогие наши родители, приглашаем вас всех на чаепитие!

Выходит ученица (в русском костюме, с самоваром).

Девушка.

Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу.

Эх, чай, чай, чай...

Ученик. Гостей, хозяюшка, встречай!

Дети угощают родителей, приговаривая:

- Хозяев потешьте, пирогов поешьте!

- Чай пить - не дрова рубить!

- Поедайте калачи - с пылу-жару, со печи!

- Подавайте пирогов - вон сколько у нас едоков! -Сахарку сыпь веселей, будет сладко... Не жалей!

Выходят мальчики под веселые наигрыши, исполняют частушки.

Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем...

Эх! Попросите только нас!

 

Мы с веселой песней дружим,

Все по правде говорим.

Хорошо живет, не тужим,

Эх, со сметаной хлеб едим!

 

Заходите чаще к нам!

Очень рады мы гостям!

Мы вас чаем угостим,

Петь-плясать вас пригласим!

 

Хорошо частушки пели

Да ногами топали.

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

Дети (хором). Вкусные ватрушки, пироги и плюшки!

Учитель.

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,

Желаю теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.

Спасибо всем, кто принял участие в нашем празднике.

Похожие статьи:

Семейный праздник в начальной школе. Сценарий

Конкурсная программа для родителей и детей в начальной школе

Семейный праздник дома. Сценарий

Семейный спортивный праздник в начальной школе, 3 класс. Сценарий

Семейный праздник ко Дню семьи в начальной школе, 4 класс. Сценарий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!