Сценарий фольклорного праздника в начальной школе
Фольклорный праздник в начальной школе, 3 класс. Сценарий
Фольклорный калейдоскоп в 3 классе. Сценарий
Подготовительная работа
На родительском собрании учитель просит родителей оказать помощь в подготовке выставки прикладного искусства (вышивки, вязание, резьба по дереву, поделки из соломки, макраме и так далее); подбираются песни в исполнении М. Мордасовой; на стенде заранее размещены фотопортреты М. Мордасовой, А. Кольцова, репродукция памятника Петру I; заранее дети находят приметы февраля, рисуются иллюстрации к сказке «Снегурочка», (если мероприятие проводится в октябре, значит, и собирают дети приметы октября); заранее с хореографом разучивают русские народные танцы, на уроках музыки — русские народные песни.
Оформление классной комнаты или актового зала
Над доской плакат «Фольклорный калейдоскоп», на доске импровизация деревенской избы из красивых платков с орнаментом и бахромой, выставка прикладного искусства, детские иллюстрации.
Ведущий: Внимание!
(И начинает звучать в грамзаписи песня в исполнении М. Мордасовой)
Учитель: Вы услышали фрагмент песни ... в исполнении воронежской певицы Марии Николаевны Мордасовой, народной артистки, солистки русского народного хора имени Пятницкого. Она долгое время работала в Воронежской филармонии.
Непривычное начало сегодняшнего классного часа. Да и сам классный час немного необычный. Его тема: «Фольклорный калейдоскоп».
Калейдоскоп — это ярко, красочно, необычно. Это лучик света, преломленный в разных гранях сразу. Грани для нас сегодня — это разные фольклорные жанры, которые мы попытаемся осветить на нашем классном часе. А что же такое фольклор?
(Отвечает заранее подготовленный ученик, у него в руках «Толковый словарь русского языка»)
Ученик: Фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. Фольклор — это единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. В фольклоре традиция народа выступает на первый план. Фольклор — это искусство коллективное. Произведения фольклора воспроизводятся устно, хранятся в памяти народа и живут во множестве вариантов. Например, одна и та же сказка при каждом исполнении рождается как бы заново, потому что в ней могут произойти изменения в зависимости от того, кому и с какой целью ее рассказывают. Фольклор — это не только сказки, это и русские былины, народные песни, считалки, потешки, колыбельные песни, дразнилки, игровые песенки, скороговорки, пословицы, страшилки, перевертыши, загадки, частушки, серьезные песни и шуточные. Фольклор русского народа неповторим, как и сама история русского народа, его быт, обычаи и культура.
(Звучит фонограмма песни «Коробейники»)
Учитель: Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Давайте откроем этот прекрасный ларец народной мудрости. Ребята, а какой сегодня месяц? (Февраль)
— О феврале в старину говорили: «Бокогреюшко-февраль, он теплом обычно враль». Почему так говорили? А вот еще одна примета о 4 февраля: «Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя». К сегодняшнему дню вы должны были собрать приметы февраля, созданные народной мудростью.
(Выступают по очереди дети и рассказывают собранных заранее приметах)
(Хороводная песня «Уж ты, зимушка-зима» в исполнении всех учеников)
Учитель: Высокие нравственные черты русского народа, а также презрение к лени, глупости, жестокости выражены в народных пословицах. Вот несколько пословиц из сборника известного воронежского поэта А. Кольцова. Он сам собирал их по деревням у крестьян.
(Заранее подготовленные ученики говорят пословицы)
— Не надейся, Роман, на чужой карман: раньше вставай, да свой наживай.
— Не место человека просвещает, а человек место.
— Не всякому слуху верь.
— Люби ездить, люби возить.
— Без ума голова — что лукошко.
— Отольются волку овечьи слезки.
(Ученики объясняют смысл этих пословиц)
Учитель: Давно в народе замечено, что народный фольклор — скороговорки, загадки, заклички, дразнилки, считалки — отличаются удивительной поэтической щедростью. Вслушайтесь в звучание скороговорок, которые слагались для того, чтобы научить ребенка быстрому и чистому произношению. На плакатах записаны скороговорки, прочитайте их про себя, а затем попробуем быстро их произнести. Вы заметите, что звуки в словах подобраны так, чтобы затруднить произношение.
«Худ идет на гору, худ идет под гору; худ худу бает: ты худ, я худ: сядь худ на худа; погоняй худ худом, железным прутом».
«У нас на дворе подворья погода размокропогодилась».
«Шли три попа, три Прокопья-попа, три Прокопьевича, говорили про Прокопья-попа, про Прокопьевича».
«Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха». (В. И. Даль) Учитель: А вот вам, ребятки, зимние загадки. В народной речи «загадать» означает задумывать замышлять, предлагать что-либо неизвестное для нахождения решения, ответа. Про загадку сам народ так говорил: «Без лица в личине», — то есть «лицо» загадочного предмета скрыто под маской — «личиной». Загадкой испытывается сообразительность и смекалка человека. Попробуйте отгадать зимние загадки, которые я подобрала, а затем вспомните, какие вы загадки на зимнюю тематику знаете, а мы их с удовольствием попробуем отгадать.
Всю зиму смирно лежит, а весною убежит. (Снег)
Белый Тихон с неба сапихан, где пробегает — ковром устилает. (Снег)
Выросло-повыросло, из бороды повылезло, солнышко стало, ничего не стало. (Сосулька)
В гору деревяшка, а с горы коняшка. (Сани)
Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)
Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки. (Зима)
Жил я посреди двора, где играет детвора, но от солнечных лучей, превратился я в ручей. (Снеговик)
Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (Вьюга)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес. (Морозныйузор)
Учитель: Детские игры имели вполне практическое применение. Ведь «Ладушки-ладушки», «Сорока-воровка» помогали координировать детские движения руками, устраняли речевые недостатки, позволяли коротать время зимними долгими вечерами. Ведь ни радио, ни телевидения, ни книг тогда еще не было. Игр-прибауток существовало множество десятков, они вызывали смех, волнение, восторг. Когда дети подрастали, то игры для мальчиков и девочек разграничивались. (Выбегают два скомороха)
1-й скоморох: Под кустом у дорожки сидели скоморошки.
2-й скоморох: Я - скоморох Прошка.
1-й скоморох: А я — Федул-скоморошка.
2-й скоморох:
У меня, скомороха Прошки,
Игр да забав полное лукошко!
1-й скоморох:
Собирайся, народ, становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки.
Вместе: Вас сегодня ожидают русские потешки!
(Выходят два ученика и разыгрывают диалог, сопровождая игровыми движениями)
— Чи-чи-чи, сорока,
Где была?
— Далеко.
— Что делала?
— Кашку варила, хвостик опалила.
Приехали гости, поглодали кости.
— А кто же им рад? Еще что ж дать?
— Этому - пряник, этому — калачик,
Этому — сальца, этому - яйца.
— А где же их посадить? А куда их проводить?
— Тут — пень, тут — колода,
Тут — болото, тут — холодная вода.
(Выходит еще один ученик)
— А ту-ту, ту-ту,
Я на елочке расту.
Ветер елочку укачал,
Я с елочки упал,
Я упал на пенек,
Стал пригожий паренек.
(Выбегают девочка с половником в руке и мальчик с керамической или деревянной миской)
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что пили-ели?
— Кашку варили.
Кашка сладенька, бабушка добренька,
Дедушка недобр.
Поварешкой в лоб.
(При этих словах делает легкий шуточный щелчок в лоб)
Учитель: Неотъемлемой частью народного фольклора всегда были частушки, полные веселого задора.
Ученик:
Хохотушки, задиры, болтушки,
Убивающие наповал.
Сколько раз я слыхал вас, частушки,
Сколько раз я вас сам напевал.
В самоцветных припевах - Россия,
Посвист ветра, и удаль, и стать.
Никогда не выходит из моды
Остроумье, волненье в крови
И цветастое слово народа.
(Исполнение частушек девочками, а мальчики аккомпанируют игрой на ложках и других народных инструментах. Помогает учитель музыки)
Самовар блестит, кипит,
Чай в нем пенится.
Погляди-ка на себя,
Что за отраженьице.
Подавай мне чашку чая,
Ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.
Чай хорош от всех болезней,
Сокрушит любой недуг.
Он всех снадобий полезней,
Чай здоровью лучший друг.
Я в деревне живу,
Сушки, пряники жую,
Я частушек много знаю
И сейчас для вас спою.
Будет вам сейчас гармошка
Полтора часа играть.
А мы с подруженькой на пару
Вам частушки напевать.
Девочки - белян очки,
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
У меня в кармане роза,
Роза рассыпучая!
У меня такой характер —
Как крапива жгучая!
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая!
Я не вырасту большая,
Буду маленькая.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.
(Исполнение учениками русского народного танца)
Учитель: С давних времен Воронежский край славился богатым народным фольклором, в котором отражены любовь и восхищение теми людьми, которые много сделали для прославления и развития Воронежа. Один из них — Петр I. Сохранилось много преданий о русском царе, например «Петр и плотник».
(Инсценирование народного предания)
Автор: Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставили. Сказывали, что он иногда вроде как сам рабочим был: сам и рубил, сам и пилил. Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. А был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними наравне и Петр I. А мастеру-то и невдомек, что рядом с ним работает сам царь, думал — какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словцом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр все быстро перенял. А когда стал шабашить, он и говорит мастеру:
Петр I: Хоть меня и крепко ругал, но зла я на тебя не имею, спасибо за науку.
Автор: Снял он со своей руки кольцо и отдал мастеру.
Петр I: Носи, да вспоминай, что науку царю преподал.
Учитель: А какой же фольклор без русской народной сказки! Одно из видных мест в Воронежском фольклоре принадлежало именно им. В начале XX века сказки собирались в Нижнедевицком, Бобровском, Павловском и других уездах Воронежской губернии. Они полны чудес, в особенности — волшебные сказки. Неведомо откуда появляется скатерть, не простая — самобранка: в один миг соберет обед, только пожелай.
Ученики:
— Разматывается клубок, катится и ведет девицу по незнакомым дорогам в далекое царство, куда улетел ее жених Финист — ясный сокол.
— Из страны царя Далмата скачет на сером волке Иван-Царевич с невестой Еленой Прекрасной.
— Иванушка поднимает в поле светлое перо Жар-птицы, а потом ловит и саму птицу.
— Летит ворон, в клюве у него и живая вода: убитый герой, обрызганный этой водой, встает и, потирая глаза, говорит: «Крепко же я спал!»
— В глухую полночь на калиновом мосту бьется со змеем о двенадцати головах Иван-крестьянский сын и широкими потоками течет поганая змеиная кровь.
— Смерть злого Кощея — в яйце, а яйцо — в утке, а утка — в зайце, а заяц — в сундуке, сундук — на дубе, а дуб — на острове, а остров — в окияне — море.
— Лягушка сбрасывает кожу и становится царевной: царевна пляшет, взмахнула рукавом — сделалось озеро, взмахнула другим — поплыли по озеру белые лебеди.
Учитель: Что ни сказка — то новое чудо.
(Инсценировка сказки «Снегурочка»)
Учитель: Фольклор — это устная литература, устное творчество народа. Оно живо до тех пор, пока произносится. Фольклор — это народный театр одного человека, его не читают, а исполняют. Словно роль играют в театре. Фольклор — это наше духовное богатство.
Похожие статьи:
Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского
Конспекты внеклассных занятий для 3-4 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!