Родительское собрание в начальной школе на тему: Этикет

Конспект собрания для родителей учеников 3-4-х классов «Этикет вам не помеха, чтоб в семье достичь успеха!»

Цели родительского собрания:

• ознакомить родителей с основными правилами этикета в семье и обществе;

• убедить родителей, что личный пример поведения взрослых в семье и общественных местах является главным регулятором формирования этикета детей.

Форма проведения. Информационно-практическая беседа.

Оборудование. Выставка книг и памятки для родителей.

Подготовительный этап. Подготовка памяток для родителей и выставки книг.

Описание родительского собрания

Ситуация «Личный пример родителей»

Учитель: Добрый день (вечер), уважаемые родители! На сегодняшней встрече мне хотелось бы обсудить с вами очень важную проблему. Но вначале я приглашаю вас окунуться в мир детства. Как вы думаете, о чем эти замечательные детские стихи известной поэтессы Агнии Барто?

Я думал, взрослые не врут,

А дедушка Сережа

Сказал, что очень любит труд...

Но что-то не похоже.

 

Просил я:

— Сделай мне совок,

Зеленый или синий! —

Я знаю, он бы сделать мог!

 

А он в ответ:

— Зачем, сынок,

Мы купим в магазине,

За них недорого берут.

А сам сказал, что любит труд...

(А. Барто «Я думал, взрослые не врут.

* * *

Приехали! Приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами

Родители приехали!

 

Девочки и мальчики

Прыгают от радости:

В каждом чемоданчике

Яблоки и сладости.

Вот для дочки

Танечки

В узелочке

Прянички.

 

А вот это пироги,

Для себя их береги.

 

Вот для сына

Петеньки

Леденцы

В пакетике.

Это Пете моему,

Это больше никому!

 

И с пакетами в руках

Уплетают в уголках

Друг от друга

По секрету

Кто пирог,

А кто конфету.

 

Ходит Витя

Мимо всех:

— Хоть бы мне

Один орех!

Не дождался

Я отца.

Остался я

Без леденца.

 

Вдруг ребята

Встали с мест:

— Мы едим,

А он не ест?

 

Товарищи

Родители!

Хотите,

Не хотите ли,

Но кладите

Все на стол

И делите

Все на сто!

 

Что мы сели

По углам?

Все поделим

Пополам...

 

Разделите

Все на всех:

Вам орех...

Нам орех...

Все у всех,

Ребята, есть?

Начинайте

Есть!

(А. Барто «Всё на всех»)

* * *

Моей сестренке двадцать дней,

Но все твердят о ней, о ней:

— Она всех лучше, всех умней.

 

И слышно в доме по утрам:

— Она прибавила сто грамм!

Ну девочка, ну умница!

 

— Она водички попила —

За это снова похвала:

— Ну девочка, ну умница!

— Она спокойно поспала.

— Ну девочка, ну умница!

 

А мама шепчет:

— Прелесть! —

В восторге от Аленки. —

Смотрите, разоделись

Мы в новые пеленки.

 

— Смотрите, мы зеваем,

Мы ротик разеваем! —

Кричит довольный папа.

И он неузнаваем —

 

Он всю цветную пленку

Истратил на Аленку.

 

Я гвоздь в сарае забивал,

И то не слышал я похвал!

 

Обиду трудно мне скрывать,

Я больше не могу.

И вот я тоже лег в кровать

И стал кричать:

— Агу!

 

Взглянул мой папа на меня,

Сказал он:

 

— Не дури!

Ты что вопишь средь бела дня,

Как дети-дикари?

 

Тогда я лег лицом к стене,

И ждал я нахлобучки.

Вдруг мама бросилась ко мне:

— Давай возьму на ручки?

А я в ответ:

— Я не грудной!

Ты просто так побудь со мной.

(А. Барто «Обида»)

Учитель: Вы, наверное, догадались, что все эти строки говорят о роли личного примера родителей для ребенка. От того, как вы утром посмотрели на сына или дочь, от ваших личных взаимоотношений и личного поведения зависит очень многое в воспитании ребенка. Не обижайтесь, уважаемые родители, но прежде, чем ждать положительных результатов от воспитания детей, необходимо самим не только знать, но и ежеминутно (хотя бы в присутствии собственных детей) соблюдать нормы этикета.

Беседа «Об истории хороших манер»

Стремление людей вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Это стремление вытекало из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм человеческого поведения и общения.

Например, столовые приборы были в почете еще у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством. Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. В сочинении «Искусство любить» древнеримский поэт Овидий предостерегал молодых людей — своих современников: «Не следует излишне жадно поглощать пищу и чрезмерно увлекаться напитками». По его мнению, вполне пристойно юному поклоннику обмакнуть пальцы в вино и написать «пламенной жидкостью» на столе пылкое объяснение в любви.

В XI-XIII вв. высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами. Разумное начало этого обычая — внимательное, учтивое отношение к женщине — сохранилось до наших дней.

С XVIII в. начинают печатать пособия по этикету и в России. В этих пособиях давались советы и морального плана. Рекомендовалось, к примеру, «отца и матерь в великой чести содержать». Если отец позовет сына, то приличным считалось откликаться так: «Чего изволите, государь батюшка?» или «Что мне прикажете, государь?». Невежливыми считались следующие ответы: «Что», «чего», «как ты говоришь», «чего хочешь».

Современный этикет впитал в себя опыт многих поколений из разных стран. Естественно, каждое новое поколение вносит в нормы этикета свои коррективы, но, по словам великого А.С. Пушкина, «уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

Беседа «Будьте гостеприимными хозяевами»

Учитель: Естественно, все нормы этикета невозможно обговорить за одну встречу. Может быть, остановимся только на одной проблеме: как встретить гостей? Ведь ваш ребенок уже чуточку взрослый и к нему очень часто приходят в гости его новые друзья и одноклассники. Да и к вам иногда заглядывают на вечерок ваши знакомые.

Правила приема гостей и поведения приглашенных — далеко не последняя составляющая этикета приема гостей.

Приглашение. Чем больше гостей вы собираетесь пригласить, тем раньше следует оповестить приглашенных — минимум за неделю. Обязательно назвать точное время и причину: «Приглашаем на крестины» или просто: «Приходите пообщаться, будет несколько человек». Если гостей приглашают по случаю дня рождения, можно ограничиться фразой: «Виновница — Анюта».

Просто «на чай» можно приглашать за три дня и даже накануне. В повседневной жизни обычно гостей приглашают во второй половине дня, чаще на ужин.

Друзей с детьми лучше приглашать в дом, где тоже есть малыши. Хотя, конечно, если ваши дети уже выросли, вы не должны «закрывать» свой дом от знакомых с детьми.

Приглашать гостей можно по телефону, письменно или лично. Письменные приглашения становятся все более популярными, но они уместны по случаю особых торжеств. Приглашения посылаются только в закрытом конверте (не на открытке).

Гости на пороге. Когда приходят гости, дверь обычно открывает хозяин. Хозяйке не обязательно при каждом звонке выходить в прихожую (за исключением случая, когда приходит особо почетная персона). Хозяин должен помочь пришедшим раздеться и войти в комнату. Хозяйка, если она сидела, встает и делает навстречу гостям несколько шагов.

Ни в коем случае не предлагайте гостям тапочки. Это противоречит гостеприимству и говорит о дурном вкусе. Если в вашем кругу принято приветствовать друг друга поцелуем, то особое внимание женщинам нужно обратить на то, чтобы не оставлять губную помаду на чужой щеке.

Если у вас детский праздник, объясните ребенку, что как «хозяин дома» он должен встретить гостя у двери, помочь снять верхнюю одежду, провести в гостиную. Чтобы гости не скучали, пока еще не все собрались, можно занять их беседой, просмотром свежих журналов и книг, редких изданий и фотографий, коллекциями ребенка. Все это необходимо подготовить заранее.

Точность — вежливость королей. Опаздывать на вечеринку, куда вас пригласили, более чем на 10-15 минут неприлично. Еще хуже, чем опоздание, досрочный приход...

Как долго следует ждать запаздывающих гостей, когда они единственные приглашенные? До их прихода. Гости могут опаздывать даже на 2 часа, что вовсе не дает права хозяевам уйти из дому. А как долго оставаться в гостях? Здесь нет четкого правила. Во всяком случае, если вас пригласили «на чашечку кофе» после обеда, следует считаться с тем, что, возможно, на вечер у хозяев другие планы.

О продолжительности детского праздника необходимо заранее сообщить родителям приглашенных. Хорошо будет, если дети разойдутся раньше.

Всегда помните, что посещение чужого дома — дело деликатное, и у каждой семьи свои правила. В гости принято ходить, не нарушая распорядок в доме хозяина. Засидеться в гостях — проявить дурной тон.

Праздничный интерьер. Чтобы праздник запомнился надолго, надо продумать и то, как будет накрыт стол и как украсить квартиру. Особенно это касается детских праздников. Для детского стола нужно выбирать пестрые и одноцветные яркие ткани (желтые, голубые, зеленые, оранжевые). Уместны и бумажные салфетки яркой раскраски. Для украшения детского стола можно использовать детские игрушки, поделки, выполненные ребенком и родителями. Во время праздника эти игрушки пригодятся как сувениры для гостей или призы, вручаемые за участие в конкурсах.

Подберите картинки, открытки, коллажи, которые подходят теме праздника, и украсьте ими стены комнаты. Очень нравятся детям грозди воздушных шаров.

Приподнятое настроение создают легкая музыка и детские песни. Радио и телевизор по этикету выключают все внимание гостям.

Детский этикет. Стараясь привить ребенку хорошие манеры, делайте это как бы случайно. Лучше напомнить ему, как нужно себя вести, чем ругать за то, что он не так поступил. А еще лучше с самого раннего детства начинать учить хорошим манерам, причем дома, а не на улице или прилюдно.

Лучший способ сделать из ребенка маленького джентльмена (или леди) — наглядный пример. Сделайте так, чтобы ребенок всегда чувствовал себя легко и свободно с вашими друзьями. Но держитесь «золотой середины» — излишняя фамильярность с гостями может пробудить в будущем у ребенка вульгарное и развязное поведение в общении со взрослыми и старшими по возрасту.

Когда у вас гость, не зовите ребенка демонстрировать свою воспитанность. Пусть он сам придет в комнату, где вы находитесь, если захочет, и тогда, когда захочет. Не забудьте представить его вашим друзьям, но не делайте это как-то по-особенному и помните, что хороший хозяин, знакомя своих гостей друг с другом, не только назовет их по имени, но непременно скажет о каждом что-нибудь интересное. Не увлекайтесь рассказами о «великих достоинствах» вашего ребенка — это нетактично.

И не забывайте, что надо быть вежливыми (без излишнего сюсюканья) со всеми детьми. Тогда все, что вы сделаете для того чтобы установить с вашим ребенком наилучшие отношения, поможет ему приобрести хорошие манеры, о которых вы так беспокоитесь.

А теперь несколько практических советов по воспитанию у детей хороших манер.

1. Ребенок должен «созреть» для освоения правил вежливости: не ранее 3—4 лет. Именно с этого возраста у ребенка появляется интерес к сверстникам и окружающему миру, для него будет важно соблюдать правила хорошего тона.

2. Родители или педагоги, прививающие хорошие манеры, должны сами безукоризненно следовать им. Если вы будете допускать отступления от норм, то ребенок запутается между правильным и неправильным образцом вашего поведения.

3. Используйте чаще игровые методы воспитания. Можно применять и этические беседы-сравнения: со сказочными или литературными героями, поведением зверей, героями мультфильмов и т. д.

4. Вовлекайте своего ребенка в повседневную жизнь: посильная помощь по дому, походы в театр, кафе, на концерт и просто в гости. Такие выходы научат малыша спокойно реагировать на публику, уверенно держаться и даже делать попытки общаться с окружающими.

5. Если ваш ребенок забывает произносить вежливые слова, не заставляйте его, особенно публично, произносить их. Сделайте это за ребенка. Развивайте и поддерживайте хорошие отношения со своими детьми. Если ребенок будет уважать вас, то не станет грубить. И даже если у него случаются срывы и он становится невоспитанным, то это не повод для отчаяния. Оставайтесь тверды, не опускайтесь до уровня малыша, а поднимайте его до своего.

6. Будьте всегда, везде и во всем примером, образцом поведения и общения. Никогда в присутствии своих детей не считайте, что «он еще мал, чтобы понять это». Это заблуждение взрослых! Любой ребенок по-своему понимает взрослых, а третьеклассник или четвероклассник уже знаком со многими вещами в этом мире, порой даже с теми, о которых и не подозревают взрослые или родители.

7. Всегда и во всем воспринимайте своего ребенка «маленьким взрослым человеком». Порой, это балансирование «на лезвии этического ножа»: излишняя грубость или окрики «Ты уже взрослый» неуместны, но и сюсюканье с четвероклассниками — просто неприлично.

Похожие статьи:

Физкультминутки для 1 класса в стихах

Упражнения для глаз для учащихся начальной школы

Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!