Родительское собрание в 4 классе. Трудный ребёнок

Сценарий родительского собрания для 4 класса на тему «Мой ребенок становится трудным»

Составлено и проведено В. Б. Титаренко

Цели:

— познакомить родителей с причинами плохого поведения детей;

— формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка;

— развивать умение находить выход из трудных ситуаций общения с детьми.

Участники: родители учащихся четвертого класса, классный руководитель.

Подготовительная работа

I. Классный руководитель приглашает родителей на собрание (пригласительные билеты), которое должно пройти в четвертой четверти.

II. Классный руководитель проводит предварительное анкетирование учащихся.

Анкета для учащихся

Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.

1. Если ты задержишься после школы, то:

а) твое объяснение опоздания выслушают;

б) на твое опоздание не обратят внимания;

в) тебя отругают.

2. Если ты получишь плохую оценку, то:

а) сразу расскажешь об этом родителям;

б) расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты;

в) вообще об этом не расскажешь.

3. За плохую оценку:

а) отругают;

б) посочувствуют;

в) накажут.

4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:

а) молчать;

б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав;

в) оправдываться.

5. Если тебя накажут несправедливо, ты:

а) согласишься с этим;

б) промолчишь;

в) будешь доказывать свою правоту.

6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:

а) простишь, если они попросят прощения;

б) молча проглотишь обиду;

в) накажешь при удобном случае.

7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:

а) родителям;

б) друзьям;

в) другим людям.

8. Если в доме гости, ты:

а) вместе со всеми за столом;

б) в своей комнате;

в) получишь возможность уйти из дома.

9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:

а) соглашаются;

б) не обращают на это внимания;

в) не соглашаются.

10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

а) дома;

б) в школе;

в) среди друзей.

III. Классный руководитель готовит мини-характеристики детей в конвертах.

IV. Учащиеся готовят плакат «Дерево настроений» (нарисованы березовые листочки но количеству родителей), а также полоски цветной бумаги разного цвета.

Оформление, оборудование, инвентарь:

— стулья для родителей поставлены в круг в центре кабинета;

— на классной доске написаны название, тема родительского собрания, эпиграф: «Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: "Извини"» (И.Д. Вильде);

— на левой стороне доски плакат «Ход собрания», который заполняется по ходу собрания;

— фломастеры, маркеры, английские булавки, скотч, полоски цветной бумаги разного цвета для работы в группах, нарисованные и вырезанные березовые листочки, ножницы;

— магнитофон, фонограмма с приятной, спокойной музыкой.

* * *

I. Организационный момент

В кабинете звучит тихая музыка. Родители проходят в кабинет, берут со стола березовые листочки, маркеры, фломастеры, рассаживаются на стулья.

II. Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть всех присутствующих. Хочется пожелать вам и себе на сегодняшней встрече быть активными и уйти домой в хорошем настроении. Уважаемые родители, по очереди выскажите, что вы ощущаете сейчас, в начале нашего собрания.

Классный руководитель высказывается первым, затем — родители.

А теперь на листочках изобразите свое ощущение («личико» грустное, улыбающееся и т.п.). Украсим ими «Дерево настроений» — березку.

Родители рисуют и английскими булавками прикрепляют листочки на дерево.

III. Сообщение темы и целей собрания

Послушайте, пожалуйста, притчу.

В одной семье жил очень непослушный ребенок. Никакие приемы, уговоры, наказания не помогали. И вот отец решил закрыть его в своей мастерской, дал ему доску, гвозди, молоток и сказал «Будешь забивать гвозди в доску до тех пор, пока не поймешь, что ты непослушный». Сын забил 1, 2, 3...10, 11... 20 — и осознал. Позвал отца и сказал: «Отец, я все понял!» Отец взял доску с забитыми гвоздями, начал вытягивать все гвозди по порядку со словами: «Вот видишь, были гвозди, я их вытащил, их нет, а след остался. Так вот, надо жить так, чтобы оставался после тебя только положительный след, чтобы люди тебя вспоминали с теплотой, уважением, любовью».

Давайте и мы будем жить так, чтобы после наших дел оставался положительный след, и поможем так жить нашим детям. Тема нашего собрания «Мой ребенок становится трудным». Прочитайте эпиграф, подумайте над этими словами.

IV. Слово классного руководителя

Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися не только на уроках, но и в неформальном общении друг с другом и вами. К сожалению, проблема трудных детей помолодела. Говорить о ней нужно уже в начальной школе. Исследования психологов говорят о том, что трудный ребенок — как правило, ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Попробуем все вместе определить, кто он — трудный ребенок?

V. Обсуждение вопросов

Вопрос 1. Какого ребенка можно отнести к трудным детям?

Для ответа на этот вопрос нужно создать группы. Игра «Ветер дует и сдувает тех...». Классный руководитель произносит фразу: «Ветер дует и сдувает тех, кто...». Кто из родителей согласен с фразой, быстро встает.

— Ветер дует и сдувает тех, кто во всем доволен своими детьми.

— ... тех, кто хочет в отпуск.

— ... тех, кому трудно вставать утром.

— ... тех, кто в семье является главой.

— ... тех, у кого очень хорошее, приподнятое настроение.

— ... тех, у кого какая-то настороженность, волнение, недовольство.

— ... тех, у кого настроение нейтральное, спокойное.

Классный руководитель. Вспомните, у кого приподнятое, очень хорошее настроение. Это будет первая группа, сдвиньте стулья. У кого настороженность, волнение — вторая, сдвиньте стулья. И третья группа — у кого нейтральное настроение. Сейчас в своих группах вы обсудите, кто он — трудный ребенок. На полосках цветной бумаги напишите признаки трудного ребенка (на каждой полоске по одному признаку).

После обсуждения выступают по одному представителю от каждой группы. На доску в столбик прикрепляют полоски с признаками трудного ребенка.

Вопрос 2. Каковы причины появления трудных детей?

Классный руководитель. Чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.

Родителям предъявляется лист ватмана, на котором подведены итоги теста.

Родители в своих группах обсуждают причины появления трудных детей. Эти причины (по одной) записывают на полосках цветной бумаги. Затем по одному представителю от группы высказывают причины и прикрепляют полоски во второй столбик на доске.

После обсуждения родители получают напечатанные на листках рекомендации.

Причины детской неуправляемости

1. Борьба за внимание родителей. Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более — ребенку.

2. Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать все сам, это заложено в его природе — нельзя прожить жизнь только на опыте старших.

3. Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребенок мстит за:

— неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»;

— сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

— унижение друг друга в кругу семьи;

— «потерю» одного из родителей в результате развода;

— появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;

— несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;

— родительскую ложь и хамелеонство;

— чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

4. Неверие в свой успех. Причинами неверия в свой успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Вопрос 3. Каковы способы решения проблем в общении с ребенком?

Родители делятся на группы: 1 -я — кто родился зимой; 2- я — кто родился весной и летом; 3-я — кто родился осенью.

Родители обсуждают и записывают свое решение на полосках цветной бумаги и прикрепляют их на доску в третий столбик.

Классный руководитель раздает конверты с мини-характеристиками детей. Родители могут задать вопросы.

VI. Итог собрания

Задача родителей — проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка. Принимается решение собрания.

Литература

Дереклеева НИ. Справочник классного руководителя. М., 2002.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М., 2006.

Кротов В.Г. Массаж мысли. М., 1997.

Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. М., 1997.

Степанов Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. Методическое пособие. Вып. 1. М., 2001.

Похожие статьи:

Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс

Физкультминутки для 1 класса в стихах

Упражнения для глаз для учащихся начальной школы

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!