Родительское собрание в 1 классе. Знакомство с родителями
Сценарий родительского собрания для 1 класса на тему «Будем знакомы!»
Составлено и проведено О. Г. Костылевой, И. Г. Лукиной
Цели:
— создать благоприятные условия для знакомства родителей друг с другом и классным руководителем;
— содействовать сплочению коллектива родителей, вовлечению их в жизнь класса;
— познакомить родителей с Уставом школы;
— принять соглашение между родителями и школой;
— выбрать родительский комитет класса.
Участники: родители учащихся первого класса, классный руководитель.
Подготовительная работа
I. Классный руководитель посещает семьи учащихся; беседует с родителями с целью выяснения условий семейного воспитания, интересов и увлечений членов семьи; осуществляет видеосъемку мини-интервью «Моя семья» (с согласия родителей).
II. Классный руководитель рассылает пригласительные билеты с указанием места и времени собрания, первым домашним заданием для родителей (изобразить герб своей семьи для первого родительского собрания-знакомства).
III. Психолог проводит микроисследование среди учащихся «Моя семья» (рисуночный тест), анализирует результаты теста, сообщает информацию классному руководителю.
IV. Классный руководитель с помощью учащихся оформляет выставку работ родителей на тему «И это все о нас!», выставку рисунков детей на тему «Моя семья».
V. Классный руководитель готовит электронную презентацию «Наш новый дом — школа» (краткие сведения из истории школы, ее традициях, успехах обучающихся, педагогическом коллективе, Уставе школы).
Оформление, оборудование, инвентарь:
— в ходе работы по периметру доски будут расположены гербы семей, изготовленные участниками собрания, а в центре — герб класса; вверху оставлено место для заголовка, который придумают родители в ходе работы; остальное место равномерно заполнено пустыми рамками с надписями: «Соглашение», «Устав школы», «Родительский комитет класса», «Заказ-прогноз на год»; на левой половине доски — экран, на правой — рисунки детей «Моя семья»; бланки с тестами, маркеры, бумага, цветная бумага; оборудование для демонстрации электронной презентации и показа видеосюжетов; плакаты с пословицами и поговорками о семье; визитки с именами родителей; мультипликационный фильм «Цветик-семицветик» или одноименная сказка.
* * *
I. Вступительное слово классного руководителя
Родители входят в класс, рассаживаются полукругом. В центре стол классного руководителя, технические средства. Выбираются председатель и секретарь родительского собрания, сообщается повестка дня.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы проводим первое родительское собрание. Очень хочется, чтобы этот класс стал общим домом не только для наших детей, но и для вас, родителей. Поэтому наша главная задача — познакомиться друг с другом, узнать главные законы школьной жизни и выработать план нашей совместной работы на ближайшее время. Для начала приглашаю всех посмотреть телепередачу «Пока все дома», где главными героями выступили несколько семей нашего класса.
II. Телепередача первого класса «Пока все дома»
Звучит песенка-заставка известной телепередачи:
Скажи друзьям, скажи знакомым —
Для вас открыт наш теплый дом.
Прошу вас к нам, пока все дома,
Пока все дома, мы вас ждем!
Демонстрируются 2 — 3 видеосюжета о семьях. После каждого сюжета — благодарность представленной семье за смелость и сотрудничество, вручение подарка (диск с записью данной передачи на память). Гербы семей помещаются на доску.
III. Презентация выставки «И это все о нас!» и выставки рисунков детей «Моя семья».
Классный руководитель. Таланты наших родителей и их интересы так многообразны, что рамки данной телепередачи не смогли все вместить, поэтому приглашаю вас на презентацию выставки достижений семей нашего класса. Она продолжит знакомить нас друг с другом. А в роли экскурсоводов выступят те родители, которые предоставили свои работы.
Родители рассказывают о своих семьях, семейных традициях, увлечениях. После каждого рассказа классный руководитель благодарит выступавшего и вручает памятный диплом участника выставки. Герб каждой семьи крепится на доску по периметру, образуя своеобразную рамку (родители разъясняют смысл рисунка). Затем классный руководитель рассказывает о себе, своей семье и своих интересах и увлечениях. Делается вывод о том, что многие семьи имеют общие интересы и могут с успехом сотрудничать друг с другом. Далее представляется выставка рисунков учащихся (рисунки подписаны с обратной стороны). Задание родителям: попытаться угадать, на каком из рисунков изображена их семья.
В конце работы на доску в центре крепится герб класса, изготовленный учениками с помощью классного руководителя. Он разъясняет родителям знаки и символы изображения и тот смысл, который вкладывали дети в свою работу. Таким образом, на центральной доске в классе на глазах у родителей создается «Родительский утолок» и к этому моменту уже оформлен его центр — герб класса и размещенные по периметру гербы всех семей.
IV. Анкетирование родителей. Составление родительского заказа на учебный год
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя, отчество родителей.
2. Образование: высшее, среднее, начальное. (Нужное подчеркнуть.)
3. Возраст.
4. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, кто-то еще? (Нужное подчеркнуть или дописать.)
5. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери: нет времени; не хватает образования, педагогических знаний; считаете, что должна воспитывать школа? (Нужное подчеркнуть или дописать.)
6. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком: в музее, театре, кинотеатре, филармонии, на природе, никуда не ходите? (Нужное подчеркнуть или дописать.)
7. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, по дому, с руководителями кружков, секций, детских объединений? (Нужное подчеркнуть или дописать.)
8. Назовите качества характера своего ребенка, которые вы считаете: а) положительными; б) отрицательными.
9. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны: воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины? (Нужное подчеркнуть или дописать.)
10. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?
11. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребенка?
12. Как и с кем проводит он свое свободное время?
Классный руководитель. Предлагаю вам немного помечтать. Вспомните себя детьми, ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет наших житейских «взрослых» проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще огромная вера в сказку, чудо, волшебство.
Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма «Цветик-семицветик» — девочка Женя произносит волшебные слова.
Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в конце нашего учебного года и запишите свое желание на одном из разноцветных лепестков.
Классный руководитель раздает листочки цветной бумаги, родители записывают свои пожелания. Листочки собираются в большой конверт с надписью: «Родительский заказ — прогноз на учебный год. Вскрыть 25 мая на заключительном родительском собрании». Конверт запечатывается и помещается на доску.
Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности и будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами и поступками приближаться к намеченной цели.
V. Показ электронной презентации «Наш новый дом — школа» в сочетании с рассказом классного руководителя
Сообщаются краткие сведения об истории школы, ее традициях, успехах обучающихся, педагогическом коллективе. Особое внимание уделяем разделу Устава школы «Права и обязанности родителей».
VI. Работа в группах. Составление соглашения между родителями и школой по вопросам воспитания и обучения детей
Текст соглашения составлен заранее и распечатан по количеству групп. Родители знакомятся с ним, при необходимости вносят свои дополнения, исправления и подписывают. Все листы собираются в конверт с надписью «Соглашение» и крепятся на доску.
Проект соглашения между педагогами, родителями и учащимися
1. Отношения между учителями, учениками и родителями строятся на основе взаимного уважения, доверия и взаимопонимания.
2. Мы работаем над собой, учимся соизмерять свои силы и возможности. Труд и учеба на первом месте, отдых — на втором.
3. Мы живем по принципу: не нравится — предлагай, предлагаешь — делай.
4. Мы не накапливаем злобу и обиду друг на друга, а в спокойных разговорах выясняем отношения.
5. Мы организуем родительский патруль по контролю за поведением детей в вечернее и ночное время.
6. Мы организуем кружки и спортивные секции для учащихся с привлечением родителей.
7. Родители и учащиеся оказывают посильную помощь при организации ремонта школы.
VII. Выборы родительского комитета класса
Классный руководитель. Вы, наверное, уже давно заметили, что во время нашей работы на доске появилось достаточно много информации: здесь и герб нашего класса, гербы семей, соглашение и ваш родительский прогноз. Как вы думаете, как все это можно назвать?
Выслушиваются предложения родителей, сверху на заранее оставленном для заголовка месте пишется выбранное название (например, «Родительский уголок», «Для вас, родители», «Семья и школа» и т.п.).
У нас остался незаполненным последний, но очень важный раздел — состав родительского комитета нашего класса. За время этой встречи вы уже сумели ближе познакомиться друг с другом, поработали в группах. Теперь пришло время выбрать несколько человек на эту важную и почетную должность.
После обсуждения фамилии выбранных родителей пишутся маркером на лист, который крепится на доску.
VIII. Классный руководитель подводит итоги работы, благодарит всех присутствующих, предлагает примерный текст решения родительского собрания.
Литература
Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001. Вып. 1.
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1—4 классы. М., 2007.
Шеркунова Л.А. Соглашение между педагогами, родителями и учащимися // Классный руководитель. 2005. № 6.
Похожие статьи:
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Упражнения для глаз для учащихся начальной школы
Физкультминутки для 1 класса в стихах
Нет комментариев. Ваш будет первым!