Родительское собрание «Родительская любовь и ее роль в воспитании детей», 3 класс

Разработка родительского собрания для младших классов «Родительская любовь и воспитание»

Форма проведения: информационный лекторий с элементами практикума.

Задачи собрания:

1. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.

2. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему.

3. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Подготовительная работа: проведение анкетирования учащихся «Моя семья»; выполнение рисунка - «фотографии», изображающего самый счастливый момент семейной жизни и написание мини-сочинения на тему: «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так...». Подготовка макетов солнышка с пятью лучиками (для всех приглашенных родителей) и макета одного большого солнца, у которого лучи будут крепиться отдельно.

Анкета «Моя семья»

1. Меня почти во всем поддерживают.

А) Практически всегда

Б) Иногда

В) Никогда

2. У нас в семье бывают разногласия, даже ссоры.

А) Практически всегда

Б) Иногда

В) Никогда

3. Мне бывает трудно дома.

А) Практически всегда

Б) Иногда

В) Никогда

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

А) Практически всегда

Б) Иногда

В) Никогда

5. Меня во многом ограничивают.

А) Практически всегда

Б) Иногда

В) Никогда

6. Дома всегда считаются с тем, что мне бы хотелось иметь.

А) Практически всегда

Б) Иногда

В) Никогда

7. Мне всегда дают карманные деньги.

А) Практически всегда

Б) Иногда

В) Никогда

8. У нас дома бывают мои друзья.

А) Практически всегда

Б) Иногда В)

Никогда

9. Я хочу иметь больше самостоятельности.

А) Практически всегда

Б) Иногда

В) Никогда

10. Родители заняты только собой.

А) Практически всегда

Б) Иногда

В) Никогда

Ход собрания

Размещение родителей в классе происходит по группам. Вариант формирования групп: родители получают при входе карточку с изображением какого-либо предмета, смайлика и садятся за стол, где есть такое же изображение.

Вступительное слово:

— Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и ваша любовь в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Детям нужно, чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное — добротой, лаской, вниманием, любовью.

Мы убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми для наших детей, тем более, что в нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного поразмыслить о своей родительской позиции.

Работа над темой собрания

Какими бы родителями мы ни были, мы всегда можем дать утвердительный ответ на вопрос...

Как вы думаете, что это за вопрос?

Вы правы, каждый родитель даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?».

А как мы любим и, тем более, умеем ли любить — над этим как-то задумываться не приходится. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка самое главное — чтобы его любили таким, какой он есть.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети? Обеспечивает ли семья ребенку психологический комфорт — или, наоборот, порождает чувство ненужности? Какие ошибки мы совершаем? На эти вопросы и постараемся сегодня ответить.

Родители часто жалуются на то, что у них много работы, они заняты и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему малышу за это время?

Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью. Трагедия детей — с малых лет чувствовать себя в семье лишним, брошенным, одиноким и, самое главное, — незащищенным, чему может способствовать равнодушие родителей, мнение которых имеет для ребенка большое значение, так как это люди, которым он доверяет безоговорочно.

Сейчас вам представится возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в вашей семье, глазами ваших детей. На столах лежат бланки с вопросами анкеты «Моя семья». Ваша задача — попробовать поставить себя на место вашего ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он.

(Родители заполняют анкету «Моя семья» с тонки зрения их ребенка. Педагог в это время раздает подписанные конвертики с анкетами, заполненными детьми.)

Теперь возьмите анкеты детей и сравните со своими ответами. Вы видите, как часто не совпадают ваши взгляды на ситуации в семье со взглядами детей. Задумайтесь, почему ребенок ответил не так, как предполагали вы? Остановитесь и поразмышляйте, в чем ваши удачи в воспитании ребенка и где вы ошибаетесь. (Саморефлексия.)

Групповая работа

«5 основных ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали»

Давайте попробуем совместно разобраться, почему расходятся наши мнения и мнения детей по многим вопросам, возникающим в семье.

Каждому родителю предлагается вспомнить и записать 3 ошибки в воспитании, которые он когда-либо совершал. Время — 3 минуты.

Затем проходит обсуждение в группе, выбираются 3 общие ошибки в воспитании. Время на совместное обсуждение — 5 минут.

По истечении времени представитель группы докладывает о работе, вывешивая плакат на доску. После информации всех групп выделяются и обсуждаются общие ошибки.

Современные педагоги выделили 5 основных ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. Родителям предлагается сравнить свои выводы с выводами специалистов:

■ излишняя требовательность;

■ категорический запрет — основная ошибка в развитии детей;

■ гиперопека;

■ нотация — путь к протесту;

■ чрезмерное баловство ребенка.

В каких проявлениях любви нуждаются дети

Было бы неправильно оставить все так, как есть. Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим наши достоинства, которых намного больше. Сейчас вы вновь поработаете в группах.

У вас на столах лежат солнышки с лучиками и отдельно — пять больших лучиков от солнца. Солнышки — для индивидуальной работы. Отдельные лучики — для коллективной групповой работы.

Каждый родитель берет солнышко и в центре круга пишет свое имя (возможно Ф.И.О.). Далее на каждом из пяти лучиков родителю предлагается записать ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например: улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная, как это важно для него).

После выполнения задания в группе обсуждаются полученные результаты, определяются пять общих достоинств и проявлений чувств и записываются на выданных пяти лучиках.

Далее каждая группа представляет свою работу, прикрепляя 5 лучиков к макету солнца на доске. Таким образом, образуется солнце, которое характеризует проявление родительской любви к своему ребенку. Условие при выполнении этого задания — избегать повторов.

Педагог подводит итог выполненному заданию:

— Посмотрите, наше солнышко, как настоящее, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей без каких-либо на то условий, просто так, безусловно. Неоспоримо, что если в основе взаимоотношений родителей и детей отсутствует любовь, все остальное покоится на непрочной основе: страхе, угнетении, подчинении. Для безболезненных, полноценных детско-родительских отношений важна прежде всего любовь, любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях.

Практические рекомендации родителям

Родители должны выражать свою любовь к ребенку, используя для этого не только слова, но и:

■ зрительный контакт;

■ физический контакт;

■ пристальное внимание.

Вот несколько практических рекомендаций, как это лучше делать.

Зрительный контакт

В каких ситуациях мы чаше всего смотрим в глаза своему ребенку?

Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную. Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем («ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил»). В такие моменты мы вряд ли можем убедить сына или дочь в нашей безусловной любви.

Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на ребенка («видеть тебя не хочу»). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви. Одновременно мы учим его использовать зрительный контакт в своей жизни. Став взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты, когда он будет чувствовать себя неуверенно; он вряд ли будет использовать зрительный контакт для выражения привязанности к своим близким. Возможно, нашему ребенку не избежать коммуникативных трудностей.

Зрительный контакт — это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери, чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в таком контакте дана человеку от рождения.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и зрительный контакт. Ласковый взгляд, прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка сильнее, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.

Если потребности в зрительном контакте удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову в сторону при общении с людьми, с таким человеком хочется общаться.

Физический контакт

Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?

Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы. У психологов есть понятие «тактильного голода». Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют или трясут тяжелой отцовской рукой за холку. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать малыша вытеснила родительскую ласку, а призывы относиться к детям как к равным воспринимаются слишком буквально.

Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают его душу и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: «Для того чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития — двенадцать».

В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика?

Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам — младшим школьникам — крайне необходимы «телячьи» нежности. Эта потребность у мальчиков ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является базовой потребностью. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти «медвежьи» шалости не менее важны, чем для девочки «телячьи» нежности. По мере того как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.

Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанности к родителям, его воспоминания отчетливо нарисуют ему картинки материнской и отцовской ласки и любви, пережитые им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве осталась у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви, достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.

Пристальное внимание

Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине столько времени, сколько необходимо.

Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку нужно пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы он не сомневался в вашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.

Типичная трудность современных родителей — недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, а где ребенок. Если ваш сын или дочь для вас — одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к своему ребенку.

Выражение пристального внимания требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком времяпровождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий.

Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делиться со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже во время кризисных периодов в своей жизни.

Упражнение «Счастливый день». Педагог предлагает родителям обратиться к самым счастливым моментам в жизни их детей. Очень точным подтверждением семейного благополучия и любви является способность ребенка легко их вспомнить.

На доске размещаются детские рисунки на тему «Самый счастливый момент семейной жизни». Каждый рисунок имеет номер.

Педагог просит родителей попытаться найти рисунок своего ребенка, изобразившего счастливую семейную «фотографию». После того как каждый родитель выбрал рисунок, ведущий называет соответственно номера тех «фотографий», которые действительно необходимо было выбрать. При несовпадении родители обмениваются рисунками.

Рефлексия и обмен впечатлениями. Педагог подводит итог родительскому собранию, сообщая, что в ходе мероприятия получился насыщенный разговор, проделана огромная работа, в конце которой хотелось бы попросить родителей закончить следующие предложения:

■ В процессе сегодняшнего совместного обучения я сделал для себя такой вывод, ...

■ Мне не понравилось...

Родители свободно высказываются по поводу возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе обучения.

В конце собрания учитель может раздать родителям конверты, в которых лежат рассуждения их детей на тему «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так...». Педагог делает акцент, что родителям будет над чем поразмыслить, прочитав эти сочинения. Не следует забывать о секретности письма, не стоит его обсуждать с ребенком. Эта информация — лично для родителей.

Заключительные слова педагога могут быть такими:

— Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: без любви все — ничто!

Похожие статьи:

Родительское собрание «Воспитание детей в семье», 4 класс

Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье», 3 класс

Родительское собрание в 3 классе. Семейное воспитание

Родительское собрание «Эстетическое воспитание ребенка в семье», 3 класс

Родительское собрания в 3 классе. Влияние рекламы на психику ребенка. Разработка

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!