Развивающие задания для детей 7-8 лет
Задания и игры для развития интеллектуальных способностей у детей 1 класса
Математика
Упражнение № 1
1. Из каких цифр состоит число 27?
2. С какой цифры начинаются числа 14,18,25,46,37,56?
3. Какую форму имеет эту фигура?
4. Назовите какие-нибудь три признака этой фигуры:
5. Укажите признаки чисел: 2, 24, 241.
6. Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника:
7. Укажите признаки чисел: 5, 55, 555.
8. Назовите признаки следующей геометрической фигуры:
9. С какой цифры начинаются числа: 21, 215, 23, 242?
10. Почему данная фигура называется треугольником?
Упражнение № 2
1. Дан набор квадратов - черных и белых, больших и маленьких. Для выполнения задания карточки с квадратиками следует разрезать.
Задание для школьника: разложить квадраты на группы:
а) большие и белые квадраты;
б) маленькие и черные квадраты;
в) большие и черные квадраты;
г) маленькие и белые квадраты.
2. Даны кружки: большие и маленькие, черные и белые.
Они разделены на 2 группы:
Ответь, по какому признаку разделены кружки:
а) по цвету;
б) по величине;
в) по цвету и величине.
Правильный ответ: б)
3. Даны два пересекающихся круга в прямоугольнике. В них помещены треугольники, большие и маленькие, черные и белые.
Задание для школьника: показать, где расположены:
а) большие белые треугольники,
б) маленькие белые треугольники;
в) большие черные треугольники;
г) маленькие черные треугольники.
4. Геометрическое лото. Необходимо продолжать работу с ребенком, закрепляя его знания формы, величины и цвета предметов.
Дан набор геометрических фигур - карточки с геометрическими предметами (белыми, черными, темно-серыми, светло-серыми), большими и маленькими, разнообразными по форме (квадраты, круги, треугольники). Для выполнения задания карточки следует разрезать.
Задание для школьника: разложить карточки с фигурами:
а) по форме;
б) величине;
в) цвету и штриховке.
Затем задание можно усложнить: выбрать:
а) карточки с кругами белого цвета;
б) карточки с треугольниками черного цвета;
в) карточки с темно-серыми квадратами;
г) маленькие светло-серые треугольники и т. д.
Задания для развития восприятия
«Составь целое из частей»
Ребенку в зависимости от возраста предлагается собрать картинку с изображением одного знакомого объекта, разрезанного на 2 части, 4 части по вертикали и горизонтали и 4 части по диагоналям.
В процессе работы ребенку можно предлагать разные виды помощи. Например, картинка, разрезанная по диагоналям, собирается по уже собранной и положенной одной части. Если такая мера помощи оказывается недостаточной, выкладываются обе части. Возможно и предварительное построение объекта, привлечение внимания ребенка к его частям, а затем самостоятельное собирание объекта без наличия образца.
Следует развивать возможности ребенка узнавать целый предмет по какой-то одной части. Подобная работа должна проводиться регулярно на разном материале. Только после того как ребенок научится собирать отдельный объект из частей, можно переходить к разрезанным сюжетным картинкам.
«Определи положение предметов»
Ребенку предлагается таблица, на которой изображены знакомые предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в центре, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д., а после этого ответить на вопросы, где расположен тот или иной предмет. Полезно после упражнений на определение положения на таблице перейти к определению положения в окружающем пространстве. Ребенок должен сказать, где стоит книжный шкаф, что находится справа от него и т. д.
Хорошим упражнением является также слуховой диктант, который может проходить в виде занимательной игры. Для этого ребенку дают лист, разделенный на 9 или 12 квадратов, и с помощью фишки он должен передвигаться в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т. д.).
При выполнении подобных упражнений формируются внимание, ориентировка в пространстве, способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля и т. д.
«Найди место»
Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, составленный из геометрических фигур. Одна часть рисунка вырезана. Предлагается четыре варианта разных изображений вырезанной части, один из которых является искомым. Необходимо найти эту часть и поставить в паз (проводится по принципу методики Равена). Важно в процессе работы с подобным заданием постепенно переходить от наглядно- действенного выполнения к зрительному соотнесению.
Вариант 2. Ребенку предлагается сюжетная картинка, в которой вырезаны отдельные значимые части. Он должен найти место каждой из них.
В этом задании проводится работа по формированию пространственного восприятия, формируется понимание изображенной ситуации, актуализируются имеющиеся знания и представления ребенка. Если изображена ситуация из знакомой детям сказки или рассказа, можно предложить вспомнить этот текст, рассказать, что было до этого, что будет дальше.
При выполнении данного задания формируется не только восприятие целого, но и понимание причинно-следственных зависимостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.
Задания для развития воображения
«Нарисуй сказку»
Вариант 1. Ребенку читают сказку и по ходу чтения показывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-нибудь один эпизод из этой сказки.
Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюстрации. Затем их убирают, а детей просят нарисовать всю сказку.
Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно выделяя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.
В этом задании формируется воссоздающее воображение. Работа строится по мере нарастания сложности: сначала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время имеет место зрительная опора. В варианте 3 создание сказки осуществляется без предварительной наглядной опоры.
Использование данного задания целесообразнее предлагать учителям на уроках изобразительного искусства либо для домашних занятий.
Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, выделять главные мысли в тексте, учатся планированию, самоконтролю и т. д.
«Найди буквы и цифры, которые спрятались»
Ребенку предлагают карточку с «зашумленными» изображениями и предлагают найти в них уже знакомые им буквы и цифры. С более старшими школьниками следует усложнить задание: «Какие слова спрятались?» Вместо букв и цифр «зашумленными» могут быть различные знакомые детям предметы, геометрические фигуры. Подобные развлекательные упражнения полезно рекомендовать для включения в уроки письма, математики, чтения и в другие учебные и внеучебные занятия.
При выполнении этих заданий актуализируются образы памяти, совершенствуется умение выделять образ предмета и воссоздавать его в рисунке, развивается зрительное восприятие, актуализируется аналитико-синтетическая деятельность, богаче становится воображение.
«Собери картинку и составь рассказ»
Ребенку предлагают тему (например, «На даче») и набор фигурок, относящихся к ней (деревья, цветы, дом, пруд, собака и т. д.), просят разложить их на столе таким образом, чтобы получилась композиция, по которой можно составить рассказ.
В процессе работы происходят актуализация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, речи, воображения.
Задания для развития мышления
«Установи последовательность событий»
Вариант 1. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются 4-6 картинок с изображением различных ситуаций, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сначала разложить эти картинки по порядку, а затем составить рассказ по этой серии картинок.
В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, можно положить первую картинку и спросить, что было потом. Или положить вторую картинку и спросить, что было перед этим. Мера помощи будет зависеть от возраста и умственного развития ребенка.
Вариант 2. Установление последовательности в деформированных текстах.
Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой изложения. Прочитав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.
Примерные тексты:
Конфетка
Маша выбрала в вазочке конфетку. С удовольствием съела ее. Потом развернула конфетный фантик и достала конфетку.
Утром
Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад. Саша проснулся.
В этом задании ребенка учат понимать логические связи, устанавливать причинные зависимости, делать обобщения. В процессе составления рассказа развивается речь ребенка (словарный запас, грамматический строй речи).
«Установление закономерностей»
Вариант 1. Ребенку предъявляется таблица, на которой в определенной последовательности изображены предметы. Среди этих предметов есть пропущенные. Сами предметы и их последовательность даны в образце. Ребенок, пользуясь образцом, должен определить и нарисовать пропущенные предметы.
В этом задании ребенок учится анализировать и контролировать свою деятельность.
Вариант 2. Ребенку предлагаются четыре разные фигуры. В четырех клетках таблицы расположены три фигуры, четвертую ребенок должен найти в приведенном образце. Более сложным заданием является нахождение закономерностей в девяти изображениях.
В этой работе требуется установить сходства, различия, выделить закономерности.
Вариант 3. Ребенку предлагают таблицу, состоящую из девяти клеток с изображением восьми предметов, и просят сказать, какой предмет не нарисован.
Для решения этой задачи требуется провести анализ, сравнение и установить закономерность расположения предметов.
Все задания по установлению закономерностей формируют такие важные качества умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, понимание логических отношений.
Похожие статьи:
Математические игры для 1-2 класса
Игры с буквами и словами для школьников 1-2 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!