Внеклассное мероприятие в начальной школе. Памятники литературным героям

Памятники литературным героям (заочная экскурсия в начальных классах)

Оборудование:

1. Репродукция любой картины и фотография любой скульптуры, маленькая статуэтка (любая).

2. Книги:

X. К. Андерсен. Русалочка.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

К. Коллоди. Приключения Пиноккио.

3. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена.

И. А. Крылов. Басни.

А. Дюма. Три мушкетера.

Г. Троепольский. Белый Бим Черное Ухо.

Братья Гримм. Бременские музыканты.

3. Портреты авторов книг.

4. Иллюстрации памятников: Русалочке, Тому Сойеру и Геку Финну, Пиноккио, барону Мюнхгаузену, героям басен И. А. Крылова, Белому Биму Черное Ухо, бременским музыкантам.

5. Фотография шотландского сеттера.

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

II. Постановка проблемного вопроса.

Ведущий. Что такое скульптура...

(Показать детям - выбор случайный - репродукцию картины и фотографию скульптуры.)

Что перед вами? Назовите главное отличие картины от скульптуры. (Отличительной особенностью скульптуры является объемность изображения, благодаря этому созданное творение можно осматривать с разных сторон.)

Картину пишет... (художник), скульптуру лепит, ваяет... (скульптор). Какие материалы и какие приемы может использовать скульптор в своей работе?

- Он может лепить... (из глины, пластилина или воска).

- Он может высекать фигуру... (из камня).

- Он может резать... (по дереву или кости).

- Он может отливать фигуру... (из гипса, металла или бетона).

Скульптура требует от создателя таланта, мастерства, терпения и часто тяжелого физического труда.

III. Основная часть мероприятия. Заочная экскурсия.

1. История скульптуры как вида искусства.

Ведущий. Скульптура - очень древний вид искусства. Ученые-археологи нашли в пещерах древних людей каменные фигурки, изображающие животных и людей, которым несколько десятков тысяч лет.

Скульптура всегда была в почете и посвящалась богам, земным правителям и полководцам, великим людям и историческим событиям. Скульптурные памятники украшают сады и парки, парадные залы общественных зданий. Маленькие статуэтки вы найдете и у себя дома.

(Демонстрирование фотографий скульптур.)

Оказывается, вылепленный вами из снега Дед Мороз - тоже скульптура.

Традиция ставить скульптурные памятники героям литературных произведений родилась сравнительно недавно, но подобных памятников в мире накопилось уже немало, и это означает, что люди любят книжных героев не меньше, чем настоящих.

2. Парад памятников литературным героям.

Памятник Русалочке

Героиня рассказывает о себе (эту роль исполняет девочка):

- Я самая младшая дочь морского царя. Когда мне исполнилось 15 лет, я всплыла на поверхность моря и увидела в каюте трехмачтового корабля прекрасного молодого принца. Вдруг началась буря. Мне удалось спасти юного принца. С тех пор я полюбила его. Но он отдал свое сердце другой девушке. В день его свадьбы я превратилась в морскую пену.

Назовите мое имя и мою сказку,

Ведущий. Это Русалочка из одноименной сказки X. К. Андерсена. Сказка «Русалочка» - самая красивая и самая грустная сказка великого датского сказочника.

Но, оказывается, есть на свете еще одна Русалочка, бронзовая.

(Показaть иллюстрацию.)

Вот уже почти сто лег сидит она, грустная, на морской скале, среди волн, у входа в гавань, ждет своего принца и встречает всех, кто приплывает в датскую столицу, город Копенгаген.

У бронзовой Русалочки история не менее удивительная, чем у сказочной Русалочки. В 1910 году молодой скульптор Эдвард Эриксен получил от владельца пивоваренного завода Карла Якобсена необычный заказ: создать памятник Русалочке. В качестве модели Э. Эриксен выбрал свою жену Элину, балерину по профессии. В 1913 году бронзовая Русалочка-Элина заняла свое место у входа в порт.

Владелец пивоваренного завода хотел использовать скульптуру в качестве рекламы своей фирмы, но получилось так, что бронзовая Русалочка стала символом целой страны, Дании.

Бронзовой Русалочкой гордились, ее любили, ей поклонялись, о ней заботились:

- моряки перед уходом в море приходили попрощаться с ней, а вернувшись из плавания, приносили ей цветы;

- юноши выбирали себе девушек, похожих на нее;

-в холодные зимы бережные руки укутывали ее от мороза в шубу.

Но однажды покой всеобщей любимицы был нарушен. В ночь с 24 на 25 апреля 1964 года неизвестные вандалы отпилили и унесли ее голову!

(Показать иллюстрацию.)

Возмущению копенгагенцев не было предела. «Тело» Русалочки погрузили на грузовик и отвезли в мастерскую, чтобы «вылечить» скульптуру. Через месяц состоялась торжественная церемония второго рождения знаменитой бронзовой Русалочки. На этот раз к Русалочке приставили полицейского, а ночью ее освещает прожектор, чтобы преступление никогда не повторилось.

Памятник Тому Сойеру и Геку Финну

Тетушка Полли (ее роль исполняет библиотекарь). Том! Том! Куда же он запропастился, этот мальчишка! Том! Я тетушка Полли, а Том - сын моей покойной сестры.

Ищет везде.

Сущий бесенок! Ну и мальчишка! Пора бы мне привыкнуть к его фокусам. Или мало он выкидывал со мной всяких штук! Посмотрите, как он провел меня, когда я заставила его белить забор...

Разыгрывается сценка. Участвуют два мальчика.

СЦЕНКА «КАК ТОМ БЕЛИЛ ЗАБОР»

Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул забор, со вздохом обмакнул кисть в известку, провел кистью по доске (у нас: по классной доске), взглянул на забор: как много осталось красить, опять вздохнул и в отчаянии опустился на землю (у нас: на стул).

Из ворот показался Бен. Он прыгал, приплясывал и грыз яблоко. Том увидел его, и вдруг ему пришла в голову гениальная мысль! (У нас: он хлопнул себя по лбу). Том взял кисть и спокойно принялся за работу, не обращая внимания на Бена: сделает мазок, отойдет - полюбуется на свою работу.

Бен подошел и стал рядом.

Бен. Что, брат, заставляют работать?

Том. А, это ты, Бен! Я и не заметил.

Бен. Я иду купаться. Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.

Том. Что ты называешь работой?

Бен. А разве это не работа?

Том. Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому она по душе.

Бен. Уж не хочешь ли ты сказать, что для тебя это занятие приятное?

Том. А что в нем неприятного? Разве мальчикам каждый день достается белить заборы?

Бен перестал грызть яблоко. Том с упоением водил кистью по забору, отступал, чтобы любоваться.

Бен. Слушай, Том, дай и мне побелить немножечко!

Том скептически оглядел Бена.

Том. Нет, Бен. У тебя ничего не выйдет. Из тысячи мальчиков найдется только один, кто сумел бы выбелить забор как следует.

Бен. Да что ты? Вот никогда бы не подумал! Дай мне хоть попробовать... ну хоть немножечко. Будь я на твоем месте, я б тебе дал. А, Том?

Том. Бен, мне трудно доверить эту работу тебе. Вдруг что- нибудь выйдет не так...

Бен. Я буду стараться не хуже тебя. Мне бы только попробовать. Слушай: я дам тебе яблоко - все, что осталось.

Том вручил Бену кисть с явной неохотой, но с тайным восторгом в душе, а Бен Тому - яблоко. Бен начал усердно белить забор, а Том уселся на бочонок (у нас: на стул), стал болтать ногами и грызть яблоко.

* * *

Тома Сойера и его друга, Гека Финна, придумал великий американский писатель Марк Твен. Марк Твен никогда не написал бы такой замечательной веселой книги, как «Приключения Тома Сойера», если бы сам не был веселым человеком и не умел ценить хорошую шутку. Вот один пример, подтверждающий это.

Чтобы отучить мужа от привычки браниться, его жена посоветовала ему после каждого бранного слова брать в рот небольшой камушек. Однажды Твен вернулся домой с полным ртом камней. Еле ворочая языком, он сказал жене: «Остальные за мной везет грузовик».

Соотечественники бережно хранят память о Марке Твене и его героях. Дом-музей писателя в городе Ганнибале часто называют «Домом Тома Сойера». Напротив стоит «Домик Бекки Тэчер», подружки Тома.

А на вершине городского холма стоит бронзовый памятник: двое босоногих мальчишек, Том Сойер и Гек Финн, в разодранных штанах, с палками, Гек к тому же держит за хвост перекинутую через плечо дохлую кошку, весело шагают навстречу новым приключениям. Памятник установлен в 1926 году, его автор - скульптор Ф. Киббард (Гибард).

(Показать иллюстрацию.)

Вопрос. Зачем нужна, по мнению Гека Финна, дохлая кошка?

- Чтобы сводить бородавки.

- Чтобы пугать девчонок.

- Чтобы вызывать души мертвецов.

Памятник Пиноккио

Более 120 лет известна во всем мире книжка о многочисленных приключениях деревянной куклы с длинным носом, написанная добрым и мудрым итальянским писателем Карло Коллоди (он написал книгу, когда ему было 55 лет).

Раскрыв книгу, вы сразу углубитесь в чтение и непременно:

- станете смеяться над забавными проделками Пиноккио;

- посочувствуете Пиноккио, когда он попадет в Страну развлечений и превратится в осла;

- испытаете негодование, когда Пиноккио в очередной раз обманет Фею;

- порадуетесь за Пиноккио, когда он, наконец, найдет своего старого, больного отца и будет трогательно о нем заботиться.

Я надеюсь, что вы закроете книгу только тогда, когда дочитаете ее до конца и узнаете, как из невоспитанной, лживой деревянной куклы получился умный и красивый мальчик, настоящий человечек.

В нашей стране больше известен вольный перевод этой книжки, сделанный русским писателем Алексеем Толстым, под названием... «Золотой ключик».

В маленьком итальянском городке Коллоди стоит редкостное изваяние - памятник деревянному человечку по имени Пиноккио. На памятнике высечена надпись:

«Бессмертному Пиноккио - от благодарных читателей в возрасте от 4 до 70 лет».

Вопросы:

1) Как вы думаете, Коллоди - настоящая фамилия писателя или вымышленная, то есть псевдоним? Порассуждайте. (Псевдоним. Писателя звали Карло Лоренцини.)

2) Что связывает писателя с городом Коллоди:

- здесь родилась его мать;

- здесь родился он сам;

- здесь была написана сказка «Приключения Пиноккио»?

Памятник барону Мюнхгаузену

Герой рассказывает о себе (эту роль исполняет мальчик):

- Приветствую вас, мои юные друзья! Я чрезвычайно рад встрече с вами. Надеюсь, вы наслышаны о моих невероятных приключениях.

Помните, как я летал на ядре, чтобы разведать планы противника?

Или как я выстрелил в оленя вишневыми косточками, и у него между рогами выросло вишневое дерево?

Или как я зарядил свое ружье шомполом (это железная палочка, которой прочищают ружье), выстрелил и проткнул семь куропаток, которые свалились к моим ногам - жареные?!

Как я выстрелом из пистолета усмирил взбесившуюся шубу, покусанную бешеной собакой?

Как я сражался с турками, сидя на передней половине коня, в то время как задняя половина мирно паслась на зеленой поляне?

Вы узнали меня? Да, я... барон Мюнхгаузен!

Ведущий. Литературный барон Мюнхгаузен своим рождением и славой обязан трем достойнейшим людям.

• Это настоящий барон Мюнхгаузен, который родился в 1720 году, прожил 75 славных лет и слыл отменным выдумщиком - его веселые и невероятные рассказы слушали, раскрыв рот.

• Это предприимчивый писатель Рудольф Эрих Распе, который обработал эти рассказы и издал их.

• Это, наконец, талантливый преподаватель Геттингенского университета Готфрид Август Бюргер, который добавил к приключениям литературного барона самые лучшие страницы, среди которых - полет на ядре и чудесное освобождение из трясины.

В небольшом чистеньком немецком городке Боденвердере в старинном доме, где родился и умер настоящий Мюнхгаузен, теперь музей, в котором хранятся реальные и сказочные вещи и предметы, принадлежавшие обоим баронам, среди них, например, турецкая сабля и пушечное ядро.  

Возле дома-музея стоит необычный памятник-фонтан. Трудно сказать, кому из двух Мюнхгаузенов он поставлен. Наверное, обоим. Скульптор Бруно Шмиц изобразил Мюнхгаузена в тот момент, когда он, обернувшись, заметил, что у его коня не хватает задней половины туловища, и вода, которую конь пьёт из колодца, свободно выливается сзади.

Вопросы:

1) (Показать иллюстрации еще двух памятников.) Какие подвиги барона иллюстрируют эти скульптуры? (Барон садится на ядро. Лошадь барона оказалась привязанной к кресту церкви.)

2) Героев каких книг можно назвать современными Мюнхгаузенами?

А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.

С. Георгиев. Елки-палки, фельдмаршал Пулькин!

С. Коржиков. Мореплавание Солнышкина.

Д. Суслин. Генерал Крузо.

Памятник И. А. Крылову и героям его басен

Когда мы произносим имя И. А. Крылова, мы сразу вспоминаем его басни.

Свои первые басни великий баснописец подписывал очень странным именем. Расшифруйте его. В чем тут секрет? (Имя написано задом наперед.)

НАВИ ВОЛЫРК

В баснях И. А. Крылова всем есть урок: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и вельможе, и мужику, и бедному, и богатому - все они видят себя как в зеркале. Ведь хотя в баснях действуют петухи и лисицы, соловьи и волки, мы-то с вами знаем, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

Хотя басня была изобретена задолго до Крылова, ему удалось описать слабости и недостатки людей удивительно верно и просто. Говоря о зависти, лени, глупости, невежестве и неблагодарности, Крылов не сердится, а высказывает свое мнение спокойно и мудро, стремясь к тому, чтобы читатель посмотрел на себя со стороны.

Обязательно познакомьтесь с биографией И. А. Крылова, человека скромного и неприхотливого, отчаянного удальца и великого упрямца. Оказывается, он до поздней осени купался в Летнем саду в канале. Даже когда вода покрывалась первым ледком. Бросался с размаху, толстый, сильный, проламывал лед!

Обязательно возьмите в руки книжку с баснями Крылова и вчитайтесь в них. И тогда в героях басен вы вдруг узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь. А если вглядитесь еще попристальней, то, может, обнаружите там и себя... И загрустите.

Когда И. А. Крылов умер, сразу возникло решение соорудить памятник великому баснописцу. Работу над памятником поручили барону Петру Карловичу Клодту, прославленному профессору скульптуры.

Фигура Крылова получилась очень реалистичной. Перед нами Крылов такой, каким он был в свои последние годы жизни: старческое серьезное лицо, брови сдвинуты, лоб нахмурен, Крылов сидит на камне в непринужденной позе, отдыхает, в старом сюртуке, с книгой в руках.

Постамент памятника украшают звери, герои басен Крылова, вылепленные живо и выразительно. Клодт создавал животных с натуры, и во время работы над памятником его мастерская превратилась в настоящий зверинец: рядом с хозяином жили волк и медведица с двумя медвежатами, макака, осел и лисица, овца с ягнятами.

Памятник был открыт в Петербурге в Летнем саду 12 мая 1855 года. Позднее вокруг памятника была поставлена железная решетка, чтобы избежать повреждений барельефов.

Задание. Из басен Крылова в разговорный язык ушла масса крылатых выражений, которые придают нашей речи выразительность, образность и точность.

- Что означают следующие крылатые крыловские фразы?

• А Васька слушает да ест. (Один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.)

• А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Чтобы выполнять какое-то дело, нужен талант и умение.)

• Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник. (Каждый должен заниматься тем, что умеет делать.)

• Да только воз и ныне там. (Дело стоит на месте, а вокруг происходят пустые разговоры.)

• Кукушка хвалит петуха

За то, что хвалит он кукушку. (Нужно оценивать людей по их настоящим достоинствам.)

• Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

А Щука тянет в воду. (Так говорят, когда нет согласия в выполнении дела.)

• Наделала синица славы, а моря не зажгла. (Говорят о тех, кто хвастается, а свои обещания не выполняет.)

• У сильного всегда бессильный виноват. (Когда старшие сваливают вину на младших по возрасту или должности.)

Памятник д'Артаньяну

Герой рассказывает о себе (эту роль исполняет мальчик):

- Я гасконец, и этим сказано все.

Из любви к родной Франции и прекрасной Констанции я готов был совершать любые подвиги и отчаянные поступки. Я отважно сражался с врагами на поле боя и за свою честь с гвардейцами кардинала. Я всегда дорожил дружбой с Атосом, Портосом и Арамисом.

Благодаря писателю Александру Дюма меня и моих друзей помнят и любят, нами гордятся, нам подражают. О чем еще может мечтать королевский мушкетер?!

Назовите мое имя. Ведущий. Д'Артаньян - это гораздо больше, чем литературный персонаж, созданный буйной фантазией лукавого рассказчика Александра Дюма. Д'Артаньян - это и часть богатой истории Франции. Дело в том, что у литературного д'Артаньяна был в жизни реальный прототип. Его звали Шарль де Бац. Он родился в 1620 году в нескольких верстах от городка Ош, где находится деревня Артаньян. От названия этой старинной деревни и пошел славный род д'Артаньянов.

Настоящий Шарль д'Артаньян тоже был королевским мушкетером и прославился своей исключительной храбростью. Он дослужился до звания маршала и погиб в бою.

Жизнь реального д'Артаньяна и описание подвигов героя романа «Три мушкетера» А. Дюма во многом не совпадают. Но главное осталось. Литературный д'Артаньян так же храбр, остроумен, благороден и верен дружбе, любви и своей родине. Поэтому памятник в городке Ош, на родине обоих героев, стал памятником и прототипу, и литературному персонажу.

(Показать иллюстрацию.)

Д'Артаньян стоит с гордо поднятой головой. Широкополая шляпа с перьями, мушкетерский плащ. Левая рука на шпаге. Кажется, что д'Артаньян готов выхватить шпагу из ножен и снова броситься защищать правду и справедливость.

Вопрос. Назовите девиз мушкетеров. («Один за всех и все за одного».)

Памятник Белому Биму Черное Ухо

Повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» - это трагическая история о скитаниях молодого трехлетнего сеттера, который разыскивал своего хозяина. Это рассказ о собачьей любви и верности. Это и рассказ о человеческой жестокости и равнодушии, которые стали главной причиной гибели собаки.

Повесть вышла в 70-е годы XX века и вызвала большой общественный отклик и целое движение в защиту животных от... людей, а собаке Биму в Воронеже, на родине писателя, был установлен памятник.

(Показать иллюстрацию.)

Бронзовый Бим встречает вас у входа в Театр кукол. Бим сидит так, как обычно сидят умные и верные собаки, ждущие ушедшего на время хозяина. У скульптуры нет пьедестала: Бим сидит на земле, и дети нежно гладят его, словно он живой.

Авторы памятника Биму - известные воронежские скульпторы Э. Пак и И. Дикунов, лауреаты Государственной премии России. Во время работы над памятником к ним часто приходил автор повести, консультировал, давал советы. К сожалению, Гавриилу Троепольскому не суждено было увидеть своего любимого Бима в металле: автор скончался в 1995 году.

Задания:

1. Рассмотрите иллюстрацию и перечислите главные качества собак породы «шотландский сеттер».

- Очень красивая, добрая, сильная, смелая собака.

- Отлично ладит с людьми и детьми.

- Помощник в охоте.

2. Если собака белая (или белая ворона) - в отличие от своих собратьев, как называют такую собаку или ворону: альбинос, альбатрос, альпинист?

Памятник бременским музыкантам

Братья Гримм, Якоб и Вильгельм, - прежде всего знатоки немецкого языка. Они при жизни были знамениты как серьезные ученые, но даже сами не предполагали, что всемирную славу, славу на века им принесут вовсе не научные труды, а сказки, которые они собирали по всей Германии.

Вот как в жизни бывает.

Братья собрали более 200 сказок и издали их в нескольких сборниках под общим названием «Детские и семейные сказки». И действительно, веселые сказки братьев Гримм, высмеивающие лень, жадность, зависть, скупость, трусость и восхваляющие трудолюбие, находчивость, сострадание, скрасили детство множеству поколений и до сих пор находят все новых читателей среди детей и взрослых.

Быть может, в эту самую минуту кто-то впервые взял в руки книгу, в которой оживают бременские музыканты.

А еще спешу сообщить вам, что в германском городе Бремене выстроили свою пирамиду у стен ратуши знаменитые бременские музыканты - Осёл, Пёс, Кот и Петух. Такими их изваял в бронзе профессор Герхард Маркс.

(Показать иллюстрацию.)

Задание. Вспомните названия сказок братьев Гримм. Я начинаю - вы заканчиваете.

«Храбрый портной», «Золотой гусь», «Король Дроздобород», «Госпожа Метелица», «Бременские музыканты», «Соломинка, уголек и боб», «Красная Шапочка», «Гензель и Гретель», «Розочка и Беляночка», «Умная Эльза», «Три пряхи».

IV. Заключительная часть мероприятия. Подведение итогов.

Ведущий. На этом позвольте закончить парад памятников литературным героям. За пределами нашего занятия осталось много других подобных памятников. А еще больше осталось книжных персонажей, которые ждут от благодарных читателей замечательных памятников...

Заключительное задание. Перечислите памятники, о которых шла речь на сегодняшнем занятии.

Литература

1. Аносова, Е. С. Особенности скульптурного образа [Текст] / Е. С. Аносова // Начальная школа. - 2005. - № 1. - С. 82.

2. Братья-сказочники: Якоб и Вильгельм Гримм [Текст] // Жили-были : сказоч. газ. - 1995. - № 7-8. - С. 24-25.

3. Воскобойников, В. Когда Иван Андреевич Крылов был маленьким [Текст] / В. Воскобойников // Костер. - 1998. - № 6. - С. 18-19.

4. Всем известный неизвестный. И. А. Крылов [Текст] // Жили-были : сказоч. газ. - 1997, август. - С. 2-3.

5. Гаврилова, Р. Со страниц любимых книг - в бронзу и гранит [Текст] : сценарий литер, утренника для детей 7-10 лет/ Р. Гаврилова, Н. Волкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2004. - № 7. - С. 52.

6. Костер [Текст] : журн. - 1992. - № 4-6.

7. Крылов, И. А. Тринадцать басен [Текст] / И. А. Крылов. - Л. : Художник РСФСР, 1972.

8. Левин, Л. Барон Мюнхгаузен - реальность и миф [Текст] / Л. Левин // Наука и жизнь. - 2004. - № 3. - С. 90-96.

9. Левин, С. Д. Беседы с юным художником. Вып. 2. [Текст] / С. Д. Левин. - М., 1988. - С. 103. - (Ваяние).

10. Мурзилка [Текст] : журн. - 2005. - № 2.

11. Николаева, А. Сказки о сказочниках: братья Гримм [Текст] / А.Николаева // Дошкольное воспитание. - 1994. — № 10.-С. 72-74.

12. Онучко, В. Шарль де Бац, он же Монтескью, он же д'Артаньян [Текст] / В. Онучко // Вокруг света. - 1992. - № 2. - С. 4-7.

13. Попова, Т. Ф. Введение: П. К. Клодт. Памятник И. А. Крылову [Текст] / Т. Ф. Попова // Беседы о русской скульптуре. - М.;Л., 1964.-С. 3-8; 76-82.

14. Правда о вранье [Текст] // Жили-были : сказоч. газ. - 1998, февраль.-С. 3-4.

15. Репин, Л. В этом городе должны твориться чудеса [Текст] / Л. Репин // А почему? - 1994. - № 6. - С. 8-9.

16. Твен, Марк. Мне 15 [Текст] // Марк Твен. - 2006. - Март. - С. 6-8. - (Личность).

17. Трофимов, А. Прогулки маленького Ханса [Текст]: отрывок из романа об Андерсене «Сын башмачника» / А. Трофимов // Жили-были : сказоч. газ. - 2005. - № 4. - С. 15.

18. Убийство Русалочки [Текст] // Детская деловая газета. - 1994.-№ 1-2. - С. 12-13.

19. Цветтлер-Отто, С. Пиноккио - от деревянного сорванца к живому ребенку [Текст] / С. Цветтлер-Отто // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 112-118.

20. Шатрова, Д. Героям книг посвящается [Текст] / Д. Ша- кирова // Книжный клуб. - 2004 - № 6. - С. 40-43.

21. Эрлихман, В. Труба барона Мюнхгаузена [Текст] / В. Эр- лихман // Вокруг света. - 2005. - № 6. - С. 146-154.

22. Юрьев. В. Памятники ставят не только великим людям... [Текст] / В. Юрьев-// А почему? - 2000. - № 9. - С. 22-24.

23. Языкова, Е. Родники поэзии: И.А.Крылов [Текст]/ Е. Языкова // Колобок. - 1989. - № 4. - С. 8-9.

Похожие статьи:

Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского

Литературная игра для учащихся начальной школы. Киплинг и его книги

Конспекты внеклассных занятий для 3-4 класса

Конкурсы для 1 класса

Литературный час в 3-4 классах. Былины

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!