Осенний капустник для детей начальной школы
Сценарий осеннего внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы. Весёлый «Капустник»
Цель: учить детей правильно проводить свободное время, повышать интеллектуальный потенциал; прививать культурные навыки.
Оборудование: вазы, столы, стулья, посуда, цветы, ветки с осенними листьями (продукты: тесто, капуста, морковь, сметана, яблоки, лимон, сахар).
Ход мероприятия
(Сцена украшена шарами, осенними листьями. На столе огромный кочан капусты. В фойе выставка букетов «Люблю я пышное природы увяданье». У каждой композиции номер и девиз. Гости осматривают выставку. При входе в зал получают дубовые или кленовые листочки, сделанные из бумаги. Звучит музыка — песня «Пузатый чайник» (муз. Козлова, сл. Мориц).
Вдруг музыка неожиданно замолкает. Слышится хлопок лопнувшего шарика. Из него выпадает записка с цифрой. Играющий с номером лопнувшего шарика получает приз. Снова звучит музыка. Танец продолжается. Во время танцев проводятся и другие интересные игры.
Например, в зал входит клоун. У него на шнурке на шее висит свисток. Ведущий объясняет, что со свистком танцевать нельзя. Клоун подходит к любому из участников, надевает ему на шею шнурок со свистком. Клоун получает право танцевать, а получивший свисток не имеет этого права, ищет, кому бы надеть шнурок со свистком. Так повторяется много раз.)
Ведущий.
Просто замечательно! Хорошо танцевали.
Пусть в делах всегда и всюду
Вам сопутствует успех:
И сегодня в праздник светлый
Будем мы счастливей всех!
Клоун (выбегает на сцену).
Здравствуйте, здравствуйте!
Я Клоун Николаевич!
Люблю людей потешать,
Да народ развлекать.
Давайте поиграем. Игра называется «Словарь вежливых слов».
Дети. Давайте!
Клоун.
Придумано кем-то
Просто и мудро -
С добрым утром!
Доброе утро!
Доброе утро! - Солнцу и птицам.
Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
доверчивым.
И доброе утро продлится
до вечера.
Зеленеет старый пень, когда
Услышит: «Добрый... (день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь... («Здравствуйте»),
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого...
(«Спасибо»),
Когда бранят за шалости, говорим:
«Прости... (пожалуйста)».
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь... («До свидания!»).
Всем вам с большой любовью желаю крепкого... (здоровья).
Ведущий. Ребята! Как животные здороваются друг с другом? Например, хрюшки.
Дети. Хрю-хрю!
Ведущий. Как здороваются собаки?
Дети. Гав-гав!
Ведущий. А петухи?
Дети. Ку-ка-ре-ку!
Ведущий. Кукушки?
Дети. Ку-ку!
Ведущий. А лягушки?
Дети. Ква-ква!
Ведущий. Вороны?
Дети. Кар-кар!
Ведущий. Ну а волки?
Дети. У-у-у!
Ведущий. Конкурс загадок. Кто больше назовёт отгадок, получит приз.
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (Человек.)
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)
Ни на меру, ни на вес,
Но у всех людей он есть. (Ум.)
Не сеют, не сажают, а сами вырастают. (Волосы.)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза.)
Отворю я хлевец, выпущу стадо белых овец. (Зубы.)
Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Между двух светил он посредине один. (Нос)
У пяти братьев одна работа. (Пальцы.)
День и ночь стучит оно, словно бы заведено, будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце.)
Мы на них стоим и пляшем,
Ну а если им прикажем,
Нас они бегом несут,
Подскажи, как их зовут. (Ноги.)
Ведущий. Вот перед вами прошла целая вереница частей тела человека. Настоящая анатомия.
Цветовод. Конкурс здравомыслящих интеллектуально-вежливых прошёл просто на «Ура!». Приступим к осенней красоте - конкурсу «Цветы поздней осени».
(Звучит вальс П. И. Чайковского.)
Девочка.
Цветов и листьев аромат,
Лоскутно-красочный наряд.
И аромат, и краски эти
В осеннем собраны букете.
С. Белорусец
Цветовод. Советуем использовать для составления букетов сухие растения. Такие растения, которые при высушивании практически не изменяются: физалис, гортензия, гипсофила, лук голубой, соцветия чеснока, декоративный ячмень, - вешают пучками головками вниз и сушат в сухом проветриваемом помещении. При составлении сухих букетов следует помнить о тех правилах, что и при работе с живыми цветами.
(Отобранные лучшие композиции демонстрируются зрителям. При этом учитывают, под каким девизом они даны.)
На сцене раздаётся хлопок лопнувшего шара, из которого вылетает записка с номером композиции. Участнику, составившему её, вручается диплом с подарком.
Литературовед. «Язык» осеннего леса ярок и выразителен. А каков язык человека? Писатель К. Паустовский так сказал по этому поводу: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только из их сочетания.
Ведущий. Конкурс знатоков называется «Почему мы так говорим». ALMA MATER (альма матэр) - так в старину студенты называли университет, что означает «кормящая мать». Вы только ещё начинаете своё путешествие в мир знаний. Светлого вам пути! И пусть учёба в школе будет вашей «альма матэр».
Викторина «Почему мы гак говорим?»
1. «Оказаться у разбитого корыта» - из какой сказки пришло к нам это выражение?
2. «Положить зубы на полку» - о каких зубах идёт речь?
3. «Знать назубок» - о чём шла речь первоначально?
4. «Будь здоров» - какого здоровья желали?
5. «В поте лица» - о каком поте речь?
6. «Время истекло» — что значит «истекло»?
7. «В унисон» - откуда этот термин? Как его понимать?
8. «Горе луковое» - по каким причинам льются слёзы?
9. «На лбу написано» - каким образом и почему?
10. «Панический страх» - какой пан его испытал?
11. «Попасть впросак» - когда так бывает?
12. «Дом построить на песке» - что под этим подразумеваем?
Ответы
1. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Положить зубы на полку» - значит ограничить себя в чём- то, испытывать нехватку необходимого, влачить полуголодное существование. Но человеческие зубы не имеют отношения к этому выражению. Речь идёт о зубах, зубьях орудий труда - пилы, грабель, вил. Если работа была, человек был сыт, а не было работы - орудия труда смело можно убирать на полку («зубы на полку») и голодать.
3. «Знать назубок» - очень хорошо, наизусть. Эта поговорка возникла из обычая проверять на подлинность золотые монеты, золотые изделия. Прикусить монету зубами; если не осталось на ней вмятины - значит подлинная. А то ведь могла попасться и фальшивая, полая внутри или залитая другим металлом.
4. «Будь здоров» - пожелание здоровья. Эти слова говорят чихнувшему человеку. Издавна на Руси чиханию придавали большое значение, считали чихание признаком крепкого здоровья.
5. «В поте лица» - усердно.
Изгоняя Адама из рая, Бог сказал ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Это значит: будешь добывать хлеб тяжёлым трудом».
6. «Время истекло» - окончилось. Свыше двух с половиной тысяч лет назад в Вавилоне, Греции и Риме появились часы - узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось истекающей из сосуда водой, то есть время текло» (сколько воды утекло).
7. «В унисон» -- согласно, совместно. Если в хоре поющие издают звуки одинаковой высоты - это и есть «петь в унисон».
8. «Горе луковое» - ничтожные огорчения. Бывает, что слёзы появляются на глазах по причинам, недостойным внимания и уважения. От очищенного лука полились слёзы ручьём... От горя? От «лукового» горя!
9. «На лбу написано» - сразу видно, кто он таков.
Это выражение пошло от жестокого обычая клеймить лоб беглых крестьян или воров раскалённым железом, оставляя неизгладимые уродливые знаки, по которым и через много лет можно было узнать о горьком прошлом несчастных.
10. «Панический страх» - ужас, внезапно охвативший множество людей. Пан - бог лесов и полей. Когда он родился, даже мать его пришла в ужас от безобразного вида ребёнка. Он был с рогами, копытцами и козлиной бородкой. Едва родившись, он стал прыгать и хохотать, чем ещё больше напугал мать. Вид Пана наводил на людей панический страх. Отсюда слово «паника».
«Панический страх» некоторых учеников перед экзаменом, контрольной работой можно объяснить их ленью и неверием в свои силы.
11. «Попасть впросак» - попасть в глупое положение, проморгать опасность. Просак - станок, на котором в старину вили канаты и верёвки. Если станок вырабатывал тонкие верёвки, то, попав в него, можно было нарушить ход дела, а просак был просто небезопасен для зеваки.
12. «Дом построить на песке» - о чём-нибудь непрочном.
Выражение возникло из евангельской притчи о человеке «безрассудном», построившем «дом свой на песке». Когда пошёл дождь и подул ветер, дом разрушился.
(Для викторины были созданы две команды. Команда, набравшая большее количество очков, получает награду - пирог с капустой. Звучит шуточный туш.)
Мальчик. Поиграем в «Капусту».
(Все в русских костюмах, если есть такая возможность.)
Рисуется круг-огород. На середину его играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин поёт:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Воробей и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый.
(Хозяин движениями изображает свою работу. Ребята пытаются забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин в огороде коснётся рукой, тот больше в игре не участвует. Игрок, который больше всех унесёт из огорода капусты, объявляется победителем, получает приз.)
Ведущий.
О капусте скажем лестно:
Это вкусно и полезно.
На столе не будет пусто,
Если на столе капуста.
С. Белорусец
Уважаемые гости и участники шоу, приглашаем вас в кафе «Капустка». Там всех ждёт угощение. Многие ребята потрудились над пирогами с капустой, пирожками с картошкой. Есть и салат. Запивать пироги можно киселём, чаем, компотом. Ох, и вкуснятина!
Там же вам предложат несколько рецептов.
Салат витаминный
Капусту и морковь нарезать соломкой. Мелко нарезать зелёный лук, яблоки. Всё перемешать. Заправить сметаной, украсить зеленью петрушки, укропа.
Выложить в салатник. Можно полить соком лимона.
Ингредиенты: 200 г белокочанной капусты, 200 г моркови, 50 г зелёного лука, 200 г свежих яблок, 150 г сметаны, 20-30 г сахара, половинка лимона.
Кулебяка с капустой
Берём кислое тесто. Раскатываем лепёшку толщиной в 1 см и шириной 20 см. На середину по всей длине положить тушёную капусту. Соединить края, уложить швом вниз на смазанный маслом противень. Из обрезанных кусочков теста делаем украшение, приклеиваем сверху желтком. Ставим на расстойку. Перед выпечкой смазать яйцом, проколоть в трёх местах деревянной палочкой. Выпекать при температуре 230° С.
В приготовленную капусту можно добавить рубленые яйца.
Ингредиенты: 600 г дрожжевого теста, 70 г маргарина, 2 яйца, 1 яйцо для смазки, 10 г соли.
Ведущий. Приятного аппетита всем желаем. Ребята с родителями очень для всех постарались. Рецепты выпечки можно найти во многих кулинарных книгах и в нашем кулинарном клубе.
Ведущий (прокалывает шар. Падает записка. Ведущий читает).
Ой, ребята, та-ра-ра,
Всем домой идти пора.
Расходитесь, детвора.
По своим домам - дворам!
(Дети хлопают в ладоши, благодарят за праздник. Все уходят. Воцаряется тишина.)
Похожие статьи:
Сценарий осеннего карнавала в 4 классе
Капустник в школе. Сценарий для начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!