Урок литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Весенние воды»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Цели: продолжить знакомство с творчеством Ф. Тютчева; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения, воссозданием картины весенней природы, умением раскрывать авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

Оборудование: карточки с загадками, иллюстрации картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Половодье», книги Тютчева, карточка «метафора», грамзапись стихотворения и романса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети садятся в круг и так работают весь урок.

II. Проверка домашнего задания.

1. Биография Ф. И. Тютчева.

- Что нового узнали о поэте? Кому что запомнилось?

Работа строится по материалам энциклопедии «Я познаю мир» и «Учительской газеты».

2. Работа по группам над стихотворением «Зима недаром злится» («Чтецы» и «Эксперты».)

3. Конкурс чтецов (в паре - один читает о зиме, другой - о весне).

III. Изучение нового материала.

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ф. Тютчева.

1. Разгадывание загадок (у каждого тексты, работают контролеры).

1) Росу выпивает, тучи разгоняет, снег поедает. Что это? (Солнце.)

2) Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

3) Лежало одеяло, мягкое, белое. Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег.)

4) Тает снежок, ожил лужок. День прибывает, когда это бывает? (Весна.)

- А как это все связано с весной?

2. Беседа по картинам И. Левитана «Весна. Большая вода», «Половодье».

- Что их объединяет?

- Почему весной так много воды?

- А всегда ли так бывает?

Работа с народной приметой.

Большие снега - малые воды.

Малые снега - большие воды.

- Но какая бы весна ни была, всегда она начинается с таяния снегов и журчания весенних вод.

3. Знакомство со стихотворением Тютчева «Весенние воды».

1) Чтение учителем. Перед чтением рассказ учителя (текст на доске).

Н. А. Некрасов так пишет о Тютчеве: «Стихийная революционность определяет характер тютчевских картин обновления природы. Поэтому так впечатляют знаменитые тютчевские «Весна», «Весенняя гроза», «Весенние воды» (одна из лучших картин). Тютчевские картины весны это не просто пейзажные зарисовки, но и революция природы». Даже сам Тютчев в одном из писем соотнес процесс обновления природы с революцией.

2) Разбор отрывка (выставка книг «Весна. Весенние воды»).

- Какое настроение вызывает это стихотворение у вас?

- А что хотел показать автор?

4. Повторное чтение.

Словарная работа: гласят - извещают.

«Мы молодой весны гонцы» - замени своим предложением.

- Какой месяц идет за весенними водами?

- Прочитайте об этом.

- Почему так говорят?

Март - это месяц света, апрель — месяц воды, май - месяц травы.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

5. Работа над языком стихотворения.

- В какой период показано состояние природы? (Когда только начинается смена времен года.)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

- Какова главная тема стихотворения? (Ожидание царицы весны.)

- Кто выступает в роли гонцов? (Весенние ручьи, весенние воды.)

- Как ведут себя воды?

- С помощью какого приема автору удается это передать? (Использование глаголов, употребление взрывного Б).

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

- Что помогает почувствовать звук б? (Силу, мощь весенних вод.)

- Назовите старинные слова.

- Какой оттенок они придают стихотворению? (Брег, гласят - торжественность.)

- Какие слова являются ключевыми? (Ручьи будят сонный брег.)

- Прочтите восклицательные предложения.

- Что они помогают передать?

- Какие мечты навевает приход весны? (О будущем, ожидание тихих теплых майских дней, которые начнут водить свой хоровод.)

Метафора - хоровод румяных дней сравнивает с хороводом румяных девушек.

Физкультминутка

Ходим кругом друг за другом.

Эй, ребята, не зевай!

Все, что Вам Весна прикажет,

Вместе с нею выполняй!

(Дети выполняют разные движения, в конце Весна раздает листочки с написанными строками из стихотворения.)

Задание: из полученных вами предложений составьте стихотворение «Весенние воды».

6. Чтение стихотворения учителем.

Расстановка логических пауз.

7. Упражнения в выразительности чтения.

1) Бинарное чтение.

2) Хоровое чтение.

8. Прослушивание фонограммы стихотворения «Весенние воды».

9. Слушание романса С. В. Рахманинова на стихи Ф. И. Тютчева «Весенние воды».

IV. Итог урока.

- Что же хотел сказать Тютчев своим стихотворением?

- А что испытали вы, прочитав это стихотворение?

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение. Найти: 1-й ряд - олицетворение, 2-й ряд - метафору, 3-й ряд - сравнение. Для чего их использовал поэт? Создать образ молодой весны.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!