Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Тема: Осень

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Тема урока. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»

Цели: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: портреты М. Пришвина и И. Бунина, сборники их произведений; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте и отгадайте загадку. (Времена года.)

Каждый год

Гостей ждет:

Один седой,

Другой молодой.

Третий скачет.

Четвертый плачет.

- Научитесь читать ее скороговоркой.

III. Проверка домашнего задания

1. Демонстрация рисунков и найденных иллюстраций на тему «Грибы».

2. Выразительное чтение стихотворения В. Берестова «Хитрые грибы» (с. 76) или других (самостоятельно найденных) стихотворений о грибах.

IV. Постановка целей урока

— Мы продолжаем знакомство с литературными произведениями об осени: на этом уроке прочитаем рассказ и стихотворение, поговорим о них. Вам станут знакомы еще два выдающихся русских писателя. А пока вспомните имена тех, о ком вы узнали в разделе о русской природе осенью. (Ответы детей.)

— Прочитайте, что здесь написано.

WOLICVQEWQHHVLEEQ  VLQTPJLSO. (Осеннее утро.)

— Произведение с таким названием мы будем сегодня читать. А кто его автор, вы узнаете из учебника (с. 78).

V. Работа по теме урока

Рассказ «Осеннее утро»

(Учитель читает рассказ.)

— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Какое осеннее утро помог нам увидеть писатель?

— Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажите.

— Найдите в рассказе описание листопада.

Материал для учителя

Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) — замечательный писатель, «певец русской природы». Прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Получив хорошее естественно-научное образование, Михаил Михайлович работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

Все произведения М.М. Пришвина проникнуты большой любовью к природе. Прекрасны его описания лесов и полей, рек и озер, птиц и зверей.

Герои рассказов М.М. Пришвина любят и понимают природу. В этих рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.

VI. Физкультминутка

(Исходное положение: дети приседают, будто зайчик прячется. Текст произносит учитель.)

Зайчик

— Где ты спрятался, зайчишка?

(Дети встают, руки на пояс.)

— В травке я под елками.

(Дети приседают, руки на колени.)

— Что ты так дрожишь, трусишка?

(Дети встают, руки на пояс.)

— Волк зубами щелкает.

(Дети приседают, руки на колени.)

— Нет здесь волка, посмотри!

(Дети встают, руки на пояс, поворот головы влево и вправо.)

— Прыгай, зайчик, — раз, два, три!

(Дети прыгают на месте.)

VII. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение И. Бунина

— Прочитайте стихотворение на с. 79. О чем рассказывает нам автор? (О тишине.)

— Как автор говорит о тишине?

Материал для учителя

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) - всемирно известный русский писатель. Он родился в Воронеже, а умер в Париже, т. к. в 1920 г., во время Гражданской войны, уехал из России. В 1933 г. ему была присуждена Нобелевская премия (это очень почетно).

Отец И.А. Бунина, Алексей Николаевич, происходил из древнего дворянского рода, был помещиком. Мать, Людмила Александровна, согласно семейным преданиям, происходила из княжеского рода.

Раннее детство И.А. Бунина прошло в семейном поместье, в Орловской губернии, где он смог почувствовать, как прекрасна русская природа и как богат русский язык, на котором говорили местные крестьяне.

— Прочитайте еще раз оба произведения и сравните их. (Чтение текстов на с. 78—79. Сравнение.)

— Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину? Что вы изобразили бы на ней?

— Вспомните, чем стихотворение отличается от рассказа. (В стихотворении есть рифма, ритм, чередование ударных и безударных слогов.)

— Какие осенние приметы вы знаете? (Ответы детей.)

— В прежние времена приметы были важны в крестьянском труде. Почему? (Ответы детей.)

— Послушайте, какие приметы родились в старину. Определите, что было особенно важно для крестьян.

• У дуба и осины самый поздний листопад. " Если в осень лист с березы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы.

• Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

• Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

• Гром в сентябре предвещает теплую осень.

VIII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— Что вам удалось?

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

Домашнее задание

1. Повторить произведения изученного раздела.

2. Сделать рисунок на тему «Осень» и подготовить по нему рассказ.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс

Физкультминутки для 1 класса в стихах

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе

Упражнения для глаз для учащихся начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!