Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Каша из топора»
Литературное чтение по ФГОС «Школа России» - 2 класс
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой сказкой) на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выставка рисунков. Дети выразительно читают отрывок из сказки к своему рисунку.
III. Речевая разминка
— Прочитайте текст, записанный на доске, и определите его жанр. (Это загадка.)
Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется.
— Отгадайте загадку. (Топор.)
— Научитесь читать ее скороговоркой.
IV. Постановка целей урока
— Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. Удивило ли вас название?
— Будет ли она отличаться от сказок, прочитанных на предыдущих уроках? Если да, то чем?
— Мы читали сказки о животных. Какие еще виды сказок вы знаете? (Волшебные и бытовые.)
Сегодня мы познакомимся с бытовой сказкой. А что это за сказки, мы с вами узнаем во время урока.
V. Работа по теме урока
1. Словарная работа
(На усмотрение учителя: перед чтением или во время чтения сказки.)
Служивый - солдат, военнослужащий.
Побывка — приезд к кому-нибудь на короткое время.
Вдоволь — достаточно.
Варево — горячее жидкое кушанье, похлебка.
Чулан — помещение в доме, служило кладовкой.
Сдобрить — прибавить к еде что-нибудь для вкуса.
Котел — большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли — если бы.
Этакую — такую.
Сметка — смекалка.
2. Чтение сказки
(Сказку читают учитель и учащиеся.)
— Какие чувства вы испытывали во время чтения?
— Куда шел солдат?
— Почему он постучался именно в эту избу?
— Что он попросил у старухи?
— Как старуха откликнулась на просьбу солдата? Почему?
— Что придумал солдат?
— Как он это сделал?
VI. Физкультминутка
(Дети имитируют все движения хомячка.)
Хомка
Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет,
Подметает
Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
VII. Закрепление изученного
1. Повторное чтение сказки
— Обратите внимание, как герои обращаются друг с другом. (Примерный ответ. Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям.)
2. Работа по вопросам учебника
— Откройте с. 47 учебника. Вопросы 2 и 3 помогут нам составить характеристику героев.
— Как вы поняли смысл предложения «А солдат ест да посмеивается»?
3. Работа с пословицами
— Расшифруйте пословицы. Для этого нужно прочитать только русские буквы.
— Какие из них можно отнести к содержанию сказки?
• WCMETRK1A ДОQWZPOWFЖIЕ
DБWOFГALZGTCTWBIA. (Сметка дороже богатства.)
• QWECRЛИ RWVCИFЛIA HGE LBOZ3ЬMET, QSCMEFKWALЛVKA GLBЫZPWУSЧИZT. (Если сила не возьмет, смекалка выручит.)
• ГWДRE QSCMEFKWHELT YБROFENЦ, WTRAM QBWPAFГУ DKOSHЕJЦ. (Где смекнет боец, там врагу конец.)
• QБWЫЛ R WCVMEIЛ, KQOLГZДA DKlVAQШУ EGЛ. (Был смел, когда кашу ел.)
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— К какому виду сказок она относится?
— Что вы узнали о бытовой сказке? (Примерный ответ. Главные герои — люди, действия происходят в обычных домах, деревнях. В бытовых сказках высмеиваются жадность, скупость, глупость богатых людей, прославляются доброта, ум, смекалка бедных.)
Домашнее задание
Подготовиться к чтению сказки «Каша из топора» по ролям.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс
Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе
Физкультминутки для 1 класса в стихах
Упражнения для глаз для учащихся начальной школы
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!