Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Бальмонт «Поспевает брусника...», Плещеев «Осень наступила...»
Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями К. Бальмонта, А, Плещеева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.
Оборудование: портреты К. Бальмонта и А. Плещеева, выставка их книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
В осеннее ненастье
семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, рвет,
сверху льет, а снизу метет.
— Прочитайте пословицу «жужжащим» способом. Как вы ее понимаете? (Дети объясняют смысл пословицы. Далее — четкое проговаривание, чтение скороговоркой.)
III. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» наизусть.
IV. Работа по теме урока
Стихотворение К. Бальмонта
Сегодня на уроке мы продолжим работу с произведениями русских поэтов.
(Учитель читает стихотворение «Поспевает брусника...» на с. 69.)
— Кто написал это стихотворение? (К. Бальмонт.)
Материал для учителя
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — русский поэт, критик, переводчик. Он родился и вырос в помещичьей семье. Его отец, Дмитрий Константинович Бальмонт, был судьей, а потом председателем земской управы в городе Шуя (по-нашему, мэр). Мать, Вера Николаевна Лебедева, — высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.
— Понравилось вам стихотворение?
— Найдите строки, которые говорят о настроении поэта.
— О ком можно сказать «проснется и заплачет»? К кому относит поэт эти слова?
— Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
— Найдите значение слова «благовонье». Благовоние — приятный запах.
— Найдите в стихотворении олицетворения. (Солнце смеется, осень проснется и заплачет.)
(Дети читают стихотворение выразительно.)
V. Физкультминутка
Листочки
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)
VI. Продолжение работы по теме урока
Стихотворение А. Плещеева
— Прочитайте стихотворение на с. 70.
— Кто хочет прочитать вслух? (Все слушают чтение хорошо читающих учеников.)
— Кто автор стихотворения? (А. Плещеев.)
Материал для учителя
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге.
— Перечитайте стихотворение, найдите рифмующиеся слова. (Цветы — кусты, желтеет — зеленеет, на лугах — на полях и др.)
— Как вы понимаете слово «озимь»?
Озимь — всходы пшеницы, посеянные под зиму, осенью, а не весной.
— Как надо читать это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
(Дети читают стихотворение выразительно.)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Назовите стихи, которые вы прочитали на уроке, а также их авторов.
— Какой теме они посвящены?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе
Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс
Упражнения для глаз для учащихся начальной школы
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!