Конспект интегрированного урока по окружающему миру и технологии в начальной школе
Интегрированный урок по технологии и окружающему миру Тема: Аппликация. Золотая осень
Цели: учить составлению композиции на определенную тему, правильному выбору пропорций между размерами отдельных фигур и их размещением на плоскости; развивать глазомер; дать представление о пропорциональности; воспитывать чувство меры, трудолюбие, аккуратность, правильное представление о цветовом сочетании; закрепить знания о признаках осени в неживой природе; формировать умение эстетически воспринимать красоту природы, понимая связи между неживым и живым в природе.
Оборудование: природный материал, лист картона, ножницы, клей ПВА, образец картины, шаблоны фигур.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний (окружающий мир).
Учитель. Совсем недавно мы были на экскурсии в осеннем лесу. Назовите его признаки.
Учащиеся. Лес - это территория, где произрастает много деревьев. Под ними растут кустарники и травы. Мы видели еще грибы.
Учитель. Чем отличается осенний лес от летнего леса?
Учащиеся. Растения сбрасывают листья. Это явление называется листопад.
Учитель. Как называются растения, сбрасывающие листву?
Учащиеся. Они называются лиственными.
Учитель. Как называются растения, которые стоят зелеными даже зимой. Их называют вечнозелеными, например, ель, сосна. (Слайд с изображением ели. сосны.) Но на экскурсии мы их не встречали. Разложите на столе природный материал, который вы собрали. Я буду называть растение или читать загадку', а вы отвечаете и показываете собранные от него части.
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
Учащиеся. Это осина, у которой другое название - тополь дрожащий. Листочки на длинном черешке, поэтому от ветра они легко колышутся.
Учитель. Следующая загадка очень трудная, посмотрите на стол, у вас есть сразу две подсказки, которые вы собрали на экскурсии.
У матери тысяча сыновей,
Каждому она мисочку дала.
Учащиеся. У нас лежат листья дуба, они резные, очень красивой формы. Сыновья - это плоды, которые называются желудями. Если снять верхнюю часть плода - плюску, и перевернуть ее, то она напоминает миску.
Учитель. Следующая загадка о траве, у которой указан признак, но он бывает летом, а листья вы собрали осенью.
Растет в траве Аленка в красной рубашонке.
Кто ни пройдет - всяк поклон отдает.
Учащиеся. Земляника. У этого растения лист состоит из трех листочков, значит, он сложный. А ягоды красные и очень вкусные.
Учитель. У следующего растения нам с трудом удалось срезать отломившийся стебель.
Мотал - замотал, плел - заплетал,
Влез на дерево - перепутался.
Учащиеся. Это хмель. Растение, которому нужна опора, он обвивает рядом растущее дерево или кустарник. Его называют лианой. У него крупные, похожие на пальцы, листочки.
Учитель. И последняя загадка.
Красные горошки
На зеленой ножке.
Учащиеся. Лекарственное растение - ландыш. Плоды у него - ягоды красного цвета.
III. Творческая работа.
1. Анализ образца.
Учитель. Посмотрите на работу из природного материала, которая представлена на доске. Она выполнена из листьев, веточек, плодов, перьев, которые разрезаны на части и наклеены на контуры деталей картины. Как называется такой вид работы?
Учащиеся. Если картина собирается из кусочков бумаги, ткани или природного материала, то называется аппликацией.
Учитель. Что изображено на образце, по которому вы будете делать свою аппликацию?
Учащиеся. Немного облаков, солнце с лучами, значит, погода теплая. Дуб, на нем листья зеленые и желтые, дятел стучит клювом, под деревом - гриб. Береза, под ней тоже грибок. На траву присела бабочка. Вдали летят птицы. Это осень.
2. План работы.
Учитель показывает последовательность выполнения работы, сопровождая действия комментариями.
Учитель. Основой картины будет служить лист картона, на который вы наклеите фигурки, выполненные из листьев, плодов, семян, перьев, веточек, то есть из того, что было собрано на экскурсии в лесу. Я раздам вам шаблоны деталей аппликации. Их можно разложить по-разному, но ваша работа должна выглядеть красиво, поэтому детали нужно располагать рационально. Не обязательно помещать все фигуры, ведь вам может не хватить собранного материала. Итак, вы разложили детали картины. Теперь необходимо обвести их простым карандашом. Приступаем к самой трудной работе - нужно подобрать природный материал. Вспомните, из каких листьев и плодов составляли разных животных, чем заменяли ствол дуба и березы, как делали солнышко и его лучи? Работаем аккуратно, не забывайте о том, что собранный материал сухой и легко может сломаться. Делаем заготовки по трафарету. Смазываем клеем контуры деталей на картоне и накладываем вырезанные фигурки или их части. Слегка прижимаем тряпочкой, которая уберет лишний клей. Итак, давайте повторим, в какой последовательности вы будете выполнять работу.
Учащиеся рассказывают.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Ход выполнения работы
1. Разложить детали картины на основе - листе картона.
2. Обвести детали простым карандашом.
3. Подобрать природный материал.
4. Сделать заготовки по трафарету.
5. Смазать клеем контуры деталей.
6. Наложить вырезанные фигурки или их части на основу.
7. Убрать лишний клей.
IV. Итог урока.
Учитель. Послушайте отрывок из стихотворения А. Майкова «Пейзаж».
Звучит музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
Созвучно ли ваше настроение тому, что передает словами поэт?
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Учащиеся. Мы тоже брели по дорожкам в лесу, где были насыпаны листья с осины, клена, тополя, дуба. Это очень красиво и празднично.
Учитель. Подведем итог. На нашей выставке очень красиво, потому что присутствует золотая осень. С помощью аппликации вы продлили наше путешествие в лиственный лес и получили возможность вспомнить увиденное на экскурсии.
Похожие статьи:
Загадки с ответами про пищу для детей
Загадки о природе и природных явлениях для школьников 3-4 класса с ответами
Загадки о природе с ответами, 1 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!