Книжкина неделя в начальной школе
Книжкина неделя в начальных классах
Девизом недели могут послужить стихотворные строки С. Я. Маршака:
Пусть эта «Книжкина неделя»
Продлится только до апреля,
Но вы, читающий народ,
Любите книжку целый год!
Праздник книги - это дань уважения удивительному творению человеческого гения. Хотя официально в нашем календаре нет такого праздника, но он проходит почти во всех школах страны. Мероприятия, посвящённые данной тематике (которые разрабатываются и проводятся совместно с работником школьной библиотеки), подчинены главной цели: пробудить у ребят интерес к художественной литературе, привить любовь к книге; сделать всё возможное, чтобы чтение стало не скучной обязанностью, а потребностью.
Праздник книги поможет в приобщении учащихся к духовному, литературному наследию; в воспитании личностных качеств, удовлетворении интеллектуальных запросов, а также дополнит имеющиеся познания в области литературы, значительно расширит кругозор.
Хотя по статистике учащиеся - самый читающий народ, но зачастую это вынужденное, обязательное чтение, предписываемое образовательной школьной программой. Не секрет, что дети читают мало вне школы и не очень охотно, проявляя куда больший интерес к видеофильмам, компьютерным играм, к современной музыке и т. п. И это вполне объяснимо: ведь чтение является своего рода умственной работой, требующей концентрации внимания, это духовно-эмоциональный труд, который требует определённых жертв: отказ от прогулки с друзьями, футбольного матча, интересной передачи по телевизору и т. п.
Зачастую учащиеся бывают просто перегруженны информацией, получаемой на занятиях, к тому же многие после школы занимаются в музыкальных, художественных школах и студиях, спортивных кружках, в кружках по интересам, поэтому своё свободное время охотнее тратят на общение со сверстниками или развлечения. Если приходится выбирать между книгой и развлечением, ребёнок, естественно, выбирает второе. Тем более, что благодаря развитию технического прогресса, всеобщей компьютеризации и модернизации, человек получил возможность познакомиться с экранизированной постановкой того или иного литературного произведения, не затрачивая при этом много времени и не прилагая почти никаких усилий.
Но даже талантливая экранизация не заменит общения с книгой: прочитывая её, ты сам становишься режиссёром, постановщиком, исполнителем невидимого фильма, создающегося в твоём воображении благодаря твоей фантазии. Без всяких сомнений, книга пробуждает в нас способности к творчеству, формирует нашу личность, психику, эмоции, разум, волю. Как говорил Ю. А. Гагарин: «Книга - это друг, советчик. Это - источник многих добрых мыслей, чувств, знаний...».
Нужно помочь ребёнку подружиться с книгой, научить его выбирать лучшие книги, думать, размышлять над прочитанным, сопоставляя собственный опыт и жизнь с тем миром, который открывает ему книга. Через чтение совершенствуется индивидуальность и духовный мир ребёнка, и он начинает понимать смысл происходящего, время, историю, начинает задумываться о своем месте в жизни, о своём предназначении. Многие книги, прочитанные в детстве, навсегда оставляют след в душе. Важно, какие это книги, кто помог их выбрать, полюбить их...
В своё время Корней Чуковский, обращаясь к детским писателям, говорил: «...необходимо какой угодно ценою воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать судьбу, как свою... Пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе... драгоценную способность сопереживать, со- страдать, со-радоваться. без которой человек - не человек. Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведённая в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет создавать впредь Бестужевых, Некрасовых, Пироговых, Чеховых, Горьких...»
Задача же педагогов - сделать всё, что в их силах: подружить детей с книгой, помочь стать вдумчивыми, разборчивыми читателями, научить правильно и рационально использовать научно-популярную литературу и т. п.
Ниже приводятся цитаты и высказывания известных писателей и общественных деятелей. В них - самые разные мысли о том, какое место занимает литература в жизни человека и какую роль играет в формировании личности, а также - за что мы так любим книги.
Хочется надеяться, что представленный материал поможет в подготовке интересного и содержательного мероприятия, будь то беседа или тематическое занятие, классный час, викторина, конкурс и т. п.
• Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех народов и времён.
Л. Н. Толстой
• ...Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить... Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца... Но в книге не одно прошедшее, она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!
А. И. Герцен
• Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.
А. М. Горький
• Мир книги - это мир настоящего чуда!
Л. М. Леонов
• Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким.
К. Гольдони
• Книги - это друзья. Бесстрастные, но верные...
В. Гюго
• Для чего читают люди, для чего они дают деньги и славу за книги? Люди хотят быть счастливы.
Л. Н. Толстой
• Любовь к книге - это древняя, проверенная временем любовь человечества.
Н. П. Смирнов-Сокольский
• Всё бледнеет перед книгами...
А. П. Чехов
• Помните - за каждой книгой стоит живой человек, её писавший. Книги бывают разные, потому что они тоже люди. Ищите среди них только добрых друзей.
А. М. Горький
• Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие детские души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. Дети благодаря именно этой книжке сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.
Д. Мамин-Сибиряк
Примерный план мероприятий, посвящённых неделе детской книги
1. «Кто есть кто?»
Маленькое путешествие по произведениям А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и К. Коллоди «Приключения Пиноккио» - для учащихся 1-3 классов.
2. «Там, на неведомых дорожках...»
Выставка детского рисунка по сказкам А. С. Пушкина (1-4 классы).
3. Конкурс знатоков в области художественной литературы.
Викторина по сказкам А. С. Пушкина.
4. Как создаётся книга. Творческая встреча с писателем, поэтом вашего региона, города, области.
5. Знаменательные литературные даты и их значение в истории нашей культуры (возникновение и развитие письменности, появление первой печатной книги и т. п). Классный час.
6. «Роль книги в жизни человека». Беседа с учащимися.
7. Конкурс классных стенгазет на данную тематику (средние классы).
Конкурс знатоков поможет определить ребёнку уровень своих познаний в области литературы. Организует и проводит конкурс специальное жюри, в состав которого входят учитель литературы и русского языка, работник школьной библиотеки, завуч по внеклассной работе, заведующий учебной частью. Они же разрабатывают содержание викторины, определяют условия конкурса, устанавливают победителей.
Характер вопросов и их количество зависят от того, что вы хотите от викторины: выяснить уровень знаний учащихся; проверить их память, внимательность; развлечь детей? Вопросы, задаваемые на литературные темы, должны быть знакомы ребятам.
Ребята сами могут предварительно ознакомиться с материалами по заданной теме, и тогда планируемая встреча или беседа плавно перельётся в дискуссию. Желательно подобрать достаточный перечень литературы, иллюстрации, подготовить отрывки и т. п.
Похожие статьи:
Внеклассное занятие «Как появилась Земля», 3 - 4 класс
Конспект литературного часа для 3-4 класса «Робинзон Крузо»
Викторина по сказкам с ответами для детей младшего школьного возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!