Внеклассное мероприятие по литературному чтению в начальной школе

Литературная игра для младших школьников «В гостях у Корнея Чуковского»

Эта игра, задачами которой являются развитие интереса к книгам К. Чуковского, творческих способностей, умения работать с литературой.

На этапе планирования микроколлективы предложили провести викторину по сказкам Чуковского, разыграть сценки по его произведениям, открыть выставку книг, рисунков, сделать фильм.

Дети сами выбирают себе дело по желанию, и начинается подготовка: они ищут книги Чуковского, рисуют иллюстрации, готовят сценки по книге «От двух до пяти», придумывают вопросы для викторины.

Начинается вечер с рассказа учителя о К. Чуковском.

«Эта удивительная история произошла более 80 тому назад. Жил в то время в г. Петрограде один человек. Звали его Корней Иванович Чуковский. По профессии он был литературный критик, писал критические статьи о литературе. Он был уже известным литератором, автором многих книг. Свою профессию очень любил и искренне считал ее своим призванием. И если бы кто-нибудь сказал ему, что скоро он станет знаменит совсем в другом литературном жанре, он бы, наверное, очень удивился. А еще больше он удивился бы, если бы ему сказали, что его прославят стихи и сказки для детей. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Заболел он в г. Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Начав, он и сам не знал, что будет дальше. Да и не так уж это было важно. Важно было не замолчать, не останавливаться, не запнуться ни на секунду, а быстро лепить строку к строке под четкий стук вагонных колес:

Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, —

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Ему самому все это казалось, вероятно, чистейшей ерундой, но мальчик неожиданно затих и стал слушать.

О том, что было дальше, Корней Иванович потом вспоминал так: «Стихи сказались сами собой. Об их форме я не заботился... Единственная была у меня забота — отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни. Поэтому я страшно торопился... ставка была на скорость, на быстрейшее чередование событий и образов, чтобы больной мальчуган не успел ни застонать, ни заплакать. Поэтому я тараторил, как шаман:

И дать ему в награду

Сто фунтов винограду,

Сто фунтов мармеладу,

Сто фунтов шоколаду

И тысячу порций мороженого!»

Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Но наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей, которую ему заказал один серьезный научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам —

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет знаменитый «Мойдодыр».

С тех пор прошло много лет. Чуковский прожил долгую жизнь (77 лет). Его книги любите вы, любят ваши папы и мамы, любили дедушки и бабушки. А что еще вы знаете о жизни К. Чуковского? »

Каждый микроколлектив добавляет штрихи к портрету писателя.

Например, называется настоящая фамилия писателя — Николай Васильевич Корнейчуков.

Аукцион: кто больше знает произведений Чуковского.

Викторина: микроколлективы по цепочке задают вопросы другим.

— Назовите стихотворение, из которого взяты строки:

Свинки замяукали:

Мяу! Мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю! Хрю! Хрю! (Путаница)

 

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закрутилось

И помчалось колесом?.. (Мойдодыр)

— Назовите сказку, в которой происходит «страшное преступление» — попытка убийства. (Муха- Цокотуха )

— Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался? (Бармалей, Крокодил )

— Из какой сказки взяты строки:

Через болота и пески

Идут звериные полки,

Их воевода впереди,

Скрестивши руки на груди.

Они идут на Петроград,

Они сожрать его хотят,

И всех людей,

И всех детей

Они без жалости съедят.

О бедный, бедный Петроград!            (Крокодил)

Создание фильма: дети рисуют по одному кадру какого-либо произведения, затем микроколлективы демонстрируют свои диафильмы.

Уравнение с двумя неизвестными: микроколлективам вручаются по два конверта. В одном разрезанная на части иллюстрация, в другом — название произведения Чуковского, но буквы рассыпаны. Надо собрать картинку и назвать произведение (или героя).

Даны названия и имена героев: «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Цыпленок», «Доктор Айболит», Федора, Бармалей, Медведь, Крокодил.

Конкурс сценок по книге «От двух до пяти». Сценки-смешинки.

Мама:

— У одного мальчика два глаза, у второго тоже Два глаза. Сколько у них всего глаз?

Костя (с плачем):

— Я глазов считать не умею.

— А что ты умеешь считать?

— Реактивные самолеты.

* * *

— Слушай, Сереженька, сказку. Созвала как-то бабушка семерых козлят.

— По телефону?

* * *

Алеша вернулся из зоопарка.

— Ну, Алешенька, что ты там видел?

Ждали, что он начнет говорить о тиграх, слонах, бегемотах, но Алеша ответил коротко:

— Машину.

* * *

Бабушка стоит у окна, показывает двухлетнему внуку автомобиль и сюсюкает:

— Бибика!.. Сереженька, это бибика!

Внук с пренебрежением глядит на нее:

— Это не бибика, а «Победа».

* * *

— Бабушка, что с тобой?

— Ох, милый, болею.

— За кого? За «Спартак»? За «Динамо»?

* * *

В троллейбусе.

— Тетя, подвиньтесь!

Молчание.

— Тетя, подвиньтесь, пожалуйста.

Молчание.

— Мама, эта тетя неозвученная?

* * *

— Я (трехлетняя девочка) сегодня упала и сильно ушиблась.

— Плакала?

— Нет.

— Почему?

— А никто не видел.

* * *

— Бабуся, ты куда собираешься?

— К доктору.

Девочка — в слезы. И спрашивает, не переставая рыдать:

— Когда ты уйдешь?

— Да вот сию минуту.

— Зачем же ты мне раньше не сказала — я бы раньше начала плакать!

* * *

— Как же ты упал с кровати?

— А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет.

Любимые строчки. Прощаясь с К. И. Чуковским, дети читают те строки его стихов, которые им особенно нравятся.

Проведенное КТД должно побудить детей вернуться к произведениям писателя, почувствовать прелесть и неповторимость его стихов.

Похожие статьи:

Игра «Поле чудес» о природе для младших школьников

Интеллектуальная игра для школьников начальных классов

Игры для детей начальной школы

Игры для детей зимой

Зимние подвижные игры для школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!