Внеклассное мероприятие по литературному чтению в начальной школе
Литературная игра для младших школьников «В гостях у Корнея Чуковского»
Эта игра, задачами которой являются развитие интереса к книгам К. Чуковского, творческих способностей, умения работать с литературой.
На этапе планирования микроколлективы предложили провести викторину по сказкам Чуковского, разыграть сценки по его произведениям, открыть выставку книг, рисунков, сделать фильм.
Дети сами выбирают себе дело по желанию, и начинается подготовка: они ищут книги Чуковского, рисуют иллюстрации, готовят сценки по книге «От двух до пяти», придумывают вопросы для викторины.
Начинается вечер с рассказа учителя о К. Чуковском.
«Эта удивительная история произошла более 80 тому назад. Жил в то время в г. Петрограде один человек. Звали его Корней Иванович Чуковский. По профессии он был литературный критик, писал критические статьи о литературе. Он был уже известным литератором, автором многих книг. Свою профессию очень любил и искренне считал ее своим призванием. И если бы кто-нибудь сказал ему, что скоро он станет знаменит совсем в другом литературном жанре, он бы, наверное, очень удивился. А еще больше он удивился бы, если бы ему сказали, что его прославят стихи и сказки для детей. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Заболел он в г. Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Начав, он и сам не знал, что будет дальше. Да и не так уж это было важно. Важно было не замолчать, не останавливаться, не запнуться ни на секунду, а быстро лепить строку к строке под четкий стук вагонных колес:
Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, —
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
Ему самому все это казалось, вероятно, чистейшей ерундой, но мальчик неожиданно затих и стал слушать.
О том, что было дальше, Корней Иванович потом вспоминал так: «Стихи сказались сами собой. Об их форме я не заботился... Единственная была у меня забота — отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни. Поэтому я страшно торопился... ставка была на скорость, на быстрейшее чередование событий и образов, чтобы больной мальчуган не успел ни застонать, ни заплакать. Поэтому я тараторил, как шаман:
И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду
И тысячу порций мороженого!»
Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Но наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей, которую ему заказал один серьезный научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам —
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет знаменитый «Мойдодыр».
С тех пор прошло много лет. Чуковский прожил долгую жизнь (77 лет). Его книги любите вы, любят ваши папы и мамы, любили дедушки и бабушки. А что еще вы знаете о жизни К. Чуковского? »
Каждый микроколлектив добавляет штрихи к портрету писателя.
Например, называется настоящая фамилия писателя — Николай Васильевич Корнейчуков.
Аукцион: кто больше знает произведений Чуковского.
Викторина: микроколлективы по цепочке задают вопросы другим.
— Назовите стихотворение, из которого взяты строки:
Свинки замяукали:
Мяу! Мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю! Хрю! Хрю! (Путаница)
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закрутилось
И помчалось колесом?.. (Мойдодыр)
— Назовите сказку, в которой происходит «страшное преступление» — попытка убийства. (Муха- Цокотуха )
— Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался? (Бармалей, Крокодил )
— Из какой сказки взяты строки:
Через болота и пески
Идут звериные полки,
Их воевода впереди,
Скрестивши руки на груди.
Они идут на Петроград,
Они сожрать его хотят,
И всех людей,
И всех детей
Они без жалости съедят.
О бедный, бедный Петроград! (Крокодил)
Создание фильма: дети рисуют по одному кадру какого-либо произведения, затем микроколлективы демонстрируют свои диафильмы.
Уравнение с двумя неизвестными: микроколлективам вручаются по два конверта. В одном разрезанная на части иллюстрация, в другом — название произведения Чуковского, но буквы рассыпаны. Надо собрать картинку и назвать произведение (или героя).
Даны названия и имена героев: «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Цыпленок», «Доктор Айболит», Федора, Бармалей, Медведь, Крокодил.
Конкурс сценок по книге «От двух до пяти». Сценки-смешинки.
Мама:
— У одного мальчика два глаза, у второго тоже Два глаза. Сколько у них всего глаз?
Костя (с плачем):
— Я глазов считать не умею.
— А что ты умеешь считать?
— Реактивные самолеты.
* * *
— Слушай, Сереженька, сказку. Созвала как-то бабушка семерых козлят.
— По телефону?
* * *
Алеша вернулся из зоопарка.
— Ну, Алешенька, что ты там видел?
Ждали, что он начнет говорить о тиграх, слонах, бегемотах, но Алеша ответил коротко:
— Машину.
* * *
Бабушка стоит у окна, показывает двухлетнему внуку автомобиль и сюсюкает:
— Бибика!.. Сереженька, это бибика!
Внук с пренебрежением глядит на нее:
— Это не бибика, а «Победа».
* * *
— Бабушка, что с тобой?
— Ох, милый, болею.
— За кого? За «Спартак»? За «Динамо»?
* * *
В троллейбусе.
— Тетя, подвиньтесь!
Молчание.
— Тетя, подвиньтесь, пожалуйста.
Молчание.
— Мама, эта тетя неозвученная?
* * *
— Я (трехлетняя девочка) сегодня упала и сильно ушиблась.
— Плакала?
— Нет.
— Почему?
— А никто не видел.
* * *
— Бабуся, ты куда собираешься?
— К доктору.
Девочка — в слезы. И спрашивает, не переставая рыдать:
— Когда ты уйдешь?
— Да вот сию минуту.
— Зачем же ты мне раньше не сказала — я бы раньше начала плакать!
* * *
— Как же ты упал с кровати?
— А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет.
Любимые строчки. Прощаясь с К. И. Чуковским, дети читают те строки его стихов, которые им особенно нравятся.
Проведенное КТД должно побудить детей вернуться к произведениям писателя, почувствовать прелесть и неповторимость его стихов.
Похожие статьи:
Игры для детей начальной школы
Интеллектуальная игра для школьников начальных классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!