Внеклассное мероприятие по литературному чтению в начальной школе

Литературная игра для младших школьников «В гостях у Корнея Чуковского»

Эта игра, задачами которой являются развитие интереса к книгам К. Чуковского, творческих способностей, умения работать с литературой.

На этапе планирования микроколлективы предложили провести викторину по сказкам Чуковского, разыграть сценки по его произведениям, открыть выставку книг, рисунков, сделать фильм.

Дети сами выбирают себе дело по желанию, и начинается подготовка: они ищут книги Чуковского, рисуют иллюстрации, готовят сценки по книге «От двух до пяти», придумывают вопросы для викторины.

Начинается вечер с рассказа учителя о К. Чуковском.

«Эта удивительная история произошла более 80 тому назад. Жил в то время в г. Петрограде один человек. Звали его Корней Иванович Чуковский. По профессии он был литературный критик, писал критические статьи о литературе. Он был уже известным литератором, автором многих книг. Свою профессию очень любил и искренне считал ее своим призванием. И если бы кто-нибудь сказал ему, что скоро он станет знаменит совсем в другом литературном жанре, он бы, наверное, очень удивился. А еще больше он удивился бы, если бы ему сказали, что его прославят стихи и сказки для детей. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Заболел он в г. Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Начав, он и сам не знал, что будет дальше. Да и не так уж это было важно. Важно было не замолчать, не останавливаться, не запнуться ни на секунду, а быстро лепить строку к строке под четкий стук вагонных колес:

Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, —

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Ему самому все это казалось, вероятно, чистейшей ерундой, но мальчик неожиданно затих и стал слушать.

О том, что было дальше, Корней Иванович потом вспоминал так: «Стихи сказались сами собой. Об их форме я не заботился... Единственная была у меня забота — отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни. Поэтому я страшно торопился... ставка была на скорость, на быстрейшее чередование событий и образов, чтобы больной мальчуган не успел ни застонать, ни заплакать. Поэтому я тараторил, как шаман:

И дать ему в награду

Сто фунтов винограду,

Сто фунтов мармеладу,

Сто фунтов шоколаду

И тысячу порций мороженого!»

Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Но наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей, которую ему заказал один серьезный научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам —

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет знаменитый «Мойдодыр».

С тех пор прошло много лет. Чуковский прожил долгую жизнь (77 лет). Его книги любите вы, любят ваши папы и мамы, любили дедушки и бабушки. А что еще вы знаете о жизни К. Чуковского? »

Каждый микроколлектив добавляет штрихи к портрету писателя.

Например, называется настоящая фамилия писателя — Николай Васильевич Корнейчуков.

Аукцион: кто больше знает произведений Чуковского.

Викторина: микроколлективы по цепочке задают вопросы другим.

— Назовите стихотворение, из которого взяты строки:

Свинки замяукали:

Мяу! Мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю! Хрю! Хрю! (Путаница)

 

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закрутилось

И помчалось колесом?.. (Мойдодыр)

— Назовите сказку, в которой происходит «страшное преступление» — попытка убийства. (Муха- Цокотуха )

— Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался? (Бармалей, Крокодил )

— Из какой сказки взяты строки:

Через болота и пески

Идут звериные полки,

Их воевода впереди,

Скрестивши руки на груди.

Они идут на Петроград,

Они сожрать его хотят,

И всех людей,

И всех детей

Они без жалости съедят.

О бедный, бедный Петроград!            (Крокодил)

Создание фильма: дети рисуют по одному кадру какого-либо произведения, затем микроколлективы демонстрируют свои диафильмы.

Уравнение с двумя неизвестными: микроколлективам вручаются по два конверта. В одном разрезанная на части иллюстрация, в другом — название произведения Чуковского, но буквы рассыпаны. Надо собрать картинку и назвать произведение (или героя).

Даны названия и имена героев: «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Цыпленок», «Доктор Айболит», Федора, Бармалей, Медведь, Крокодил.

Конкурс сценок по книге «От двух до пяти». Сценки-смешинки.

Мама:

— У одного мальчика два глаза, у второго тоже Два глаза. Сколько у них всего глаз?

Костя (с плачем):

— Я глазов считать не умею.

— А что ты умеешь считать?

— Реактивные самолеты.

* * *

— Слушай, Сереженька, сказку. Созвала как-то бабушка семерых козлят.

— По телефону?

* * *

Алеша вернулся из зоопарка.

— Ну, Алешенька, что ты там видел?

Ждали, что он начнет говорить о тиграх, слонах, бегемотах, но Алеша ответил коротко:

— Машину.

* * *

Бабушка стоит у окна, показывает двухлетнему внуку автомобиль и сюсюкает:

— Бибика!.. Сереженька, это бибика!

Внук с пренебрежением глядит на нее:

— Это не бибика, а «Победа».

* * *

— Бабушка, что с тобой?

— Ох, милый, болею.

— За кого? За «Спартак»? За «Динамо»?

* * *

В троллейбусе.

— Тетя, подвиньтесь!

Молчание.

— Тетя, подвиньтесь, пожалуйста.

Молчание.

— Мама, эта тетя неозвученная?

* * *

— Я (трехлетняя девочка) сегодня упала и сильно ушиблась.

— Плакала?

— Нет.

— Почему?

— А никто не видел.

* * *

— Бабуся, ты куда собираешься?

— К доктору.

Девочка — в слезы. И спрашивает, не переставая рыдать:

— Когда ты уйдешь?

— Да вот сию минуту.

— Зачем же ты мне раньше не сказала — я бы раньше начала плакать!

* * *

— Как же ты упал с кровати?

— А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет.

Любимые строчки. Прощаясь с К. И. Чуковским, дети читают те строки его стихов, которые им особенно нравятся.

Проведенное КТД должно побудить детей вернуться к произведениям писателя, почувствовать прелесть и неповторимость его стихов.

Похожие статьи:

Игры для детей начальной школы

Зимние подвижные игры для школьников

Игра «Поле чудес» о природе для младших школьников

Интеллектуальная игра для школьников начальных классов

Игры для детей зимой

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!