Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Левитан «Золотая осень»
Занятие по развитию речи для детей 5-6 лет
Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».
Цель: закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми:
- Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).
- А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).
- Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).
- Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
- О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин? (Об осени.)
- С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость...)
- Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)
- Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.
Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».
- Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?
- Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)
- Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).
- Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.
Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».
- Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.
- А вы хотели бы оказаться на этом лугу?
- Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).
- И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
- Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...
- Какие приметы осени вы видите на этой картине?
- Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
- Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)
- Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)
- Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)
- А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)
- А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)
- Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.
Примерный рассказ
Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.
Похожие статьи:
Осеннее театрализованное представление в старшей группе
Осеннее развлечение на улице в старшей группе
Инсценировка сказки «Колосок»в старшей группе детского сада
Нет комментариев. Ваш будет первым!