Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: Осень

Интегрированное занятие на осеннюю тематику для старших дошкольников

Тема занятия: «В гости к Осени»

Скороговорка дня:

Пекла для Варюшки подружка ватрушки.

Подружке подушку пошила Варюшка.

Цель занятия: актуализация и использование знаний о правилах поведения в природе.

Оборудование и материалы: репродукции картин (осенние пейзажи), символьные рисунки — правила поведения в природе, цветная бумага, картон, кукла Осень.

Предварительная работа

С помощью родителей и педагога дети подбирают загадки о деревьях. Познакомим детей с метафорами и сравнениями, часто встречающимися в загадках при описании деревьев.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит, колючая как еж,

Зимою в платье летнем.   (Ель, сосна.)

 

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?  (Ель, сосна.)

 

Вот растенье перед нами,

У него, смотри, друг мой,

Папа — с красными серьгами,

Мама — с белой бородой!   (Тополь.)

 

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.   (Береза.)

 

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу согни рук.

А в руках — душистый груз

Спелых бус на разный вкус.    (Сад.)

В загадках нередко называют ель и сосну «стройной девицей», так как у этих деревьев почти всегда бывает ровный прямой ствол. Сережками называют семена березы, тополя, действительно напоминающие длинные серьги. Ягоды и плоды некоторых деревьев напоминают бусины. Ствол березы сравнивают с белым сарафаном, подчеркивая то, что это дерево является символом России и «носит» традиционную национальную одежду. Белой бородой в загадке о тополе названы созревшие семена. Разлетаясь под летним ветром, они будут напоминать снег.

Ветви деревьев в стихотворениях и загадках часто называют руками. Сами дети, «превращаясь» в деревья в ходе различных игр, инсценировок, приходят к выводу, что их ступни служат им опорой, как корни дереву, туловище — это ствол, руки — ветви, пальчики — листья, голова — верхушка дерева.

Чтение. Э.Аттли «Приключения поросенка Плюха», глава «День большой уборки» (перевод с англ. И.Баллод и И.Румянцевой). Обсудим, как искал в лесу березу герой книги поросенок Плюх. Почему Плюх никак не мог ее отыскать? (Потому что друзья назвали ему отдельные, не самые главные отличительные черты березы.) Составим описание березы, по которому ее легко будет найти.

Часть I. Собираемся в гости

Цели: актуализация, дополнение и систематизация знаний о природных сообществах; развитие речи; формирование умения разгадывать загадки, содержащие метафоры и описание сезонных изменений, умения «читать» символьные рисунки.

Педагог. Осень пригласила нас в гости. А где живет Осень? Где ее можно встретить? Вот вам первая загадка-под- сказка:

Дом со всех сторон открыт,

Он зеленой крышей крыт.

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем.   (Лес.)

Рассмотрим изображения осеннего леса, найти признаки осени. Можно предложить вниманию детей единый рисунок, на котором изображены различные растительные сообщества.

Педагог. Давайте узнаем, о чем рассказывает вторая загадка.

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой —

И желт, и синь, и ал!    (Луг.)

Рассмотрим рисунок «Осень на лугу», расскажем, какие изменения произошли с растениями и обитателями луга.

Педагог. Две загадки, которые я прочитаю вам сейчас, имеют общую отгадку.

Какое море за селом

Волнует ветерок?

В нем волны можно собирать,

Укладывать в мешок.    (Поле.)

 

Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено.   (Поле.)

Обсудим, почему поле сравнивают с морем, о каких изменениях говорится во второй загадке; каким еще бывает поле в конце лета и осенью (желтым).

Педагог. У двух загадок, с которыми я хочу вас познакомить, также одна отгадка. Слушайте внимательно, и тогда вы сможете правильно подобрать недостающее слово для второй загадки.

Здесь у нас разбиты грядки,

А на грядках по порядку

Дружно овощи растут:

Тут — морковь, а редька — тут.    (Огород.)

 

Здесь растут морковь, капуста,

И картофель здесь растет.

А зимой здесь будет пусто —

Отдыхает... (огород).

С опорой на рисунки обсудить, что происходит осенью на огороде.

Игра-разминка на развитие внимания «В лесу и на болоте».

Предложить вниманию детей символьные рисунки, обозначающие лес, реку, болото, поле. Договориться о том, как передавать эти понятия при помощи движений.

Дети произвольно двигаются по группе, педагог или водящий командует: «Внимание!» — и показывает один из сигнальных рисунков. Игрокам нужно выполнять оговоренные движения до следующего сигнала. Педагог предлагает разные ситуации: «кукует кукушка», «вижу подберезовик», «посмотрим по компасу, где север, где юг?» Игрокам нужно постараться действовать в соответствии с этими ситуациями: поднять голову, поискать взглядом кукушку, остановиться, прислушаться; наклониться за грибом (педагог отметит — грибы нельзя срывать, нужно срезать ножом, чтобы на этом месте вырос новый гриб), срезать, рассмотреть его; достать из кармана компас, расположить его на ладони, определить направление.

Педагог. Признаки наступившей осени видны везде. Ее можно встретить на лугу и в поле, в огороде и в саду, в лесу и у реки, в скверах и в парках. Я предлагаю вам отправиться в парк, в гости к Осени. Как вы думаете, мы с вами готовы отправиться в гости?

Подведем детей к пониманию того, что, собираясь в гости, нужно знать правила хорошего тона и необходимо приготовить подарок.

Чтение символьных рисунков «Правила поведения в природе». Выберем из рисунков те, что советуют нам, как нужно и как не нужно поступать. Первые обведем в голубую рамку, вторые — в красную. (Например, нельзя ломать ветви, собирать незнакомые грибы и ягоды, срывать ягоды, которые пригодятся птицам зимой.) Общее правило можно сформулировать так: не нужно вмешиваться в жизнь природных объектов, можно наблюдать за ними.

Поставим перед детьми задачи: собрать букет из листьев, растения для гербария, материал для поделок; рассмотреть убранство деревьев, запомнить их названия; выяснить, куда спрятались насекомые.

Выполнение аппликации «Белая береза» в подарок Осени.

Часть II. Серенькое утро, красненький денек

Цели: развитие слухового восприятия, речи, вербального воображния; формирование умения составлять загадки, выбирая наиболее существенные признаки предметов; тренинг общения.

Детей встречает Осень. Они приветствуют Осень, рассказывают ей о том, что бы им хотелось узнать об изменениях, происходящих в природе в это время года.

Осень организует для детей экскурсию по парку, знакомит с его обитателями: птицами (трясогузке, воробей, грач, галка, сорока, синица, горлица, зяблик), насекомыми. Дети могут рассмотреть знакомые деревья (тополь, осину, липу, березу, вяз, иву и др.).

Педагог. Вы заметили, осенью изменились не только краски, но и звуки. Закройте глаза и прислушайтесь.

Дети слушают и комментируют: поет птица, шуршит листва, звучат шаги и т. д.

Игра «Что делает?» Подберем для каждого предмета или живого существа подходящее действие. Дети делятся на команды и по очереди задают соперникам задания. Например: ветер (дует), листва (шуршит, опадает, желтеет) машина (едет, мчится, останавливается), дети (гуляют, играют, учатся) и т.д. Затем необходимо назвать какие-либо признаки предметов: небо (голубое, чистое), синица (маленькая, веселая), береза (высокая, белоствольная).

Дидактическая игра «Осенние загадки». Используя названные в игре «Что делает?» характерные признаки предметов и существ, придумать загадки о деревьях, кустарниках, осенних цветах, о птицах, насекомых, зверях, о небе, солнце, дожде. Желательно, чтобы описание получилось «осенним», т. е. чтобы предметы, растения и животные, явления были описаны такими, какими они бывают осенью.

Например: «Я высокое стройное дерево. У меня светлосерый ствол. Мои ветви устремлены вверх. Мои листья имеют форму сердечка. Осенью они становятся желтыми и хрупкими». (Тополь.)

Разминка «Деревья».

Тур I. Игра на развитие внимания «Березки — елочки». По команде педагога игроки «превращаются» то в березку (образовать руками дуги и отодвинуть их от туловища), то в елочку (прижимать плечи к телу, а предплечья развести в стороны).

Тур II. «Осенние истории». Педагог описывает разные ситуации, детям, играющим роль различных деревьев (по их выбору), нужно самостоятельно решить, что делать. Например: подул легкий ветерок, сильнее, ещё сильнее (дети поднимают руки вверх, выполняют наклоны все большей амплитуды). Ветра нет, листочки тихонько шелестят (дети стоят с поднятыми руками, шевелят пальчиками). Ворона села на правую веточку (покачать правой рукой), теперь перелетела на левую (покачать левой рукой).

В завершение прогулки Осень предлагает детям собрать осенний букет и материалы для поделок.

Последующая работа

Собранные листья высушим, приготовим красивые букеты, украсим ими группу. Прочитаем детям о том, что происходит в природе осенью.

Похожие статьи:

Инсценировка сказки «Колосок»в старшей группе детского сада

Осеннее развлечение на улице в старшей группе

Игровое развлечение в детском саду. Старшая группа

Осеннее театрализованное представление в старшей группе

Физкультурный досуг в старшей группе осенью в зале

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!