Прогулки в феврале в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Зимние прогулки в феврале. Старшая группа. Конспекты

Прогулка №1

Цели: формировать представление о феврале как о заключительном месяце зимы; учить устанавливать связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью.

Наблюдение за увеличением продолжительности дня

Педагог и дети наблюдают за зимним солнцем.

Солнце поднимается выше, становится ярче, а воздух - теплее. Происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем день длиннее).

Пословица: «Январь к концу месяца - два часа прибавило». Загадка:

В этот месяц, что ни год, день и ночь метель метет - Заметает путь-дорогу, вкривь и вкось ее ведет. (Февраль.)

Дидактическая игра «Не ошибись!».

Подвижная игра «Совушка».

Определение погоды по приметам февраля

Педагог и дети наблюдают народные приметы в природе: «Февраль солнце на лето поворачивает», «Два друга - метель да вьюга», «Небо звездистое - к поздней весне», «Февраль холодный и сухой - август жаркий».

Дидактическая игра «Кому что нужно»; зимняя забава «Снежная карусель».

Прогулка №2 «Наблюдение за образованием сосулек»

Цели: закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; учить наблюдению за образованием сосулек.

Педагог обращает внимание на образовавшиеся сосульки на солнечной стороне крыши детского сада. Сосульки образуются только на морозном воздухе. Слой снега на крыше дома подогревается изнутри (со стороны чердака). Он подтаивает, и образующаяся при этом вода стекает к карнизу. Здесь, попадая на морозный воздух, вода замерзает и превращается в сосульки. Постепенно воды натекает все больше, и ледяные сосульки растут. Это явление может происходить во время оттепели как в начале месяца, так и в конце.

Приметы: быстрая оттепель - долгий мороз; быстрая оттепель - будет мало и дождей летом.

Поговорки и пословицы: «В феврале зима с весной встречается впервой»; «Февральская ростепель ничего не стоит».

Стихотворение:

ФЕВРАЛЬ

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

 

По ночам мороз силен.

Днем капели слышен звон

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

Загадки:

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

 

Кто там с крыши надо мною нависает в холода?

У кого это с весною с носа капает вода? (Сосулька.)

Дидактические игры «Кто больше знает», «Так бывает или нет?».

Подвижная игра «Совушка»; зимняя забава «Кто дальше?».

Труд на участке. Лепка из снега снеговиков и снежных баб.

Прогулка №3 «Наблюдение за снегом на ветках»

Цели: познакомить с видами помощи людей растениям в зимних условиях; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

Педагог обращает внимание на большие шапки снега на ветках деревьев. Многие ветки согнулись под тяжестью почти до земли, некоторые не выдерживают груза и ломаются. В морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, поэтому их надо оберегать. Можно аккуратно стряхивать шапки снега, чтобы помочь деревьям.

Примета: в феврале много инея на деревьях - будет много меда.

Стихотворение:

ВАРЕЖКИ НА ВЕТКАХ

Как птица в оперенье ледяном,

Бушует ветер злой в краю лесном.

Мерзнут у сосны и елки

Пальчики-иголки...

Удалой снежок примчал,

Всем им варежки связал,

Вы не видели, ребята,

Этих варежек мохнатых?

К. Назыров

Загадки:

На дворе горой, а в избе - водой. (Снег.)

Зимой греет, а весной тлеет. (Снег.)

Дидактическая игра «Где я был?».

Цель: учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Ход игры. Педагог говорит: «Отгадайте ребята, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была?» (На море.)

- А теперь, вы загадайте мне загадки, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре - не отгадывание, а загадывание.

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Дидактическая игра «Это правда или нет?».

Цель: учить находить неточности в тексте.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, что не бывает на самом деле?»

Теплая весна сейчас.

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

 

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га», - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

Зимняя забава «Проезжай и собирай».

Прогулка №4 «Рассматривание травянистых растений под снегом»

Цели: формировать знания о видах растений (деревья, кустарники, травы), представлений об условиях жизни растений зимой и их приспособлении к холодному времени года.

Педагог предлагает раскопать небольшое место в уголке сада, где осенью рос подорожник или одуванчик. Под снегом дети увидят зеленую прикорневую розетку. Это говорит о том, что растение не замерзло, оно живое. Многие растения образуют на почве зимующую розетку листьев с нежной зеленой почкой в центре. Поднимающиеся над землей части растения погибают, а почка возобновления надежно укрыта снегом до весны. Необходимо закопать обратно растение, чтобы оно не замерзло. Растение переживает зиму под мягким, теплым, пушистым снежным одеялом.

Поговорки и пословицы: «Снег земле кормилец, что теплый кожух»; «Зима - хранительница полей зимой».

Стихотворение:

С неба звезды падают,

Лягут на поля,

Пусть под ними скроется

Черная земля.

 

Много-много звездочек

Тонких, как стекло!

Звездочки холодные,

А земле тепло.

Загадка:

Тонкий стебель у дорожки, на конце его - сережки,

На земле лежат листки - маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг, лечит раны ног и рук.   (Подорожник.)

Дидактическая игра «Надо сказать по-другому».

Цель: учить подбирать слова, близкие по смыслу.

Ход игры. Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нем сказать? Я придумала слово “печальный”. Давайте попробуем так же заменить слова в других предложениях». Дождь идет (льет). Мальчик идет (шагает). Чистый воздух (свежий). И т. д.

Дидактическая игра «Кто больше знает?».

Подвижные игры «Пятнашки», «Самолеты».

Прогулка №5 «Наблюдение за зимующими птицами у кормушек»

Цели: расширять представления о зимующих птицах у кормушек; обогащать словарный запас.

Педагог и дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушкам. Кто из птиц прилетал? Какой корм едят разные птицы? Особенности поведения воробьев и синиц. Пение птиц зимой (синички, воробьи).

Приметы: утром ворона сидит на макушке дерева и каркает - к вьюге; если синички с утра начинают пищать - ночью бывает мороз.

Стихотворение:

КОРМУШКИ

Сделаем кормушки,

Насыплем зернышки —

Пусть не голодают

Зимой воробышки.

Загадка:

Грудка ярче, чем заря у кого? У ... (снегиря).

Дидактические игры «Где я был?», «Так бывает или нет?».

Подвижная игра «Стайка», зимняя забава «Снежная карусель».

Труд на участке. Ремонт кормушек.

Прогулка №6 «Наблюдение за облаками»

Цели: продолжать знакомство с неживой природой, с ее явлениями; развивать связную речь.

Педагог предлагает понаблюдать за тем, как ветер гонит облака по небу, отметить количество и форму облаков, направление их движения.

Приметы: облака идут низко - к снегопаду; облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде.

Поговорка: «Коли капель, в весну раннюю верь».

Загадки:

Над холмами, над озерами лебедями белоперыми

Мы без крыльев пролетали, пух да перья растеряли.

Прояснилось наверху - а земля стоит в пуху! (Снеговые тучи.)

 

Сильнее солнца, слабее ветра, глаз нет, а плачет. (Туча.)

Дидактические игры «Какое бывает?», «Придумай другое слово».

Зимняя забава «Кто быстрее?».

Мордовская народная игра «Круговой».

Ход игры. Играющие делятся на две команды, чертят большой круг и договариваются, кто будет в кругу, а кто - за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается им попасть в любого другого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если нет, то он выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч нельзя ловить лишь от земли. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу. Если в него попадут, он остается в кругу, так как у него есть запасное очко.

Прогулка №7 «Различие птиц по следам. Наблюдение за воронами»

Цели: учить рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; выявить взаимосвязь между формой клюва и питанием птиц; выяснить особенности взаимоотношения птиц во время еды (кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т. д.).

Педагог показывает следы лап ворон на свежем снежном покрове. Обращает внимание на распорядок дня, которого вороны строго придерживаются. Еще до наступления рассвета вороны покидают место ночевки и одна за другой разлетаются по городским окраинам и большим дворам в поисках пищи. Около полудня их можно видеть отдыхающими в одиночку на ветках старых деревьев. После отдыха вороны снова отправляются искать что-либо съедобное, а к вечеру слетаются к одному излюбленному месту (например, в большой сад, городской парк), где и остаются ночевать, образуя вместе с галками значительные скопления. Перелет ворон на ночевку происходит регулярно в одно и то же время и хорошо заметен по движению их стай, перемещающихся с разных сторон к одному месту. В сильные морозы они садятся на ночь, тесно прижавшись друг к другу и спрятав голову под крыло. Наутро птицы снова покидают ночевку, чтобы в течение светлой части суток успеть насытиться тем, что будет найдено возле жилья человека.

Приметы: вороны и галки садятся головой к югу - к теплу, на север - к холоду; если на ночлег зимой ворона остается на верхушке дерева (в сторону ветра), то на другой день будет тихая погода.

Стихотворение:

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку

И пойдет веселый стук —

Тук-тук-тук да тук-тук-тук.

Загадки:

Угадайте, что за птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится - собирает крошки.

А потом на ветку прыг и чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Зимняя забава «Снайперы».

Русская народная игра «Ключи».

Ход игры. Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к игроку и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять свободный во время перебежки кружок. Если он долго не сможет занять кружка, то может крикнуть: «Нашел ключи!» Все играющие должны при этом поменяться местами, и водящий занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

Прогулка №8

Цели: учить замечать особенности передвижения птиц по земле; обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие.

Различие птиц по способу передвижения

Педагог обращает внимание на способ передвижения вороны. Ворона ходит большими шагами - у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя. Воробей скачет на двух ногах. Голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следы могут внезапно обрываться. Это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.

Примета: ворона ходит по дороге - к теплу.

Дидактическая игра «Летает - не летает». Подвижная игра «Пустое место».

Наблюдение за синицей

Педагог рассказывает о синице. В России всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота. Интересно, что первые законы об охране птиц были приняты еще в Средние века, касались они именно синиц. Так, например, по указу Людвига Баварского за поимку синицы следовало суровое наказание. В народе существует одна давняя примета: синица пищит - зиму вещает. В конце лета семейные стайки больших синиц объединяются с семьями других видов синиц, корольков и некоторых других птиц. В таких стаях в начале зимы обычно насчитывается 30-50 птиц, которые широко кочуют везде, где есть деревья и кустарники. С выпадением снега большая часть синиц отлетает к югу, а остающиеся зимовать птицы перемещаются на окраины населенных пунктов. Синички очень любят зимой лакомиться свежим салом, поэтому его надо класть в кормушки с другим кормом.

Примета: утром кричат синицы - к морозу.

Пословица: «Синица к избе - зима на двор».

Стихотворение:

СИНИЦА

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

 

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки - на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

А. Барто

Загадка:

Небольшая пестрая птица не боится зимой простудиться,

Угощенье наше ей снится. Кто же это? (Синица.)

Дидактическая игра «Летает - не летает»; зимняя забава «Пробеги и не задень».

Прогулка №9 «Наблюдение за небом, луной»

Цели: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы.

Педагог с детьми наблюдает за вечерним зимним небом. Небо меняется в зависимости от времени дня и от погоды. Вечером светлее облака. Еще светло, а на небе уже появляется луна.

Приметы: красноватое небо к вечеру, а утром сероватое, обещает добрую погоду; небо кажется высоким - к вёдру.

Пословица: «Взошло ясно солнышко - прощай, светел месяц!».

Загадка:

Голубой платок, золотой клубок

По платку катается, людям улыбается. (Небо, солнце.)

Игра народов Севера «Перетяни».

Ход игры. На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4 метров одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и с согласия товарищей с криком: «Перетяну!» - бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.

Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен одергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.

Дидактическая игра «Вспомни разные слова».

Удмуртская народная игра «Водяной».

Ход игры. Очерчивают круг - это «пруд» или «озеро». Выбирается водящий - «водяной». Играющие бегают вокруг «озера» и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». «Водяной» бегает по кругу («озеру») и ловит играющих, которые подходят близко к «берегу» (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. «Водяной» ловит, не выходя за линию круга. «Ловишками» становятся и те, кого поймали. Они помогают «водяному».

Прогулка №10 «Наблюдение за оттепелью»

Цели: закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; развивать умение определять первые признаки весны.

Педагог и дети наблюдают за изменениями природы в оттепель. Изменение свойств снега: он стал мокрым и плотным, не видно отдельных снежинок, можно слепить снежки, фигуру снежной бабы. Дети делают вывод: снег мокрый, легко лепится. В конце февраля бывают предвесенние оттепели. Днем на крышах и на деревьях тает снег, начинается капель. Ночью, когда подмораживает, образуются сосульки. Снег тает, уплотняется, теряет свою белизну. Если после оттепели похолодает, на нем образуется твердая ледяная корка - наст.

Приметы: февральская ростепель ничего не значит; быстрая оттепель - будет мало и дождей летом.

Поговорки и пословицы: «В феврале зима с весной встречается впервой»; «Февральская ростепель ничего не стоит».

Стихотворение:

СНЕГ

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

Загадки:

Я от солнца плачу, не могу иначе. (Сосулька.)

Что вверх корнем растет? (Сосулька.)

Сели детки на карниз и растут все время вниз. (Сосульки.)

Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись!».

Подвижная игра «Мороз Красный нос».

Опыт «Снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.

Дидактическая игра «Что неверно?».

Цели: развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учетом содержания текста.

Ход игры. Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег,

Сахар - горек, уголь - бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что летать умеет рак,

А медведь - плясать мастак,

Что растут на вербе груши,

 

Что киты живут на суше,

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну а белки любят шишки,

А лентяи любят труд,

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут?

Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение еще раз.

Тувинская народная игра «Стрельба по мишени».

Ход игры. Играющие делятся на две команды. На свободном месте ставится пенек или стульчик. На пенек кладут мячик так, чтобы при попадании в него он откатился. На расстоянии 4-5 м от пенька чертится линия. Игроки по очереди поражают цель. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число попаданий.

Правила игры. Поражение цели производится мячом строго от черты.

Прогулка №11 «Наблюдение за капелью»

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между состоянием снега и температурой воздуха.

Дети с педагогом наблюдают, как с сосулек стекают капли воды и падают, образуя лужи, слушают, как звенят падающие капли. Как называется это явление? (Капель.) Какие изменения произойдут на месте, где висела сосулька, ко времени вечерней прогулки?

Опыт «Лед - твердая вода».

Цель: познакомить со свойствами воды.

Материал: сосульки (кубики льда, снежинки), тарелочки на каждого ребенка.

Ход опыта. Принести сосульки (кубики льда, снежинки) в помещение, поместив каждую в отдельную посуду.

Как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда? Что с ними происходит? Взять одну большую сосульку и несколько маленьких. Какая из них растает быстрее? Отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Приметы: если февраль будет погожим, то он предвещает засуху; начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.

Поговорки и пословицы: «Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый»; «Февраль силен метелью, а март - капелью».

Стихотворение:

ВЕСЕЛЫЕ ЛЬДИНКИ

Под самым карнизом, над самым оконцем,

Забралось в сосульки весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки...

Так тают сосульки - веселые льдинки.

И. Демьянов

Загадка:

Морковка бела всю зиму росла.

Солнышко пригрело, всю морковку съело. (Сосулька.)

Дидактическая игра «Кто найдет короткое слово?».

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное данное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так как это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто произнесет неверно, выходит из игры.

Дидактическая игра «Вспомни разные слова».

Дагестанская народная игра «Подними игрушку».

Ход игры. Игроки становятся в круг, в центре его кладут любую крупную игрушку. Воспитатель ударяет в бубен, все играющие движутся по кругу. По окончании звона каждый участник игры старается первым поднять игрушку.

Правила игры. Нельзя тянуть за игрушку и выходить из круга раньше, чем перестанет звучать бубен.

Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди».

Прогулка №12

Цели: продолжать закреплять знания о птицах; воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать.

Наблюдение за передвижением птиц

Педагог обращает внимание детей, на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле. У них широко раскрыты крылья: хвост, шея и ноги вытянуты: птицы летают потому, что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха. Птицы могут летать и не размахивая крыльями - планировать. В этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются: садясь на землю, деревья, крыши домов, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали. Сравнить размеры воробья, голубя и вороны. Чем больше птица, тем больше у нее крылья. Исключения составляют нелетающие птицы. Вспомнить, какие (страус, киви, пингвин): у них крылья совсем маленькие.

Примета: ворона ходит по дороге - к теплу.

Дидактическая игра «Кто найдет короткое слово?». Белорусская народная игра «Мороз».

Труд на участке. Поправить кормушки, добавить в них корм.

Наблюдение за галкой и вороной

Педагог и дети наблюдают за птицами. Где можно увидеть галку или ворону? Что они делают возле домов? Почему зимой птицы живут вблизи жилищ? Отличие вороны от галки - по цвету оперения, по величине. Сравнение способов их передвижения по земле. Рассматривание следов птиц.

Присутствие галок можно легко обнаружить, даже не видя самих птиц, по их характерным крикам, состоящих из звонких, отрывистых и довольно мелодичных коротких звуков, похожих на «кэ-кэ» и более длинных - «галл-ка». Нетрудно догадаться, откуда пошло само название птицы. С виду галка не очень привлекательна. По величине она меньше вороны и по оперению более скромна: туловище сплошь черное, только шея сзади и с боков покрыта серыми перьями. Самое примечательное у нее - глаза, черный зрачок которых окружен серо-голубой радужкой, поэтому издали они кажутся белесыми. Осенью и зимой галки образуют стаи совместно с воронами. У галок очень густое оперение, которое предохраняет их тело от холода. Садясь на ветки или карнизы, птицы приседают так, что лапки погружаются в пух на брюшке и согреваются.

Приметы: вороны и галки дружно вьются в воздухе - перед снегом; вороны и галки садятся на снег - к оттепели.

Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись!».

Зимняя забава «Ловкие и быстрые».

Один ребенок везет другого на санках. Сидящий по дороге старается набрать как можно больше снежков или мешочков, разбросанных по ходу санок.

Прогулка №13

Цели: формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца; расширять знания о неживой природе, небесных светилах; формировать умение видеть красоту окружающей природы, желание познать ее тайны.

Наблюдение за солнцем

Педагог и дети наблюдают за тем, как меняется солнце. Солнце поднимается выше, день становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины. Происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем день длиннее). Дети описывают погоду, используя эпитеты.

Примета: кольцо вокруг солнца - к ненастью.

Стихотворение:

СНЕГ

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке румяный,

Под луною - голубой.

 

Он за ворот и в карманы

Залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь!

Е. Тараховская

Загадка:

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет - и всех разбудит. (Солнце.)

Дидактическая игра «Какое время года?».

Цель: учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.

Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

Подвижная игра «Успей поймать».

Наблюдение за небесными объектами

Если небо чистое, без облаков, педагог беседует с детьми о космосе, его освоении. Какие космические объекты видны на небе? Найти знакомые созвездия - Большую и Малую медведиц, Кассиопею, планеты, Луну. Что дети знают о Луне, почему она меняет свой облик? Какая фаза у Луны сейчас? Что еще можно увидеть на небе? (Спутники, самолеты.)

Приметы: сильное мерцание звезд преимущественно синими оттенками - к снегу; если на чистом небе малых звезд не видно, то случится буря.

Стихотворение:

НОЧЬ ЗИМОЙ

Лишь ночь зимняя наступает,

На небе звезды высевает,

Месяц ясный по небу катается,

Снег на дорожках лежит, переливается.

Зимняя забава «Кто дальше?».

Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди».

Прогулка №14 «Наблюдение за погодой»

Цели: формировать представление о феврале как о заключительном месяце зимы; развивать умение выделять признаки весны.

Педагог и дети наблюдают за зимней погодой. Дни стали теплее, снег начинает таять, появляются первые проталины. Больше становится солнечных дней. Птицы становятся более подвижны, слышны птичьи трели. У растений тоже заметны изменения - начинают набухать почки у сирени.

Приметы: теплый февраль предвещает холодную с заморозками весну; туманы в феврале предвещают дождливый год.

Стихотворение:

МОРОЗ

А мороз все сильней –

Щеки румяней и горячей.

Мороз-морозец балует,

На окнах узоры рисует.

За всеми гоняется,

 

Без зубов кусается.

Ух ты, зимушка-зима,

Зима вьюжлива была,

Все крутила, все мела,

Примораживала.

Загадка:

Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима.)

Дидактические игры «Какое время года?», «Какая, какой, какое?».

Подвижная игра «Ловишки на одной ноге».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

С помощью считалочки выбирается «ловишка». Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают помещение, а «ловишка» их ловит. «Ловишка» не может ловить ребенка, который остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками. В конце определяется, какой «ловишка» самый ловкий.

Зимняя забава «Кто быстрее?».

Прогулка №15

Цель: развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и поведением птиц.

Наблюдение за птицами

Педагог и дети наблюдают за птицами. Начинаются воробьиные ссоры и драки - у них в конце февраля происходит разбивка на пары. Эти озорные птахи уже начинают вить первые гнезда. На улицах увеличивается количество воробьев. В холодные дни они сидят, нахохлившись, в оттепель купаются в снегу, устраивают драки.

Приметы: если воробьи собираются в кучу и беспокойно чирикают - это к метели; воробьи дружно чирикают - к теплу.

Дидактическая игра «Это правда или нет?».

Белорусская народная игра «Мороз».

Наблюдение за снегирем

Цель: продолжить знакомство с многообразием птиц.

Когда снегири прилетают к кормушке? Как они ведут себя? На каких кустарниках видели птиц? Что они делали? Внешний вид птицы: у самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическим отливом, а грудка ярко-красная; самочка окрашена скромнее - грудка у нее не алая, а темно-серая. Сравнение способов питания снегиря и синицы: синица корм выклевывает, а снегирь быстро шелушит семена.

Стихотворение:

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

 

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь –

Здесь красавец красногрудый,

Житель Севера... (снегирь).

Дидактическая игра «Надо сказать по-другому».

Подвижная игра «Я есть!».

Ход игры. Дети делятся на две одинаковые команды. В середине площадки на расстоянии 2-3 метров обозначаются две линии, за которыми строятся две шеренги напротив друг друга. Игроки убегающей команды дружно все вместе хлопают в ладоши, поворачиваются и быстро бегут к своему краю площадки. Водящая команда бежит за ними, стараясь поймать хоть одного из убегающих, прежде чем они пересекут линию, очерчивающую площадку. Тот игрок, до кого дотронулись, должен громко крикнуть: «Я есть!» После этого он и вся его команда поворачиваются и ловят игроков водящей команды, которые стремятся убежать за черту на конце своей площадки.

Правила игры. Ловить можно любого игрока. Пойманный должен обязательно крикнуть: «Я есть!» Не разрешается убегать за боковую линию площадки.

Прогулка №16

Цели: закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; развивать наблюдательность; Продолжить знакомство с небесными телами; расширять кругозор детей.

Наблюдение за снеговиком

Педагог обращает внимание детей на то, что снеговики оплывают, делаются все меньше. Теперь новых снеговиков не слепишь, и вообще ничего нельзя построить из снега, потому что снег стал совсем другим - темным и ноздреватым. От солнечного тепла снежинки тают одна за другой и превращаются в воду. Поэтому и получаются в снегу углубления. Провести опыт: из мокрого снега слепить снежки. Снег тает в руках, превращаясь в воду. Из него не получаются снежки.

Приметы: длинные сосульки в конце февраля - к-долгой Весне; птицы поют громко - к теплу.

Загадки:

Жил я посреди двора, где играет детвора,

Но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик.)

Стихотворение:

СНЕЖНАЯ БАБА

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

 

Глаза-угольки,

Губы - сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

Татарская народная игра «Лисичка и курочки».

Ход игры. На одном конце площадки находятся в «курятнике» «куры» и «петухи». На противоположном конце стоит «лисичка». «Курочки» и «петухи» ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки, ищут червячков и т. д. Когда к ним подкрадывается «лисичка», «петухи» кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в «курятник», за ними бросается «лисичка», которая старается поймать любого из игроков.

Правила игры. Если «лисичке» не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Наблюдение за звездами

Педагог и дети беседуют о небесных светилах. Положение Луны слегка изменилось, это связано с движением Луны вокруг Земли и движением самой Земли вокруг Солнца. В ясный зимний морозный вечер очень хорошо видны звезды. Они мерцают и переливаются.

Что такое звезды? Почему они кажутся такими маленькими? Чем планеты отличаются от звезд? (Они горят не мерцающим, а ярким светом.)

Дидактическая игра «Какое что бывает?».

Подвижная игра «Успей подхватить».

Прогулка №17 «Наблюдение за снежным покровом»

Цели: закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; развивать умение определять первые признаки весны.

Педагог предлагает отметить изменения снежного покрова на участках: снег стал более рыхлым, мягким, хорошо лепится, из него можно сделать снеговиков; появляются первые проталины, по всем приметам чувствуется приближение весны. Вечером стало холоднее, на снегу образовалась твердая корочка - наст.

Примета: снежные хлопья стали крупными - значит, жди оттепели.

Поговорки и пословицы: «Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет»; «Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит».

Стихотворение:

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко,

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Загадка:

Шел, шел без дорог, где шел, там и лег.

До весны пролежал, а весной убежал. (Снег.)

Дидактические игры «Придумай другое слово», «О чем я сказала?».

Подвижные игры «Мы - веселые ребята», «Я есть!».

Прогулка №18 «Рассматривание почек на деревьях»

Цели: формировать представления о приспособлении растений к зиме; развивать наблюдательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

Педагог и дети наблюдают за растениями. Весной из почек распускаются листья. На деревьях и кустарниках найти плотно прижатые к ветвям почки растений, в которых заложены зачатки будущих побегов, цветков и соцветий. Сверху почка покрыта чешуйками. Чешуйки разные: одни покрыты мягким пушком или воском, другие пропитаны смолистым веществом. У различных растений почки разные по цвету, величине, форме. У сирени - самые большие, у березы - поменьше, у ивы - удлиненные, у вяза - маленькие, похожие на узелок.

Примета: иней на деревьях - к морозу.

Поговорки и пословицы: «На одном дереве растут плоды и кислые, и сладкие»; «Нельзя судить о дереве по его коре».

Стихотворение:

ДЕРЕВЬЯ СПЯТ

Вот и мороз - забыта осень...

Затих, застыл веселый лес.

Под низкой крышею небес

Деревья спят, одежды сбросив.

И не тревожит их немало

Ни ветра свист, ни вьюги вой:

Закутала их с головой

Зима в свой снег, как в одеяло.

Теперь их только по весне

С дождем желанным гром разбудит...

Деревья спят совсем как люди

И день за днем растут во сне.

К. Чомов

Дидактические игры «Надо сказать по-другому», «О чем я сказала?».

Зимняя забава «Пробеги и не задень».

Татарская народная игра «Лисичка и курочки».

Прогулка №19 «Наблюдение за лужами»

Цели: расширять представления о предметах и явлениях природы; воспитывать устойчивое внимание.

Педагог и дети наблюдают за изменениями в природе. Откуда взялись лужи? (Тает снег.) Лужи покрыты тоненьким льдом, они замерзли, но лед очень тонкий и хрупкий. Если на него наступить, он трескается и из-под него проступает вода.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха».

Загадка:

Стекольщик хорош - стекло не пробьешь.

Стало тепло - стекло потекло. (Лед.)

Стихотворение:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною..

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

 

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

А. Плещеев

Дидактическая игра «О чем еще так говорят?».

Цель: закреплять и уточнять значения многозначных слов, воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

Ход игры. Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет ... (снег, зима, мальчик, собака, дым). Играет ... (девочка, радио).

Горький ... (перец, лекарство).

Дидактическая игра «Надо сказать по-другому». Подвижная игра «Стоп!».

Тувинская народная игра «Стрельба по мишеням».

Труд на участке. Посыпка дорожек песком.

Прогулка №20

Цели: продолжать формировать познавательный интерес к человеку: как человек приспосабливается к жизни в зимних условиях, закреплять классификацию одежды; учить рассуждать, делать выводы.

Наблюдение за оттепелью

Педагог и дети наблюдают изменения погоды в оттепель. Изменение свойств снега: он стал мокрым и плотным, не видно отдельных снежинок, можно слепить снежки, фигуру снежной бабы. Дети делают вывод: снег мокрый, легко лепится. По всем приметам чувствуется приближение весны. Погода становится теплее, больше солнечных и ясных дней, слышна капель и трель синички. Воробьи стали более подвижны, у них начинаются весенние ссоры и драки, озорные птахи уже начинают вить гнезда.

Приметы: красноватое небо к вечеру, а утром сероватое обещает добрую погоду; небо кажется высоким - к вёдру.

Поговорка: «У февраля два друга - метель и вьюга».

Дидактическая игра «О чем еще так говорят?».

Татарская народная игра «Хлопушки».

Ход игры. На противоположных сторонах площадки отмечаются двумя параллельными линиями два «города». Расстояние между ними - 20-30 метров. Все дети выстраиваются у одного из «городов» в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у «города» и произносит слова:

Хлоп да хлоп! - Сигнал такой,

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут наперегонки к противоположному «городу». Кто быстрее добежит, тот останется в новом «городе», а отставший становится водящим. .,

Правила игры. Пока водящий не коснется чьей-нибудь ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

Наблюдение за одеждой людей

Педагог и дети наблюдают за тем, как одеты люди. Почему люди одеваются? Как приспосабливались люди раньше к холодному периоду? Как современные люди одеваются зимой?

Приметы: небо кажется высоким - к хорошей погоде; небо ясное — к морозу.

Поговорка: «В зимней шубке и морозы - шутка».

Стихотворение:

ВАРЕЖКИ

Две сестрички, две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой,

Как гулять - их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

А. Рождественская

 

Загадка:

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.   (Варежки.)

Дидактическая игра «Что это значит?».

Татарская народная игра «Скок-перескок».

Ход игры. На земле чертят большой круг, а в нем - маленькие (для каждого участника игры). Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Похожие статьи:

Зимнее развлечение на улице в старшей группе детского сада

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Покормите птиц зимой

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за природой зимой»

Творческая программа для прогулок в детском саду в старшей группе на тему: Зима

Конспект зимней прогулки в старшей группе «Наблюдение за сезонными изменениями»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!