Конспект занятия в старшей группе «Лес - наше богатство»
Познавательное занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст
Тема занятия: «Разные леса»
Цель занятия: знакомство с растениями леса, правилами поведения в лесу.
Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду; карточки с изображениями лесных животных, лесов разных видов; карточки с задачами; муляжи и изображения грибов, корзиночки.
Предварительная работа
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой прочитаем сказки разных народов, персонажами которых являются лесные животные. Обратим внимание детей на характеры, которыми обычно наделяют волка, медведя, лису, зайца, ворону, галку, сороку, воробья, дятла.
Организуем игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок, давая возможность детям попробовать себя в роли различных персонажей.
Часть I. Кто в лесочке живет?
Цели: повторение названий лесных животных; развитие речи; формирование навыков драматизации.
Дуду приходит к детям в гости, у нее снова появились вопросы.
Дуду. Я принесла разные рисунки, они все подписаны: «Лес». Но я была в лесу — там растут ели и сосны, а на рисунках — совсем другие деревья!
Педагог. Ребята, давайте поищем ответ на этот вопрос, перевоплотившись в лесных животных.
Дети могут выбирают персонажей по желанию, или можно распределить роли при помощи карточек с изображениями лесных животных.
Дети по очереди выходят знакомиться.
Педагог. Кто в лесочке живет?
Ребенок (называет «своего» животного, повторяя и всех тех, кто был назван ранее). Я — лиса, всему лесу краса, а вот зайка-выбегайка, да медведь-медоед, да комар-пискун.
Работа со словом па тему «Разные леса». Выясним, как называют лес, в котором Дуду побывала вместе с детьми:
• лес, где растут только ели, называют ельник;
• сосновый лес — сосняк или сосновый бор;
• если в лесу растут в основном сосны и ели — это хвойный лес;
• лес, где почти нет хвойных деревьев, — лиственный;
• лес, где растут только березы, называется березовая роща',
• лес, где в основном растут дубы, — дубовая роща;
• если в лесу есть и хвойные, и лиственные деревья, его называют смешанный лес. В каждом лесу растут свои грибы и ягоды.
Подвижная игра «Лесная эстафета». Дети делятся на две команды. Первые номера обеих команд — зайцы, вторые — медведи, третьи — белки, четвертые — лисы и т.д. Двигаясь в соответствии со своей ролью, детям нужно добраться до финиша, обегая каждое «дерево» и захватывая по одному «грибку».
По числу собранных «грибов» выявляется команда-победитель, а сами «грибы» нужны для работы над следующим заданием.
Часть II. А мы в лес пойдем, грибы-ягоды найдем
Цели: ознакомление с грибами и ягодами наших лесов, правилами безопасности и экологическими правилами сбора грибов и ягод; использование умения разгадывать загадки методом сопоставления.
Дидактическая игра «Видели, видели!» Педагог показывает картинки с изображениями различных кустарников, на которых растут ягоды. Детям нужно называть знакомые растения и ответить, где они могут расти. Если ягода им не знакома, педагог произносит ее название. И в том и в другом случае детям нужно дать описание ягод, рассуждая о происхождении названия, упоминая их форму, цвет и, если пробовали, вкус.
Покажем детям съедобные ягоды: малина, ежевика, боярышник, арония, шиповник, ирга, черемуха, черника, калина, голубика, брусника, барбарис, клюква. Обратим особое внимание на несъедобные и ядовитые ягоды: бересклет, бирючина, снежноягодник, волчье лыко, жимолость лесная, бузина красная, крушина.
Опираясь на составленные детьми осенью сигнальные рисунки, вспомним правила сбора ягод. Отметим, что ни в коем случае нельзя пробовать незнакомые ягоды. Также дети должны помнить, что несъедобные для людей ягоды могут годиться в пищу и для лечения некоторым животным.
Работа с загадками «Грибное место». Предложим детям рассмотреть муляжи и изображения грибов, познакомим с их названиями. Внимательно слушая загадки, детям нужно найти среди них отгадки. Обсудим, по какому признаку удалось узнать каждый из грибов. Расскажем детям, в каких лесах они растут. Выделим две группы грибов: съедобные и несъедобные.
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб.)
Одна ножка и шляпка, а головы нет. (Гриб.)
Встала шляпка из травы,
Нет под шляпкой головы. (Гриб)
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик.)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я... (подосиновик)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал —
В красной шапке модной?
Никуда не годный. (Мухомор.)
Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три — и вышел вон.
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Белый гриб.)
Эти славные лисички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки. (Грибы лисички)
Сбились в стайку, как цыплята,
Возле пня грибы... (опята).
Опираясь на сигнальные рисунки, обсудим правила сбора грибов.
Педагог. Дуду, помогли тебе ребята разобраться, какие бывают леса, как они называются, что в них растет? (Ответы Дуду.)
Итог занятия. Игра «Верно — не верно». Дети внимательно слушают высказывания Дуду и при необходимости корректно исправляют допущенные ею ошибки.
Последующая работа
Дуду расскажет детям о лесах, произрастающих в жарких странах.
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»
Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»
Нет комментариев. Ваш будет первым!