Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе по ФГОС

Занятие для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему «Развитие транспорта»

Цель: становление осознанного отношения к роли человека в развитии технического прогресса (транспорт).

Задачи:

— уточнять представления о развитии человеческой цивилизации (транспорт);

— способствовать проявлению потребности в получении информации о развитии цивилизации;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; картинки с изображением наземного, водного и воздушного видов транспорта, настольно-печатные игры «Наземный транспорт», «Историческая лента» (водный транспорт), «Разрезные картинки» (самолет, воздушный шар, вертолет).

* * *

Воспитатель. Ребята, к нам пришло видеописьмо от Алексея Ивановича и Анны Сергеевны. Это дедушка и бабушка Иванова Алеши, который в прошлом году ходил в наш детский сад, а сейчас учится в школе. Вот что они пишут: «Дорогие ребята! Недавно мы ездили в гости к внуку Алеше, который живет в Карагае. Мы очень удивились тому, как много на улицах вашего села разного транспорта! Каких только машин тут нет! И грузовые, и легковые, и автобусы! И еще какие-то удивительные машины, которых мы никогда раньше и не видели! Для чего их так много? У нас даже голова заболела! И неудивительно: столько шума от них, а выхлопные газы, загрязняющие воздух! А как опасно ходить по улицам! Того и гляди наедут! То ли дело у нас в деревне! Никаких тебе машин, никакого шума, никакой опасности на дороге! Школа и магазин находятся рядом с домом, где мы живем. Три минуты ходьбы пешком — и мы в нужном месте. Ну а если нам с дедом нужно привезти дрова или сено, мы запрягаем свою лошадку Зорьку и едем по своим делам. С ее помощью огород пашем, можем и к нашим родственникам в соседнюю деревню съездить! Есть у нас еще и лодка с веслом. Нам без нее не обойтись. Через нашу реку нет моста, поэтому перебраться на тот берег можно только на лодке. Никакого шума от нее нет, да это и хорошо: дичь и рыба не пугаются. Долго мы думали с дедом о том, как же сделать так, чтобы и у вас в Карагае не было никакого шума от машин, чтобы нашему Алеше ходить в школу по улицам было безопасно. Вдруг мы вспомнили о рассказах нашего внука о том, что вы в детском саду умеете делать плакаты, которые расклеиваете по всему селу. С их помощью вы обращаетесь к жителям села бережно относиться к природе: беречь зеленые елочки, первоцветы, не загрязнять лес и реки мусором. Вот мы и решили написать вам письмо и попросить сделать плакаты в защиту улиц вашего села от транспорта, а еще мы хотим с вами посоветоваться, как можно убедить главу вашего села в том, чтобы он запретил машинам ездить по улицам. Пусть все люди ходят пешком. А если кому что подвезти нужно, так лошадка поможет!».

Ребята, вот такое необычное письмо мы с вами получили. Как вы думаете, можем мы согласиться с предложением Алексея Ивановича и Анны Сергеевны запретить машинам ездить по улицам села?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему? Ведь обходятся они без них в своей деревне.

Дети. Деревня очень маленькая, по ней и пешком пройти можно. Наше село большое, расстояния большие.

Воспитатель. Да, ребята, я согласна с вами: с помощью транспорта добраться до нужного места можно значительно быстрее, чем пешком. Так зачем же нужен транспорт?

Дети. Перевозить людей, грузы.

Воспитатель. Совершенно верно, ребята, транспорт нужен, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое. Ребята, как же можно убедить Алексея Ивановича и Анну Сергеевну в том, что люди в нашем селе никак не смогут обойтись без транспорта?

Дети. Мы можем рассказать им, какой бывает транспорт, зачем он нужен.

Воспитатель. Молодцы, вы все это хорошо придумали, но еще можно спросить у родителей, работников детского сада, знакомых о том, каким видом транспорта они пользуются на работе, на каком транспорте они ездят в город, путешествуют, на чем они больше всего любят ездить. Можно записать их ответы с помощью специальных значков, а потом взрослые подсчитают их число, и мы узнаем, каким транспортом в нашем селе чаще всего пользуются взрослые и дети и на каком транспорте любят путешествовать. Думаю, что таким образом мы точно сможем узнать, действительно ли транспорт так всем необходим. Прежде чем мы с вами договоримся о том, какими значками будем обозначать вид транспорта, предлагаю поиграть в игру.

Игра «Едет, плавает, летает»

Воспитатель показывает картинки с изображением различных видов транспорта. Дети жестами показывают, как передвигается транспортное средство: едет по дороге — руками изображают поворот руля, едет по рельсам — изображают движение поезда (руки около груди, согнуты в локтях, совершают круговые движения), передвигается по воде — делают движения пловца, передвигается по воздуху — изображаются взмахи крыльев.

Воспитатель. Так каким бывает транспорт?

Дети. Наземным, водным и воздушным.

Воспитатель. Давайте подумаем, значками какого цвета мы будем отмечать наземный, водный и воздушный транспорт.

Дети высказывают предположения. Например: наземный транспорт — значком красного цвета, водный — зеленого, а воздушный транспорт — синего цвета.

Ребята, а на каком транспорте вас привозят родители в детский сад?

Дети. На машине, велосипеде, мотоцикле.

Воспитатель. Значком какого цвета вы отметите транспорт, на котором вы приезжаете в детский сад?

Дети. Красным.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что машина, мотоцикл, велосипед — наземный транспорт.

Воспитатель. А вот каким еще наземным транспортом пользуются взрослые, чтобы работа выполнялась быстро и хорошо, вы вспомните, если поиграете в игру.

Игра-лото «Наземный транспорт»

Дети делятся на шесть микрогрупп, каждая из которых получает большую карту с изображением разного наземного транспорта: грузового, легкового, пассажирского, специального, транспорта, который используется на стройке, в сельском хозяйстве.

Детям нужно подобрать к большой карте соответствующие маленькие карточки, на которых изображены отдельные виды транспорта. После выполнения задания детям нужно назвать вид транспорта, изображенный на карточках, и рассказать, для чего он нужен.

Воспитатель. Ребята, сейчас я вам загадаю загадку о транспорте, которого не было на ваших картинках.

Паровоз без колес,

Вот так чудо-паровоз:

Не с ума ли он сошел —

Прямо по морю пошел!   (Корабль.)

Значком какого цвета вы отметите корабль?

Дети. Зеленым.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что корабль — водный транспорт.

Воспитатель. Ребята, а о каком водном транспорте рассказали нам в письме Алексей Иванович и Анна Сергеевна?

Дети. О лодке.

Воспитатель. Вспомните, для чего им нужна лодка.

Дети. Чтобы перебираться на другой берег, ловить рыбу и охотиться.

Воспитатель. Лодка служит людям транспортом и сегодня. Особенно она популярна у охотников и рыбаков. Почему?

Дети. От нее нет шума, на такой лодке рыбу не распугаешь.

Воспитатель. Правильно, чтобы незаметно подкрасться к пугливой дичи в зарослях кустарников и не спугнуть рыбу, нужно действовать бесшумно. А это можно сделать только на лодке с веслами. Ребята, а можно ли на обычной лодке отправиться в длительное путешествие?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Придется очень долго плыть, руки устанут, если долго работать веслами.

Воспитатель. А вот что придумал человек, чтобы передвигаться по воде быстро и удобно, вы вспомните, если поиграете в игру.

Игра «Историческая лента»

Нужно разложить карточки с изображением водного транспорта по порядку: от самых древних средств передвижения до самых современных. Начинать следует с красной стрелки и контролировать себя совпадением цветных кружков на сторонах карточек. В ходе выполнения задания дети называют водный транспорт, изображенный на карточках, рассказывают о том, для чего он нужен человеку.

Физкультминутка «Пароход»

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход,           Дети выполняют отталкивающие движения руками.

Он назад шагнул сначала,          Делают шаг назад.

А потом шагнул вперед.             Делают шаг вперед.

И поплыл, поплыл по речке,            Набирая полный ход,

И пускал трубой колечки    Делают круговые движения рука ми с соединенными большим и указательным пальцами.

Белоснежный пароход.

Воспитатель. Ребята, какой вид транспорта мы с вами будет обозначать синим значком?

Дети. Воздушный.

Воспитатель. Какой транспорт называют воздушным, вы вспомните, если поиграете в игру.

Игра «Разрезные картинки»

Нужно собрать по образцу три разрезанные на 5—6 частей картинки с изображением воздушного шара, самолета, вертолета. Выполнив задание, дети называют то, что нарисовано на картинках, и рассказывают, для чего нужен этот транспорт.

Воспитатель. Ребята, вот мы и вспомнили о том, что человек пользуется разным транспортом, который практически он создал сам и достоин большого уважения. Ну а теперь вы можете приступать к опросу ваших родителей, работников детского сада, знакомых о том, каким видом транспорта они пользуются на работе или когда отправляются в путешествие. Давайте еще раз вспомним, значками какого цвета мы будем обозначать разные виды транспорта.

Дети отвечают.

Предлагаю вам разделиться на три группы: первая группа будет опрашивать взрослых о том, каким видом транспорта они пользуются на работе, вторая — на каком транспорте взрослые и дети предпочитают отправляться в путешествия и поездки, а третья группа — о любимом виде транспорта. Завтра мы с вами подсчитаем количество значков и узнаем, действительно ли транспорт так всем необходим. Потом мы напишем письмо Алексею Ивановичу и Анне Сергеевне, в котором расскажем о результатах нашего опроса и о том, что жителям нашего большого села транспорт необходим! И еще мы напишем им, чтобы они не волновались за своего внука, потому что Алеша хорошо помнит правила поведения на улице и выполняет их.

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!