Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Русское народное творчество

Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в ДОУ. Старшая группа

Цель: формирование осознанного отношения к эстетической и нравственной ценности произведений народного творчества.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о народном творчестве, его разновидностях: устное (сказки, пословицы, поговорки), декоративно-прикладное, музыкальное;

— воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества;

— формировать навыки практического применения полученной информации в музыкальной, речевой, игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; диктофон; выставка книг (русские народные сказки); альбом русских народных пословиц с нарисованными к каждой пословице сюжетными картинками, раскрывающими смысл пословиц; настольно-печатная игра «Про кого это сказано?»; картинки с изображением русских народных инструментов (гусли, балалайка, гармонь); иллюстрации с изображением посуды и предметов быта, украшенных по мотивам обвинской, городецкой, жостовской, гжельской, хохломской росписи; ковра-самолета, скатерти-самобранки, сапог-скороходов.

* * *

Воспитатель. Ребята, к нам пришло видеописьмо от наших друзей-первоклассников: «Дорогие ребята, мы очень любим участвовать в разных мероприятиях, проводящихся нашей школе. Скоро у нас будет праздник, посвященный русскому народному творчеству. В программу этого праздника включены несколько конкурсов, в которых мы хотим принять участие. Первый конкурс посвящен русским народным сказкам. Каждому участнику этого конкурса нужно в костюме представить своего сказочного персонажа: рассказать о том, как его зовут, какой он, кто его лучшие сказочные друзья, что он делает в сказке. Второй конкурс посвящен русским народным пословицам и поговоркам. Участнику этого конкурса нужно подобрать три пословицы: о труде, о времени года, о поступках, придумать рассказ к каждой пословице, нарисовать картинку, объясняющую ее смысл, а на конкурсе рассказать о ней. Третий конкурс — песенный. Участникам этого конкурса нужно спеть русскую народную песню и рассказать о том, в какое время эту песню пели, и о чем она. Четвертый конкурс посвящен выставке красивых предметов, которые окружали русских людей. Его участникам нужно временно превратиться в мастеров: для выставки, которая пройдет в рамках этого конкурса, слепить посуду из глины и расписать ее по мотивам жостовской, хохломской, гжельской росписи. Можно сделать какой-то другой предмет или нарисовать образцы узоров, которыми они будут украшать свои изделия. Затем каждому «мастеру» нужно будет рассказать о своем предмете.

Мы уже решили, кто в каком конкурсе будет принимать участие. Но когда начали готовиться, выяснилось, что мы мало знаем о русском народном творчестве. И вдруг кто-то вспомнил, что вам в детском саду много рассказывали о жизни русских людей, и вы много знаете об этом, у вас есть много книг, игр, альбомов. Думаем, что вы поможете нам подготовиться к этим конкурсам». Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям?

Дети. Да.

Воспитатель. Как мы можем им помочь?

Дети. Мы можем рассказать им о русских народных сказках, о пословицах, песнях, о красивых предметах, записать наши рассказы на диктофон, выслать им наши рисунки о сказках, сказочных героях, наш альбом с рисунками к пословицам, фотографии посуды и предметов, которые мы сами лепили и украшали.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы помочь. Предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о русских народных сказках, пословицах, песнях и красивых предметах, которые окружали русских людей. Ребята, что такое сказка?

Дети. Это то, что люди рассказывали друг другу.

Воспитатель. Правильно, ребята. Что же люди рассказывали друг другу? И почему?

Дети. Раньше не было ни книг, ни телевизора, ни радио, поэтому новости рассказывали друг другу. Расскажет бабушка историю своей дочке, а та перескажет ее своей дочке. Так и получались сказки.

Воспитатель. Правильно, ребята, чтобы сохранить свои впечатления и передать отношение к окружающей жизни, люди сочиняли сказки. Есть мудрая пословица «Сказка от начала начинается, до конца читается, а в середке не перебивается». Почему так говорят?

Дети. Сказки нужно очень внимательно слушать, каждая из них чему-то учит.

Воспитатель. В русских народных сказках переходили друг от друга рассказы о том, как можно честно жить, не бросать друг друга в беде, прилежно трудиться, уважать старших, почитать отца и мать, любить свой дом, Родину. В сказках люди отражали и то, о чем они мечтали. О чем мечтали русские люди?

Воспитатель показывает картинки с изображением ковра-самолета, скатерти-самобранки, сапог-скороходов. Дети отвечают.

В сказках отражали и то, чего боялись. Чего боялись русские люди?

Дети. Бабу Ягу, Кощея Бессмертного.

Воспитатель. Что всегда прославлялось в русских народных сказках?

Дети. Добро, помощь старшим, умение трудиться.

Воспитатель. В сказках всегда прославлялись добро, трудолюбие, прилежание, скромность, терпение. Вот об этом написано в стихотворении О. Дриза «Зерно доброты». Послушайте его.

Воспитатель читает стихотворение.

Вспомните сказки, в которых прославлялось добро.

Дети. «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Бычок- черный бочок, белые копытца».

Воспитатель. Вспомните и назовите русские сказки, в которых прославлялись прилежание, умение трудиться.

Дети. «Морозко», «Семь Симеонов», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Два Мороза».

Воспитатель. Что всегда осуждалось в русских народных сказках?

Дети. Лень, жадность, грубость.

Воспитатель. В русских народных сказках осуждались лесть, лень, грубость, глупость, жадность. Вспомните и назовите сказки, в которых осуждалась лень.

Дети. «Морозко», «Золотое веретено», «Два Мороза».

Воспитатель. Понимать людям друг друга помогали не только сказки, но и пословицы, поговорки. О чем в них говорилось?

Дети. О том, как правильно себя вести, как нужно трудиться, учиться чему-то, как относиться к предметам.

Воспитатель. Правильно, ребята, из них человек узнавал о хороших манерах, правилах поведения, ценности различных предметов. Ребятам — будущим участникам конкурса пословиц и поговорок нужно подобрать три русские народные пословицы: о труде, времени года, поступках и нарисовать картинки к каждой из них. Какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

Дети. «Делу — время, потехе — час», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Пропустя лето, да в лес по малину», «Хочешь есть калачи — не сиди на печи».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословиц: «Делу — время, потехе — час», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»?

Дети. Они учат любить труд, хорошо трудиться.

Воспитатель. Правильно, ребята, эти пословицы выражают уважение к тем, кто умеет хорошо трудиться. А как вы понимаете смысл пословиц: «Труд человека кормит, а лень портит», «Пропустя лето, да в лес по малину»?

Дети. В них осуждается лень.

Воспитатель. Да, ребята, в этих поговорках осуждается лень, выражается уважение к труду. А что можно узнать из пословицы «Хочешь есть калачи — не сиди на печи»?

Дети. Чтобы сделать что-то, нужно хорошо потрудиться.

Воспитатель. Правильно, любое дело требует усилий. Ребята, у нас в группе есть альбом пословиц и поговорок о поступках людей с картинками к каждой пословице. Эти картинки вы рисовали вместе с родителями. Сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Про кого это сказано?»

Воспитатель произносит пословицы («Птица сильна крылами, а человек друзьями», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Когда хочется много знать, не надобно много спать», «Поспешишь — людей насмешишь»), а дети подбирают к ним подходящую по смыслу сюжетную картинку и рассказывают, почему они выбрали именно ее.

Воспитатель. Ребята, какие вы знаете пословицы о временах года?

Дети. «Весна да осень — на дню погод восемь», «Лето — припасиха, зима — подбериха», «Декабрь год кончает, зиму начинает», «Вода с гор потекла, весну принесла», «Сентябрь — листопадник, золотое лето».

Воспитатель. Молодцы, ребята, много пословиц вспомнили о временах года. Думаю, что ваши рассказы помогут детям в подготовке к конкурсу. Важное место в жизни русского народа занимали песни. Что в них отражалось?

Дети. Радость, печаль, любовь к родным, природе.

Воспитатель. В какое время пели плясовые, хороводные песни?

Дети. Во время праздников.

Воспитатель. Для кого пели колыбельные песни и зачем?

Дети. Для маленьких детей, чтобы они скорее засыпали.

Воспитатель. Когда пели свадебные песни?

Дети. Во время свадеб.

Воспитатель. Ребята, игрой на каких музыкальных инструментах сопровождались песни?

Дети. На гуслях, балалайке, гармони.

Ответы детей сопровождаются показом картинок с изображением русских народных инструментов.

Воспитатель. Предлагаю спеть одну из русских народных песен.

Дети поют русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла».

Ребята, что отразилось в этой песне?

Дети. Любовь к березе.

Воспитатель. Во время какого праздника обычно пели эту песню?

Дети. Во время праздника Троицы.

Воспитатель. Почему этой песней славили березу?

Дети. Троица — это праздник начала лета. Русские люди очень любили березу, она такая красивая.

Воспитатель. Троица — праздник почитания цветущей растительности и плодородия, символом этого расцвета была молодая березка, поэтому песнями, хороводами славили это дерево.

Человек со временем научился ценить не только красоту слова и музыки. С давних времен он создавал красоту во всех предметах, которые его окружали. Как русский человек украшал посуду и предметы быта в избе?

Дети. Он расписывал их узорами.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением посуды и предметов быта, украшенных по мотивам обвинской, городецкой, жостовской, гжельской, хохломской росписи.

Воспитатель. Как они украшали свое жилье?

Дети. Узорами из дерева.

Воспитатель. Правильно, русские люди резьбой по дереву украшали ставни, карнизы жилья. Ребята, все ваши рассказы я записала на диктофон, чтобы отправить их детям, обратившимся к нам за помощью. Давайте подумаем, что еще можно им отправить из того, что поможет подготовиться к конкурсам?

Дети. Наши рисунки и картинки о сказках, красивых предметах, которые окружали русских людей, наш альбом с рисунками к пословицам.

Воспитатель. Сегодня после сна мы выберем те рисунки, картинки, альбомы, которые помогут нашим друзьям подготовиться к конкурсам, и вместе с вашими рассказами я отправлю их ребятам.

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!