Конспект занятия по развития речи в старшей группе на тему: Семья

Комплексное занятие в детском саду на тему: «Семья». Старшая группа

Цель занятия: актуализация и обобщение знаний детей о семье.

Оборудование и материалы: рисунок «Семья Почемучкина», семейные фотографии детей, кукла Почемучкин.

Предварительная работа

Дети выполняют рисунок на тему «Моя семья».

Часть I. Рисунок Торопыжкина

Цель: развитие связной речи; формирование умения составлять рассказ по заданному образцу.

Почемучкин. Здравствуйте, ребята! Я снова пришел к вам за помощью. Знаменитый художник Торопыжкин нарисовал мою семью. Он, как всегда, торопился и не закончил рисунок (см. рис. ). Как же мне теперь разобраться, кто здесь нарисован?

Учебная задача. Обсудим, как помочь Почемучкину. Что нужно для того, чтобы завершить работу над рисунком Торопыжкина? Составим план действий:

1. Поговорим о том, кого объединяет понятие «семья», о членах наших семей.

2. Выясним, как узнать, кого нарисовал Торопыжкин.

Работа по рисункам детей и фотографиям «Моя семья».

Педагог рассказывает о членах своей семьи, называет имена, говорит о том, кто где работает, что любит, какие выполняет обязанности. Затем предлагает детям рассказать о своих близких. Дети могут опираться на свои рисунки по теме «Моя семья» и принесенные из дома семейные фотографии.

Часть II. Семь «Я» Почемучкина

Цель: формирование умения отгадывать загадки, навыков инсценировки.

Почемучкин. Мне было очень интересно слушать ваши рассказы. Я тоже хочу познакомить вас со своей семьей. Может быть, тогда мы вместе сумеем разобраться, кого нарисовал Торопыжкин.

В моей семье — семь «Я»: дедушка, бабушка, мама, папа, брат Артем, сестра Марина и я. Мне хочется, чтобы вы сами догадались, кем работают и что любят делать члены моей семьи.

Разминка «Загадки без слов». Почемучкин приглашает по одному ребенку и предлагает показать остальным детям загадки-пантомимы. Водящему дается карточка с соответствующим изображением, или задание проговаривается педагогом на ушко. Остальным детям нужно догадаться, кого изображает водящий.

Например, Почемучкин произносит: «Мой дедушка любит смотреть по телевизору...»

Водящий при помощи пантомимы изображает действия футболистов.

«Моя мама работает... (учителем)».

«Мой папа любит... (ходить на рыбалку)». (И т.д.)

Узнав о семье Почемучкина, дети могут попытаться выяснить, кого же нарисовал Торопыжкин, и завершить работу над рисунком.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик — мамочка.    Вслед за воспитателем дети сжимают и слегка встряхивают пальчики на левой, затем на правой руке.

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик -— дедушка,

Этот пальчик —- ... (каждый ребенок называет свое имя).

Почемучкин. Так много всего интересного мы сделали сегодня! Кто запомнил все по порядку? Как будем отвечать?

Дети. По очереди, поднимая руку, внимательно слушая друг другая, стараясь не повторять.

Подсказкой детям послужат расположенные в ряд: рисунок- загадка «Семья Почемучкина», семейные портреты, выполненные детьми, изображения отдельных членов семьи, карточки для игры-разминки.

Почемучкин. Я так рад, что познакомился с вами! У вас так интересно! Вы такие умные, дружные, веселые ребята. Можно мне прийти к вам еще?

Желательно, чтобы педагог и персонажи-помощники каждый раз приветствовали детей по-разному, находили слова-комплименты и знаки внимания, адресованные группе в целом или каждому ребенку. Прощание должно сопровождаться добрыми пожеланиями и выражением надежды на скорую встречу и интересную совместную работу. Необходимо стимулировать детей отвечать педагогу (персонажу) подобным образом.

Последующая работа

В рамках работы по ознакомлению с художественной литературой, при организации выполнения детьми трудовых поручений, в свободном общении продолжим обсуждать тему семьи.

Чтение: Е. Новичихин «Помощники», А. Барто «Помощница», Е. Серова «Волшебник», М. Танич «Если бабушка сказала», Е. Карганова «Ничей».

Игра «Буриме». Предложим детям подбирать по смыслу слова, рифмующиеся с предыдущей строкой. Для того чтобы заполнить пропуски в последней строфе, нужно внимательно слушать все стихотворение и стараться запоминать действия персонажей.

Трудолюбивая старушка

Ленивая кошка не ловит мышей.

Ленивый мальчишка не моет ушей.

Ленивая мышка не выроет норку.

Ленивый мальчишка не любит уборку.

Ленивая мушка не хочет летать.

Ленивый мальчишка не хочет читать.

Что делать, скажите, добрейшей старушке,

Когда завелись у старушки в избушке:

Ленивая кошка, ленивая мышка,

А также ленивая сонная мушка

И с ними в придачу ленивый мальчишка?

Старушка пошла на охоту — за кошку!

Привыкла и ловит мышей понемножку.

За мышку под бревнами вырыла норку,

Мешочек пшена притащила и корку.

Потом — за мальчишку! — затеяв уборку

И быстренько уши помыв за мальчишку,

Старушка взяла интересную книжку,

Которую залпом прочла — за мальчишку!

Теперь — за ленивую сонную мушку! —

Старушка расправила нежные крылья

И вдаль полетела проведать подружку!

Ах, завтра придется старушке опять

За мушку — летать, за мальчишку — читать,

За мышку в норе под бревном хлопотать,

За кошку — мышей на охоте хватать.

Как жили бы в этой ленивой избушке,

Не будь на земле неленивой старушки?

Ю. Мориц

Педагог. Ребята, а в вашей семье не случается такого, как в стихотворении Юнны Мориц? Как вы помогаете старшим? Кто любит помогать маме, папе, бабушке, дедушке, братьям и сестрам? Почему в хорошей семье приятно помогать друг другу?

Почемучкин. Я считаю, что очень важно помогать членам своей семьи, даже если они и сами справляются или у них есть другие помощники, потому что:

• нужно учиться все делать самостоятельно;

• делая «взрослые» дела (с помощью и с разрешения родителей!), мы становимся более ловкими, аккуратными;

• у взрослых будет больше времени, чтобы поиграть с нами;

• когда в семье все делается вместе, все помогают друг другу, переживают друг за друга, семья становится дружнее.

Трудовые поручения и игры по выбору педагога. Уместны любые задания, которые помогут детям приобрести полезные навыки, стать самостоятельнее.

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!