Конспект занятия «Двенадцать месяцев» в подготовительной группе
Конспект занятия в детском саду по ознакомление с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «Двенадцать месяцев»
Образовательная область: познание, коммуникация
Цель: систематизировать знания детей о временах года.
Задачи:
1. Образовательные:
- Закреплять знания о временах года, активизировать словарь детей по темам: зима, весна, лето, осень;
- различать и называть существенные признаки времён года;
- группировать признаки и предметы по их соответствию согласно символу;
- продолжать учить детей вопросно-ответной форме беседы, отвечать полными предложениями разных конструкций;
- закреплять навыки образования притяжательных прилагательных;
- продолжать учить работать со схемами;
- закрепить знание деревьев, находить соответствующие листья в упражнении «Узнай и назови»;
- воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках;
- активизировать мыслительную деятельность на уровне монологической, диалогической речи, сокращённой внутренней речи про себя.
2. Развивающие:
- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года;
- развивать графические навыки;
- развивать внимание, восприятие;
3. Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность, любознательность, терпение, аккуратность (аппликация из листьев).
Способы организации: фронтальный, индивидуальный.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, а именно: художественное слово (фрагмент из сказки, загадки), музыкальное сопровождение, вопрос - ответ, графическое упражнение «Дорисуй узор» (по клеткам), аппликация из листьев, логоритмическое упражнение, введение символов – квадратов и символов-гномов для определения времен года и месяцев, интонационная выразительность, мимика.
Материал:
- символы времён года (четыре цветных прямоугольника: синий, зелёный, красный, желтый, силуэт солнца).
- схематичные изображения к зиме: варежки и валенки, санки и лыжи, снежинка, ёлка и новогодние игрушки, ветер и термометр с низкой температурой, животные, кормушка;
- схематичные изображения к весне: сосульки, подснежники, ветка с почками, силуэты птичек, гнездо с яичками, скворечник., праздники, огородные инструменты;
- схематичные изображения к лету: зеленое дерево, цветы, картинка водоёма, мяч, земляника, насекомые, солнце, термометр с высокой температурой;
- схематичные изображения к осени: урожай, дождь, плащ, листопад, птицы улетающие, 1 сентября;
- символическое изображение двенадцати месяцев (гномики в колпачках синего, зелёного, красного и желтого цвета).
Для практической работы: листок в клетку с образцом выполнения задания, простые карандаши, лист с сеткой для кроссворда, картинки с изображением перелетных птиц (соловей, ласточка, скворец, грач, ворона), сухие листочки с деревьев, лист для аппликации «Листопад», клей ПВА, мольберт, аудиозапись «Времена года» Чайковского.
Ход занятия:
1. Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла Времена года. Дети сидят на стульчиках, слушают.
Зачитывается отрывок сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».
Воспитатель:
Знаете ли вы, сколько месяцев в году?
Дети: Двенадцать.
Воспитатель: Кто из вас сможет назвать их?
Дети по возможности называют месяцы, в случае запинки воспитатель подсказывает.
Воспитатель: - Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
На столе лежит шкатулка.
Воспитатель: Ребята, интересно, что в этой шкатулке? (в шкатулке лежат силуэтные изображения месяцев года: гномики, цвет шапочек которых соответствует времени года - зима синий, весна зелёный, лето красный, осень желтый).
Педагог невзначай рассыпает из шкатулки гномиков.
Воспитатель: все гномики перепутались, (выставляет гномиков в хаотичном порядке).
Как же быть дальше? (выставляет цветные карточки - символы времён года).
- Как вы думаете, какой цвет соответствует какому времени года?
(дети называют времена года в соответствии с цветовыми символами - ОТВЕТ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ).
- А как же быть с гномиками? Ведь они перепутались! Кто или что поможет нам разобраться? Вот это загадка!
- А знаете, я, кажется, придумала! Русским народом издревле придумывались загадки и их отгадывали самые смекалистые, самые смышленые. Послушайте и попробуйте отгадать.
1. Большой подсолнух в небе 2. Бродит одиноко
Цветёт он много лет, Огненное око.
Цветёт зимой и летом, Всюду, где бывает -
А семечек все нет. Взглядом согревает.
Дети дают ответы на загадки.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему именно солнце поможет исправить путаницу?
Дети: потому, что солнце бывает всегда и зимой, и весной, и летом, и осенью.
Воспитатель выставляет символ солнца между гномиками месяцами: Вот тут-то солнышко нам поможет, ведь оно одно, мы уже об этом говорили.
2. Воспитатель перекладывает символ солнца на синюю карточку. Из шкатулки на ковёр раскладываются схемы.
Воспитатель: посмотрите, солнышко сейчас указывает на зиму. Давайте подберём те картинки- схемы, которые подходят к этому времени года.
Дети подбирают картинки и отвечают на вопросы воспитателя:
- зачем нужны варежки?
- почему может быть холодно?
- почему ты взял картинку снежинки?
- почему лыжи, санки?
- а что, на самокате нельзя кататься зимой?
- почему ты взял картинки ёлки, игрушки?
Воспитатель: ты сказал Новый год? Почему Новый? Потому, что после старого года всегда наступает Новый год.
Воспитатель: А сейчас у нас с вами есть ещё одно задание. Для каждого из вас приготовлен листочек в клетку с образцом рисунка. Проходите за столы. Внимательно рассмотрите картинку. Что нарисовано? (елочка-сугроб-елочка-сугроб). Рисунок повторяется до конца строчки. Аккуратно выполняйте задание. Когда вы его выполните, то солнышко укажет нам дальше дорогу в путешествие по временам года.
3. Воспитатель перекладывает символ солнца на зелёную карточку.
Воспитатель : На какое время года указывает нам солнце?
Дети: на весну.
Воспитатель: давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года.
Дети выставляют картинки.
Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием:
- Почему ты взял картинку с птицами и гнездом?
- Какие праздники бывают весной?
- Для чего лейка и лопатка?
- Как мы говорим, когда капает с крыш? А что, подснежников летом не бывает.
Молодцы. Сейчас я загадаю вам загадки. А если вы их правильно отгадаете, то я вам покажу, что у меня зашифровано на мольберте Ответ: слово ВЕСНА.
Загадки к кроссворду:
1. Домик птицы, как ларец.
В ларчике живет... (скворец)
2. Трелью песня разлилась
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье,
Голосистый ... (соловей)
3. Кто приклеил майским днем
Рукавичку под окном,
Поселил в нее жильцов —
Непоседливых птенцов?
4. С рассвета шумели и галдели,
Потом вспорхнули, улетели.
Снова карканье из кроны-
Разбудили всех... (вороны)
5. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему? Каких перелетных птиц вы еще знаете?
4. Воспитатель перекладывает символ солнца на красную карточку.
- На какое время года указывает нам солнце?
Дети: на лето.
Воспитатель: давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года. (Дети выставляют картинки. Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием).
- Какие ягоды созревают летом?
- Солнце бывает и в другие времена года, почему ты эту карточку взял?
- Ведь весной тоже цветы бывают, почему эту картинку ты выбрал?
ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:
На лугу растут цветы небывалой красоты (потягивание, руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты (потягивания, руки вверх)
Ветер дует иногда, только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки (наклоны)
А потом опять встают и по-прежнему цветут.
На тропинку — прыг! - лягушка. Ты куда спешишь, квакушка? С кочки прыг! На кочку прыг! В Воду плюх! Ногами дрыг! (прыжки на месте)
Вот спокойно ёж идет на иголках гриб несёт. Он проходит под кустами и шуршит за лопухами (ходьба на месте)
Ну, а нам пора садиться и учиться, не лениться! (садятся на места)
Воспитатель перекладывает солнышко на желтую карточку.
- На какое время года указывает нам солнце?
Дети: - На осень.
Воспитатель предлагает детям подобрать картинки соответствующие осени.
Проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущими заданиями.
- Почему ты взяла эту карточку с птицами?
- Что делают с овощами и фруктами осенью? Как это назвать одним словом? (урожай)
- Летом тоже дождь бывает, почему эта картинка подходит?
Воспитатель: А сейчас упражнение «Угадай, чей лист?» Ветер сдул листья с деревьев, назовите с каких? (Дети узнают листья, называют) – Лист с березы - березовый лист, с клена-… кленовый, с рябины-… рябиновый, с дуба- … дубовый, с осины-… осиновый лист. Давайте из этих листьев сделаем картину (Проходят к столам, приклеивают листья на альбомный лист бумаги, клей ПВА) Смотрите, как красиво получилось! Осенний ковер.
Воспитатель: Все задания мы с вами выполнили. Осталось расставить наших перепутавшихся гномиков-месяцев (каждый ребёнок выкладывает символы соответственно цветовым условным обозначениям времен года. Символ солнышка выставляется в середине).
Воспитатель: Давайте еще раз правильно назовем времена года и месяцы (называют месяцы соответственно времени года).
Что вам понравилось вам сегодня на занятии? Если бы вы встретили в лесу 12 месяцев, о чем бы вы стали с ними разговаривать?
Воспитатель хвалит всех детей за работу на занятии.
Похожие статьи:
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»
Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»
Нет комментариев. Ваш будет первым!