Конспект занятия «Двенадцать месяцев» в подготовительной группе

Конспект занятия в детском саду по ознакомление с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «Двенадцать месяцев»

Образовательная область: познание, коммуникация

Цель: систематизировать знания детей о временах года.

Задачи:

1.     Образовательные:

Закреплять знания о временах года, активизировать словарь детей по темам: зима, весна, лето, осень;

-  различать и называть существенные признаки времён года;

-  группировать признаки и предметы по их соответствию согласно символу;

-   продолжать учить детей вопросно-ответной форме беседы, отвечать полными предложениями разных конструкций;

-  закреплять навыки образования притяжательных прилагательных;

-  продолжать учить работать со схемами;

закрепить знание деревьев, находить соответствующие листья в упражнении «Узнай и назови»;

-  воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках;

активизировать мыслительную деятельность на уровне монологической, диалогической речи, сокращённой внутренней речи про себя.

2.     Развивающие:

- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года;

развивать графические навыки;

развивать внимание, восприятие;

3.     Воспитательные:

-  воспитывать наблюдательность, любознательность, терпение, аккуратность (аппликация из листьев).

Способы организации: фронтальный, индивидуальный.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, а именно: художественное слово (фрагмент из сказки, загадки), музыкальное сопровождение, вопрос - ответ, графическое упражнение «Дорисуй узор» (по клеткам), аппликация из листьев, логоритмическое  упражнение, введение символов – квадратов и символов-гномов для определения времен года и месяцев, интонационная выразительность, мимика.

Материал:

- символы времён года (четыре цветных прямоугольника: синий, зелёный, красный, желтый, силуэт солнца).

- схематичные изображения  к зиме: варежки и валенки,  санки и лыжи, снежинка, ёлка и новогодние игрушки, ветер и термометр с низкой температурой, животные, кормушка;

- схематичные изображения  к весне: сосульки, подснежники, ветка с почками, силуэты птичек, гнездо с яичками, скворечник., праздники, огородные инструменты;

- схематичные изображения  к лету: зеленое дерево, цветы, картинка водоёма,  мяч, земляника, насекомые, солнце, термометр с высокой температурой;

- схематичные изображения  к осени: урожай, дождь, плащ, листопад, птицы улетающие, 1 сентября;

- символическое изображение двенадцати месяцев (гномики в колпачках синего, зелёного, красного и желтого цвета).

Для практической работы: листок в клетку с образцом выполнения задания,  простые карандаши, лист с сеткой для кроссворда, картинки с изображением перелетных птиц (соловей, ласточка, скворец, грач, ворона), сухие листочки с деревьев, лист для аппликации «Листопад», клей ПВА, мольберт, аудиозапись «Времена года» Чайковского.

Ход занятия:

1.     Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла Времена года. Дети сидят на стульчиках, слушают.

Зачитывается отрывок сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Воспитатель:  

Знаете ли вы, сколько месяцев в году?

Дети:  Двенадцать.

Воспитатель:  Кто из вас сможет назвать их?

Дети по возможности называют месяцы, в случае запинки воспитатель подсказывает.

Воспитатель: - Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
На столе лежит шкатулка.

Воспитатель: Ребята, интересно, что в этой шкатулке? (в шкатулке лежат силуэтные изображения месяцев года: гномики, цвет шапочек которых соответствует времени года -  зима синий, весна зелёный, лето красный, осень желтый).

Педагог невзначай рассыпает из шкатулки гномиков.

Воспитатель:  все гномики перепутались, (выставляет гномиков в хаотичном порядке).

Как же быть дальше? (выставляет цветные карточки - символы времён года).

- Как вы думаете, какой цвет соответствует какому времени года?
(дети называют времена года в соответствии с цветовыми символами - ОТВЕТ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ).

- А как же быть с гномиками? Ведь они перепутались! Кто или что поможет нам разобраться? Вот это загадка!

- А знаете, я, кажется, придумала! Русским народом издревле придумывались загадки и их отгадывали самые смекалистые, самые смышленые. Послушайте и попробуйте отгадать.

1. Большой подсолнух в небе                           2. Бродит одиноко

Цветёт он много лет,                                          Огненное око.

Цветёт зимой и летом,                                       Всюду, где бывает -

А семечек все нет.                                              Взглядом согревает.

Дети дают ответы на загадки.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему именно солнце поможет исправить путаницу?

Дети: потому, что солнце бывает всегда и зимой, и весной, и летом, и осенью.

Воспитатель выставляет символ солнца между гномиками месяцами:  Вот тут-то солнышко нам поможет, ведь оно одно, мы уже об этом говорили.

2.     Воспитатель перекладывает символ солнца на синюю карточку. Из шкатулки на ковёр раскладываются схемы.

Воспитатель: посмотрите, солнышко сейчас указывает на зиму. Давайте подберём те картинки- схемы, которые подходят к этому времени года.

Дети подбирают картинки и отвечают на вопросы воспитателя:

- зачем нужны варежки?

- почему может быть холодно?

- почему ты взял картинку снежинки?

- почему лыжи, санки?

- а что, на самокате нельзя кататься зимой?

- почему ты взял картинки ёлки, игрушки?

Воспитатель: ты сказал Новый год? Почему Новый? Потому, что после старого года всегда наступает Новый год.

Воспитатель: А сейчас у нас с вами есть ещё одно задание. Для каждого из вас приготовлен листочек в клетку с образцом рисунка. Проходите за столы.  Внимательно рассмотрите картинку. Что нарисовано? (елочка-сугроб-елочка-сугроб). Рисунок повторяется до конца строчки. Аккуратно выполняйте задание.  Когда вы его  выполните, то солнышко укажет нам дальше дорогу в путешествие по временам года.

3.     Воспитатель перекладывает символ солнца на зелёную карточку.

Воспитатель :  На какое время года указывает нам солнце?

Дети:  на весну.

Воспитатель: давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года.

Дети выставляют картинки.

Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием:

- Почему ты взял картинку с птицами и гнездом?

- Какие праздники бывают весной?

- Для чего лейка и лопатка?

-  Как мы говорим, когда капает с крыш? А что, подснежников летом не бывает.   

Молодцы. Сейчас я загадаю вам загадки. А если вы их правильно отгадаете, то я вам покажу, что у меня зашифровано на мольберте Ответ: слово ВЕСНА.

Загадки к кроссворду:

1. Домик птицы, как ларец.

В ларчике живет... (скворец)

 

2. Трелью песня разлилась

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твоё пенье,

Голосистый ... (соловей)

 

3. Кто приклеил майским днем

Рукавичку под окном,

Поселил в нее жильцов —

Непоседливых птенцов?    (Ласточка)

 

4. С рассвета шумели и галдели,

Потом вспорхнули, улетели.

Снова карканье из кроны-

Разбудили всех... (вороны)

 

5. Всех перелётных птиц черней,

 Чистит пашню от червей.  (Грач)

Воспитатель: Какая птица лишняя?  Почему?  Каких перелетных птиц вы еще знаете?

4.     Воспитатель перекладывает символ солнца на красную карточку.

- На какое время года указывает нам солнце?

Дети:  на лето.

Воспитатель: давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года. (Дети выставляют картинки. Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием).

- Какие ягоды созревают летом?

- Солнце бывает и в другие времена года, почему ты эту карточку взял?

- Ведь весной тоже цветы бывают, почему эту картинку ты выбрал?

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

На лугу растут цветы небывалой красоты (потягивание, руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты (потягивания, руки вверх)

Ветер дует иногда, только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки  (наклоны)

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

На тропинку — прыг! - лягушка. Ты куда спешишь, квакушка? С кочки прыг! На кочку прыг! В Воду плюх! Ногами дрыг! (прыжки на месте)

Вот спокойно ёж идет на иголках гриб несёт. Он проходит под кустами и шуршит за лопухами  (ходьба на месте)

Ну, а нам пора садиться и учиться, не лениться! (садятся на места)

Воспитатель перекладывает солнышко на желтую карточку.

- На какое время года указывает нам солнце?

Дети: - На осень.

Воспитатель предлагает детям подобрать картинки соответствующие осени.

Проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущими заданиями.

- Почему ты взяла эту карточку с птицами?

- Что делают с овощами и фруктами осенью? Как это назвать одним словом? (урожай)

- Летом тоже дождь бывает, почему эта картинка подходит?

Воспитатель: А сейчас упражнение «Угадай, чей лист?» Ветер сдул листья с деревьев, назовите с каких? (Дети узнают листья, называют) – Лист с березы - березовый лист, с клена-… кленовый, с рябины-… рябиновый, с дуба- … дубовый, с осины-… осиновый лист. Давайте из этих листьев сделаем картину (Проходят к столам, приклеивают листья на альбомный лист бумаги, клей ПВА) Смотрите, как красиво получилось! Осенний ковер.

Воспитатель: Все задания мы с вами выполнили. Осталось расставить наших перепутавшихся гномиков-месяцев  (каждый ребёнок выкладывает символы соответственно цветовым условным обозначениям времен года. Символ солнышка выставляется в середине).

Воспитатель: Давайте еще раз правильно назовем времена года и месяцы (называют месяцы соответственно времени года).

Что вам понравилось вам сегодня на занятии? Если бы вы встретили в лесу 12 месяцев, о чем бы вы стали с ними разговаривать?

Воспитатель хвалит всех детей за работу на занятии.

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!