Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Небылицы

Интегрированное занятие в ДОУ. Старший дошкольный возраст

Тема занятия: «Небывальщина да неслыхальщина»

Цель занятия: формирование умения передавать с помощью речи события, комментировать их, придумывать небылицы.

Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, рисунок-небылица.

Часть I. «Лесная невидаль»

Цели: использование знаний детей о лесных животных и растениях; формирование умения сопоставлять информацию, подбирать рифму; развитие внимания, речи.

В гости к детям приходит Дуду.

Дуду. Мне очень понравилось наше путешествие в лес. А давайте, ребята, поиграем в игру «Где вы бывали, что вы видали?»

Педагог (или водящий). В лесу бывали?

Дети. Да.

Педагог. Медведя (волка, рысь, тетерева, льва, крокодила, кота) видели?

Если игроки отвечают: «Нет», водящий спрашивает: «А где же он?» Детям нужно ответить, где водится это животное. Если дети говорят: «Да, видели» — им нужно ответить на вопрос: «А что он делает весной?»

Дуду рассказывает детям о том, что она познакомилась с художником Торопыжкиным. Оказывается, он не только мастер незаконченных рисунков, но и специалист по созданию рисунков-небылиц.

Игра «Буриме». В соответствии с правилами игры детям нужно подобрать слово для завершения строфы.

Я рисую

Открываю я альбом

И рисую просто дом.

Вот балкон. А на балконе

По траве гуляют кони.

Это улица: по снегу

Воробей везет телегу.

Рядом с домом, во дворе,

Лает кошка в конуре.

И шипят, готовы к драке,

На заборе две собаки.

Вам, конечно, не знаком

Этот очень странный дом?

Е. Новичихин

Обсудим, что не так в рисунке, о котором рассказала нам Дуду.

Рассмотрим другой рисунок Торопыжкина. Здесь он изобразил весенний лес.

Найдем и отметим все ошибки художника.

Дуду. Что же делать? Художник так много работал, и все напрасно?!

Педагог. У меня есть идея: давайте по рисунку Торопыжкина придумаем небылицу. А если раскрасить рисунок, получится отличная иллюстрация к нашей небылице. Ребята смогут показать свои рисунки и рассказать придуманные ими небылицы своим друзьям и родным. Нравится вам моя идея?

Разминка-буриме «Тень-тень-потетень». Прежде чем приступать к работе, организуем разминку. Прежде всего нам нужно выяснить значение незнакомых детям слов («потетень», «похваляться», «плетень»). Затем добавим недостающие слова в текст потешки и придумаем соответствующие движения.

Тень-тень-потетень,     Руки на поясе, выполняем повороты в стороны.

Выше города плетень.   Встанем на носочки, потянемся вверх за руками.

Сели звери под плетень,   Присядем на корточки.

Похвалялися весь... (день).     Сидя на корточках, будем выполнять повороты.

Похвалялася лиса:   Встанем, руки на поясе, продолжаем выполнять повороты.

- Всему свету я... (краса)!   Выполняя повороты, киваем головой.

Похвалялся зайка:    Руки на поясе — выполняем прыжки на месте.

— Поди догоняй-ка!

Похвалялися ежи:   Ходьба на месте с высоким, поднятием колен.

— У нас шубы... (хороши)!

Похвалялся медведь:       Танцуем вприсядку.

— Могу песни я... (петь)!

Часть II. «То, чего на самом деле вообще не может быть!»

Дидактическая игра «Так не бывает». Придумаем словосочетания-небылицы, в которых собраны вместе несочетаемые по смыслу существительные и прилагательные или глаголы. Например: горячее мороженое, белая темнота, змея летит, свинья мяукает и т.д.

Сначала педагог будет называть существительные, а дети — подбирать «небывалые» качества и действия, опираясь на рисунки-подсказки или самостоятельно.

Коллективный рассказ «Лесная небылица». Составим небылицу по рисунку Торопыжкина.

Итог занятия. Выясним, понравилось ли детям слушать и придумывать небылицы. Отметим, что для того, чтобы придумать небылицу, нужно многое знать и уметь. Выделим те знания и умения, которые пригодились нам при создании забавных историй.

Последующая работа. Дети смогут убедиться, что небылицу можно создать при помощи бумаги, ножниц и клея. Обсудим, что необходимо сделать, чтобы из обычных образцов для выполнения аппликации получилась «небывальщина да неслыхальщина». Изменим цвет, взаимное расположение предметов, добавим несвойственные для данного предмета детали.

Прочитаем разные небылицы и постараемся выяснить, как же они создаются.

Чтение. Русская народная потешка «Небывальщина да неслыхальщина», К. Чуковский «Путаница», русская народная сказка «Небывальщина» (в обработке О. Колпаковой), из грузинской народной поэзии «Удалая старушонка», С. Козлов «В сладком морковном лесу», Ф. Галас (перевод А. Эппеля) «Мир наоборот», А. Усачев «Планета кошек» и др.

Слушая текст, детям нужно поднимать руку, заметив что-либо необычное, пояснять, что именно не верно и как должно быть на самом деле. При помощи педагога дети могут сделать вывод о том, что небылицы получаются тогда, когда для предметов и существ подбираются не свойственные им признаки и действия, персонажи сказки меняются местами, происходят необычные явления.

Похожие статьи:

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!