Конспект занятия – путешествия для детей подготовительной группы ДОУ на тему: Дома

Интегрированное занятие – путешествие для старших дошкольников. Лексическая тема «Дома»

Задачи:

— развивать восприятие, внимание, память и мышление, фонематический слух, словесно-логическое мышление, умение образовывать сложноподчиненные предложения, не нарушая логической связи, творческое воображение, фразовую речь при ответах на вопросы и умение свободно и легко излагать свои мысли;

— расширять словарь по теме «Жилые дома»;

— устанавливать семантическую связь между непроизводными и производными словами одного словообразовательного гнезда;

— закреплять понимание родовидового принципа группировки слов (включая детализированные родовые понятия);

— воспитывать патриотизм, доброжелательность, умение понимать и помогать друг другу, интерес и любовь к людям разных национальностей, уважение к традициям и обычаям народов России и мира;

— создавать позитивный эмоциональный климат в группе.

Оборудование: разрезные картинки «Дома»; строительный конструктор (4 комплекта); мяч.

* * *

Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие — путешествие.

Логопед. Послушайте стихотворение:

Однажды приснился Василию сон,

Как будто куда-то отправился он...

С подругой Маринкой, с собакой Батоном

Проснулся он в доме совсем незнакомом.

Дом круглый, обтянуты шкурами стены.

В железной печи полыхает полено.

Нет окон, дверей, потолка и обоев...

Наверное, это жилище ковбоев!

— Мы в чуме! — печально Маринка сказала,

Нет в тундре, увы, ни такси, ни вокзала.

Здесь ненцы живут, здесь мороз и снега.

Олени, олени, ветра и пурга...

— В пустыню хочу! Там песок и жара!

— В пустыне мы были с тобою вчера,

Тебе не понравилось жить в шалаше.

Уж лучше у нас на шестом этаже!

Психолог. Проснулся Вася и удивился: что за сон ему приснился! Решил посмотреть в календаре — может, праздник подскажет ему, что происходит во сне и наяву.

Логопед. Вася увидел праздничную дату: 16 ноября — Международный день терпимости. И он все понял! Ведь люди все разные и живут они в разных домах, в разных частях мира.

Психолог. Мы с вами совершим экскурсию по миру! Узнаем, в каких домах живут люди. Поймем, что все жители Земли разные: они говорят на разных языках, имеют разный цвет кожи, свои обычаи и традиции. И, конечно, строят такие дома, в которых им уютно и удобно жить. Упражнение «Разрезные картинки: дома»

Психолог. Чтобы попасть на наш волшебный самолет, вы должны выполнить задание. В наш детский сад доставили письма. Но когда я открыла конверты, то поняла, что кто-то письма порвал. Помогите сложить их, и тогда мы поймем, что увидим в нашем путешествии. Упражнение «Соберем семью»

Логопед. Ребята, отправляемся в путешествие по миру и познакомимся с жилыми домами, в которых живут люди разных национальностей. Сейчас мы будем «собирать семью» (родственные слова) к слову «дом». Если слово, которое я назову, подходит, хлопайте в ладоши. Каждое решение обсудим.

Словарный материал: домишко, домашний, домовой, бездомный, жилище, домище, хата, жилой, домовитый, домосед, домохозяйка, шалаш, надомник, дворец. Упражнение «Противоположности»

Психолог. Ребята, вы молодцы! На земле много интересных мест. Люди живут и в холодных, и в жарких местах. Следующее задание. Я буду называть слово, а вы должны подобрать противоположное по смыслу слово.

Словарный материал: холодный — (горячий), высокий — (низкий), темный — (светлый), широкий — (узкий), белый —  (черный), голодный — (сытый), добрый — (злой), война — (мир), веселый — (грустный), многоэтажный — (одноэтажный) и пр.

Логопед. Молодцы! Мы уже с вами знаем, что люди разных национальностей живут в разных домах. А сейчас послушайте эскимосскую сказку «Как люди научились веселиться»:

Было время на земле —

Во сне, работе и еде

Люди время проводили,

Не смеялись, не шутили.

Был их скучен мир и пресен:

Ни веселья и ни песен.

У охотника с женою

Чум стоял той стороною.

И три сына-молодца —

Гордость старого отца —

Им в хозяйстве помогали.

Но два старших вдруг пропали...

Младший сын же — Териак,

Умный вырос, не дурак!

Ладный телом и лицом.

Стал охотиться с отцом.

Раз, погнавшись за оленем,

Он орла заметил в небе.

Прянул оземь вдруг орел.

Парнем стал и речь завел:

— Братьев я твоих убил!

— Да за что ж ты их сгубил?!

Чем они не угодили?

— Не смеялись, не шутили!

Ни веселья и ни песен...

Дар им мой неинтересен.

И тебя в земле зарою,

Если праздник не устроишь!

Праздник с музыкой и пеньем!

— Объясни, будь добр, с терпеньем,

Что за праздник, что за песни?

— Ну, пойдем со мною вместе.

К матери моей — орлице.

Будешь у нее учиться.

— Где живете вы, орлы?

— На гребне вон той скалы.

У орлиного жилища

Гром гремит и ветер свищет.

И печальная орлица

В волчьих шкурах хоронится.

— Научи, орлица-мать,

Песни юношу слагать.

— Научи, прошу, орлица,

Танцевать и веселиться.

— Праздник он тогда устроит.

— Пусть сначала дом построит!

Тут работа закипела,

Юноши взялись за дело.

Дом построили просторный

С острой крышею узорной.

А потом стихи слагали,

Ритм веселый отбивали,

Пели, прыгали, кружились,

Веселились, тормошились.

Говорит орлица-мать:

— Ты готов людей собрать!

Приглашай теперь гостей

Из окрестных областей.

Дом для праздника построй.

Выше, больше, чем простой.

Побогаче стол накрой,

Танец выучи смешной,

Подбери слова для песни,

Чтобы все запели вместе.

— Чем за твой урок, орлица,

Я сумею расплатиться?

— Подари-ка ты мне нить,

Чтоб рубаху починить.

— Эту нить из сухожилий

Мне братишки одолжили,

Привязать чтоб я сумел

Наконечники от стрел.

Вот возьми на память в дар!

Он орлице нить отдал.

Териак орлу на спину

Сел и ринулся в пучину.

Не успел закрыть глаза,

Слышит чьи-то голоса.

Да ведь это дом родной

Под знакомою скалой.

Обнял мать он и отца.

Рассказал все до конца.

— Должен я, отец и мать,

Обещанье выполнять.

Дом для праздника построим,

Побогаче стол накроем.

Пригласим людей, зверей,

Чтобы было веселей.

Праздник удался на славу!

Песни, шумные забавы.

С той поры так любят люди.

И всегда теперь так будет.

Логопед. Ребята, вам понравилась сказка? Чему она учит? Что должен делать человек?

Дети отвечают.

Психолог. Скажите, какие сказочные дома вы знаете?

Дети. Избушка на курьих ножках, теремок, избушки лубяная и ледяная, дворец Деда Мороза...

Логопед. Молодцы! А теперь следующее задание.

Упражнение «Четвертый лишний»

Дети выбирают из ряда слов лишнее, не подходящее по смыслу, и объясняют свой выбор.

Словарный материал: крыша, крыльцо, диван, дверь; изба, чум, дворец, будка; кухня, коридор, спальня, беседка; асфальт, ламинат, паркет, линолеум.

Психолог. Ребята, нам пора в путь! Вы уже узнали, что на Земле живут разные народы со своими традициями и обычаями. К сожалению, не у всех на земле есть свой дом.

Упражнение «Подари дом»

Психолог. Давайте представим, что в ваших силах помочь им, и построим для них дом. Разбейтесь на четыре команды. Перед вами наборы строительных материалов. Задача — построить дом для людей, которым негде жить.

Логопед. Вы молодцы! Когда вырастете, не забудьте помогать людям, которые нуждаются в вашей поддержке.

Психолог. Нам пора возвращаться в группу. До встречи!

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе. Пушкин

Конспект интегрированного занятия на тему «День Победы» в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия на тему «Человек» в старшей группе

Конспект занятия – путешествия для детей подготовительной на тему: Профессии

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!