Беседа о работниках транспорта с детьми подготовительной группы
Конспект беседы о профессиях для детей старшего дошкольного возраста на тему «Люди, работающие на транспорте»
Задачи:
— расширить и уточнить знания о труде людей, работающих на транспорте (шофер, летчик, машинист, таксист и т.д.);
— активизировать слова: диспетчер, тракторист, капитан, матрос, машинист, электровоз, водитель, пилот, тракторный завод, такси, токоведущая шина;
— воспитывать положительное отношение к людям, работающим на транспорте.
Предварительная работа: наблюдение за движением различных видов уличного транспорта и управлением ими людьми; чтение стихотворения Я. Акима «Земля» с последующим обсуждением; занятие по обучению рассказыванию с использованием картины «Шофер».
Материал: игрушка Почемучка, картины: «Машинист», «Шофер», иллюстрации с изображением трактористов, летчиков, водителей легкового и грузового транспорта.
* * *
На стене висит картина «Шофер», к которой воспитатель обращается перед беседой, чтобы заинтересовать детей.
Воспитатель (загадывает загадку)
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
Правильно, а как вы догадались?
Дети отвечают.
Верно, а сейчас еще одну загадку угадайте:
Поднял к верху две руки,
Взял две жилы в кулаки.
Дай дорогу, постовой,
Побегу по мостовой. (Троллейбус.)
Правильно, а как вы догадались, что это троллейбус?
Дети отвечают.
Молодцы. Ребята, а сегодня к нам пришел гость. Его зовут Почемучка. (Вносит игрушечного Почемучку.) Как вы думаете, почему его так называют?
Дети отвечают.
Да, его любимый вопрос «Почему?». Посмотрите, ребята, сколько игрушек принес с собой Почемучка.
На столе самолет, легковой и грузовой автомобили, трактор, машины специального назначения и др.
Зачем тебе столько игрушек, Почемучка? Знаете, ребята, он почему- то молчит. Что бы это значило? Он, наверное, стесняется задавать вопросы, вот глупенький. Ведь мы на его вопросы с удовольствием ответим, правда? Ребята, я нашла какую-то записку. (Читает.) Почемучка пишет, что он простыл и у него пропал голос, но у него к нам все равно очень много вопросов, их он записал на бумажках. Мы не боимся трудностей и ответим на его вопросы. Правда?
Почемучка узнал, что тема нашей беседы «Люди, работающие на транспорте». Вот он пишет: «Расскажите мне, пожалуйста, какими еще транспортными средствами управляют люди, кроме знакомых мне машин, автобусов и троллейбусов (поездом, самолетом, автомобилем и пр.). А где изготавливают все эти машины? Машины изготавливают на заводах. Там трудятся сборщики (они собирают детали), механики (изготавливают различные механизмы машин). Посмотрите на эту картинку (где изображен тракторный завод). Здесь и сварщики (они приваривают детали машин друг к другу), есть и конструкторы (конструируют модели машин), токари (вытачивают детали). Еще раз посмотрите на картинку и скажите, что бы вы еще спросили на месте Почемучки? Помогите ему спросить, ведь он хочет как можно больше узнать.
Дети задают вопросы по картинке.
А тут Почемучка еще пишет: «Почему у трактора такие большие колеса?» (Показывает картинки, где изображены трактористы.) Верно, чтобы трактор не застрял в поле. Вот посмотрите сюда: какая огромная машина — трактор. Трактористу совсем нелегко управлять такой большой машиной. Посмотрите на картинки и задайте за Почемучку вопросы. Что бы вам хотелось узнать об интересной профессии тракториста.
Дети задают вопросы.
Взгляните сюда. (Показывает картинки с изображением сельскохозяйственной техники.) Здесь изображены тракторы, выполняющие различные работы, работают на них трактористы. Этот трактор прессует сено в кипы и перевязывает их плотно ниткой, а этот — выкорчевывает пни. Тракторы бывают гусеничные (у них вместо колес — гусеницы, которые помогают машине плавно передвигаться) и колесные (про них мы уже говорили). Вот они. Это сеялка — с помощью ее засевают различные культуры. Это комбайн — он жнет колосья пшеницы на полях. Еще есть машина, называемая экскаватором. Это большая машина с ковшом. Ковш черпает уголь, или песок, или землю. На экскаваторах работают люди — экскаваторщики.
Вот какие разные бывают машины. Посмотрите внимательно. И ты, Почемучка, тоже смотри. Ребята, если нужно, всегда зададут вопросы по картинке. Что вас интересует, спрашивайте.
Вот видите, сколько рабочих необходимо, чтобы посадить, вырастить и собрать урожай.
Воспитатель читает стихотворение Н. Забилы «На колхозных полях».
Проходит лето, жать пора —
Полны зерном колосья.
Работа с раннего утра
Кипит у нас в колхозе.
Встает стеною золотой,
Волнуется пшеница.
И каждый колос налитой
К земле готов склониться.
Рожь наливается зерном
Тяжелым, урожайным.
И солнечным погожим днем
В поля идут комбайны.
Грузовики спешат, гудят,
Везут с полей пшеницу.
Колхозный урожай богат.
Мы можем им гордиться!
Ребята, а Почемучка нам задал такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, как называется человек, который управляет электричкой? Он случайно не электриком называется?» Ребята, как вы считаете, правильно ли думает Почемучка? Действительно ли тот, кто управляет электропоездом, называется электриком?
Конечно, нет. Уважаемый Почемучка, тот, кто управляет электричкой, называется машинистом электропоезда. Посмотрите вот сюда. (Показывает картинку «Машинист».) Это и есть электропоезд, а в нем сидит машинист. У электропоезда есть токоведущая шина, которая напоминает ножницы. Машинист включает механизм, и эта токоведущая шина поднимается к проводам и цепляется за них. По этой шине идет ток, с помощью которого становится возможным движение электропоезда.
Еще на железнодорожном транспорте работают машинисты пассажирских и грузовых тепловозов, приходящих в движение не от электричества, а от солярки, которая заливается в огромные баки, где и сгорает. Такие тепловозы иногда проделывают огромный путь и идут в течение нескольких дней. Целый день машинист не сводит глаз с дороги, управляя длинным-длинным составом. (Показывает картинку с изображением машиниста тепловоза.) Посмотрите внимательно на картинку. Задайте вопросы. Я буду рада на них ответить, а Почемучка будет очень рад послушать что-нибудь новенькое.
Посмотрите еще на одну картинку. Здесь различные виды железнодорожного транспорта. Объединяет их то, что все они двигаются по рельсам и ни на чуть-чуть не могут сойти с намеченного пути.
Почемучка нам задал интересный вопрос: «Почему водный транспорт на воде не тонет?». Я отвечу на этот вопрос. Дело в том, что любой водный транспорт сделан так, что внутри его пусто. Там скапливается воздух, который не дает лодкам, кораблям, баржам, катамаранам утонуть. Водители водного транспорта приводят в действие мотор и лишь управляют судном, меняя направление и скорость движения. Посмотрите на картинку. Здесь вы видите корабль, лодку и парусник. Чтобы перевозить людей и грузы по реке, морю, необходимы люди, которые называются капитанами, матросами (на корабле), лодочниками (на лодке) и т.д.
Что-то нам хочет сказать Почемучка? (Подходит и прислоняет к Почемучке ухо.) Ребята, он говорит, что хотел бы, чтобы на следующий его вопрос вы ответили сами. Если не знаете ответа сейчас, то поспрашивайте у родителей или старших друзей. Ну что ж, прочтем его вопрос: «Почему самолеты могут летать? И как ими управляют летчики?».
Что ж, на этот вопрос вы сами ответите Почемучке в следующий раз, когда он снова придет в гости.
А теперь взгляните на эту картинку. (Показывает картинку с изображением диспетчера.) Как вы думаете, кто это? Это диспетчер. У него тоже очень важная работа. Он должен вовремя по рации или телефону сообщать направление движения транспорта. Чтобы не случилось столкновения поездов или самолетов, диспетчер предупреждает водителей о препятствиях на пути.
Диспетчер специальных машин вызывает их в случае необходимости. Какие специальные машины вы знаете? Верно, вот посмотрите на картинку. Специальные машины — это машины «скорой помощи», пожарные и полицейские, почтовые и др.
Подумать только, сколько необходимо шоферов, летчиков, капитанов, матросов, чтобы управлять всем транспортом на свете. Давайте- ка подумаем, зачем же все эти люди стараются. Для чего их профессии так всем нужны?
Дети отвечают.
Спасибо тебе, дорогой Почемучка, за твои вопросы. Мы сегодня так много узнали о профессиях людей, работающих на транспорте. И в конце я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Диспетчер».
Кто помнит, кто такой диспетчер? (Показывает картинку.)
С помощью считалки выбирают диспетчера. Тот снимает трубку. Вначале воспитатель описывает конкретную ситуацию, а диспетчер решает, какой вид транспорта потребуется, и выводит соответствующую машину (или помещает картинку на фланелеграф). Дети помогают ему. В дальнейшем ребята сами придумывают интересные ситуации, например:
• нужна помощь больному человеку;
• в зоопарке перекормили обезьянку;
• пассажиры опаздывают к поезду;
• на дороге столкнулись машины;
• сильный ветер оборвал электрические провода;
• на заводе испекли хлеб и пр.
В процессе игры уточняются особенности тех или иных профессий, особенности внешнего вида людей транспортных профессий. Игра заканчивается размышлением: «Что было бы, если бы исчезли автомобили?».
Воспитатель благодарит всех за участие в беседе, особенно отмечает тех, кто задавал вопросы, и выражает надежду, что при следующем разговоре другие ребята тоже будут задавать вопросы и участвовать в беседе.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!