Беседа для детей «Право ребенка жить и воспитываться в семье»
Беседа по правовому воспитанию для старших дошкольников и младших школьников. Тема «Право ребенка жить и воспитываться в семье»
Семейный кодекс
1. Ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Право знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание с ними.
Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.
3. Ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.
* * *
Дорогие ребята! Поговорим сегодня о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.
Семья, близкие люди, родной дом — самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте произнести слово «семья» вот так: семь — я. Как вы думаете, что это значит? Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.
На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка — папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка — как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Вопросы
1. На кого из родных вы похожи внешне?
2. На кого вы похожи по характеру?
• Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья — самая счастливая!»
• Что же такое согласная семья?
Правильно! Это семья, где все живут в согласии. Каждый — и старый и малый — ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.
Самые близкие ребенку люди — его родители. И для родителей дети — смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце — в детках», «Дети не в тягость, а в радость» — так говорится в мудрых народных пословицах.
Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А если ребенок заболел, то вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родимая матушка» — примечают люди.
Заболел сынок
Простудился Ваня —
Заболел сынок.
Чуть мерцает в спальне
Слабый огонек.
За окном метели
В стекла бьют упрямо,
От постели сына
Не отходит мама.
Потеплей укрыла
И дала напиться,
О сыночке милом
Станет мать молиться!
Папа — тоже самый близкий и дорогой ребенку человек! Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только делать что-то руками, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям.
«Отец сына худому не научит» — говорится в народе.
Мой папа
Папа знает все на свете:
Знает, где родился ветер,
Как бушует океан —
Ведь мой папа — капитан!
Мы достанем карту мира,
Вместе станем изучать —
Вот высокий пик Памира,
Здесь морей синеет гладь.
Это южная Анапа,
Это — северный Ямал.
Обо всем расскажет папа —
Папа всюду побывал!
Вырасту и тоже стану
Я, как папа, капитаном!
Вопросы и задания
1. Чему вы научились у папы?
2. Есть ли у вас сестры и братья? Расскажите о них.
3. Расскажите о маме.
4. Вспомните и прочтите стихи, посвященные маме.
5. Какая профессия у вашей мамы? А у папы?
Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно кое-чему и поучиться.
Старшая сестра
Моя старшая сестрица —
На все руки мастерица:
Испечет сама пирог,
Свяжет бабушке платок.
Я всегда с сестренкой рядом,
У нее всему учусь.
Вместе с ней к столу присяду — Рукоделием займусь!
Самые старшие и уважаемые члены семьи — бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам.
Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, то и вам нужно будет позаботиться о них.
Дедушка
Хоть наш дедушка седой,
Но душой он молодой!
Много в нем любви и ласки,
Знает он стихи и сказки,
Загадает нам загадку,
Позабавит прибауткой,
Угостит нас чаем сладким,
Рассмешит веселой шуткой!
Замечательный наш дед,
Проживи еще сто лет!
Если бабушка живет с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме. Руки и сердце у бабушки — золотые! Она и теплые носки свяжет, и вкусный пирог испечет, и добрым словом поможет, и в трудную минуту поддержит.
Бабушка
У меня есть бабушка,
Она печет оладушки,
Вяжет теплые носки,
Знает песни и стихи.
Ее руки непростые,
Трудовые, золотые!
В народе есть поговорка: «Семьей и горох молотят». Так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.
Но и сегодня ваша помощь очень нужна. Убрать за собой игрушки, помыть посуду, вытереть пыль — ведь это совсем не сложно. Зато сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.
Интересно рассматривать альбомы с фотографиями своей семьи. Но многих людей, запечатленных на фотоснимках, вы не узнаете. Кто это? Оказывается, это ваши дяди и тети — родные братья и сестры мамы и папы, и их дети — ваши двоюродные братья и сестры.
Вот какая большая у вас семья!
Вопросы и задания
1. Что означают слова «согласная семья»?
2. Сколько членов в вашей семье? Расскажите о них.
3. Почему говорят: «Родительское сердце — в детках»?
4. Почему нужно помогать старшим членам семьи?
5. Расскажите о родном доме.
6. Как вы понимаете поговорку «Дома и стены помогают»?
7. Как вы думаете, почему говорят: «Хорошие дети — отцу-матери — венец»?
8. Расскажите, какие домашние дела вы выполняете?
Ребята, представьте, что в семье произошло счастливое событие — родился малыш! В доме царит радостная суматоха: скоро маму с крошечной дочуркой выпишут из родильного дома, нужно все приготовить к их приходу, чтобы малышка чувствовала себя хорошо и уютно в родной семье.
Папа сделал ремонт в той комнате, где будут жить мама с дочкой. Побелил потолок, поклеил новенькие светлые обои, купил для новорожденной деревянную кроватку и коляску. Бабушка привезла большущий сверток с приданым для малютки — пеленками, распашонками, чепчиками, одеялами, красивым кружевным конвертом. Дедушка позаботился о сосках, бутылочках, кремах и присыпках, ванночке для купания внучки.
Скоро все было готово к появлению в доме маленькой Ирочки. Такое имя выбрали ей родители на семейном совете. С первых же дней родные окружили Иру заботой и любовью. Вечером мама убаюкивала дочку, напевала ей колыбельную песенку.
Колыбельная песня
Ночь пришла, кругом ни звука,
Дремлет сонная река.
В темной зыби дремлет щука,
Дремлют в небе облака.
Спят цветы, уснули пчелки,
И стрекозы, и шмели.
В темной чаще дремлют елки,
Свесив лапы до земли.
Закрывай, дочурка, очи,
Лес уснул, спокойной ночи!
* * *
Приходи к нам, козлик,
В гости на недельку,
Покачай-ка, козлик,
С Ирой колыбельку.
Спой Иришке: «Бе-бе-бе!
Спать давно пора тебе!»
Ира слышит мамин голос, чувствует ее тепло, закрывает глазки и спокойно засыпает.
Утром, когда девочка просыпается, мама напевает ей бодрую веселую утреннюю песенку.
Утренняя песенка
Бегут, бегут по лесенке
Утренние песенки.
Они звенят: динь-дон, динь-дон,
Прогоняют сладкий сон.
Открывай, дочурка, глазки,
Да мои послушай сказки!
Мама умывает дочку, переодевает ее, кормит и все время ласково с ней разговаривает. Ведь давно замечено, если взрослые играют с малышом, разговаривают, то ребенок быстрее растет, лучше развивается: раньше встает на ножки, раньше начинает говорить.
После утренней песенки мама идет с Ирой в ванную комнату и умывает дочке личико прохладной водой, при этом приговаривая:
Мы помоем дочке
Розовые щечки.
Очень нежно, с лаской
Вымоем ей глазки.
Ирочке -голубке
Мы помоем губки,
А потом и носик —
Озорной курносик.
Дочке личико помыли —
Ничего мы не забыли!
После водных процедур взрослые делают малышке легкий массаж — растирают ножки, ручки, похлопывают по спинке. Нежные прикосновения очень полезны малышам. Конечно, и делая массаж, мама или бабушка не забывает разговаривать с малюткой.
Погладим Иринке
Плечики и спинку,
Погладим ручки,
Погладим ножки,
Расти красивой,
Родная крошка!
* * *
Потрем нашей внучке
Пухленькие ручки,
Плечики и шейку,
Внучка, не болей-ка!
Взрослые заботятся о малютке, кормят, одевают, купают, возят в коляске на прогулку. Ребенок растет быстро. Вот и первый зубок прорезался!
Первый зубок
Станет наша Ирочка
Крепкой, как дубок.
Вырастет у Ирочки
Беленький зубок!
Не успели родители оглянуться, как пролетел год! Малышка уже встала на ножки, делает самостоятельные шаги, начинает лепетать.
Первый шаг
Кот играет во рожок,
Радуется свинка:
Первый сделала шажок
Доченька Иринка!
Мама и папа поддерживают малютку, играют с ней, покупают крохе игрушки.
• Какие у самых маленьких детей есть игрушки?
Верно! Сначала для забавы малышам дают яркие погремушки. Дети наблюдают за игрушками, тянутся к ним ручонками, сами учатся греметь.
Погремушки
Купим Ирушке
В подарок погремушки,
Погремушки, погремушки,
Очень звонкие игрушки!
Возьми-ка, Ирушка,
В руки погремушку.
Погреми игрушкой
У меня над ушком!
Вопросы
1. Вспомните, какие колыбельные песни пела вам мама?
2. Какие вы знаете утренние стихи и песенки?
3. Какие вы помните стихи, посвященные игрушкам, играм?
4. Какие вы знаете игры для самых маленьких детей?
Позже у малышей появляются любимые мягкие игрушки: слоники, хрюшки, собаки, мишки, зайки. Взрослые вместе с малышами рассматривают игрушку, показывают, где у игрушечного кота, например, голова, глаза, рот, усы, лапы, хвост. Потом просят малыша самого показать, где у кота глазки, рот, лапки, хвостик, туловище.
Игры с детьми взрослые, как правило, сопровождают песенками, стишками, потешками и загадками. Если взрослый показывает малышу игрушечного зайца, он может прочитать такое стихотворение.
Мой зайка
У зайки хвост короткий,
Гладкая головка,
Длинные ушки,
Мой зайчик-игрушка!
Если ребенку показывают мишку, собачку, слоника, то подойдут такие стихи.
Игрушечный мишка
Мы для плюшевого мишки
Сшили теплые штанишки,
Полосатенький жилет.
На голову берет.
Мой песик
У меня игрушка — песик.
Глазки есть и черный носик.
Жаль, хвостом он не виляет,
Не рычит он и не лает!
Слон
У меня игрушка — слон.
Добрый и хороший он,
У слона есть хобот, уши,
Я зову слона Петрушей.
Резиновая рыбка
Это рыбка моя,
У нее есть чешуя.
Хвост у рыбки гибкий,
Лапок нет у рыбки.
Ей воды я принесу —
Пусть поплавает в тазу!
Девочкам дарят кукол, игрушечную посуду, мебель.
Кукла Катя
Куклу уложу в кроватку,
Колыбельную спою:
«Спи, Катюша, сладко-сладко
Баю-баюшки, баю!»
Матрешка
Матрешка, матрешка —
Румяные щечки,
Матрешка, матрешка
Ходит в платочке.
Есть у матрешки
Красавицы-дочки:
Старшая дочь,
Средняя дочь
На маму-матрешку
Похожи точь-в-точь.
Младшая дочка —
Крошка-матрешка,
Тоже на маму
Похожа немножко.
Мальчикам папы дарят машинки и самолеты.
Самосвал
У меня есть самосвал,
Целый день я с ним играл,
Я кирпичики грузил
И на стройку их возил.
Подъемный кран
Вот большой подъемный кран,
Грузы поднимает сам.
Маленькие дети сначала произносят не слова, а отдельные звуки, например: бух, бах, топ-топ, хлоп-хлоп. Взрослые учат их подражать голосам животных и другим простым звукам. Например:
Как мычит корова?
Где теленок, не пойму?
Замычит корова: «Му-у-у!»
Как хрюкает свинка?
Кто похлебку съел мою?
Свинка хрюкает: «Хрю-хрю!»
* * *
Грузовик я сам веду
Он гудит: «Ду-ду, ду-ду!»
* * *
Барабаним в барабан: «Бам-бам, бам-бам!»
Вопросы
1. Вспомните и расскажите, как заботились о вас родители, когда вы были совсем маленькими?
2. Кто кормил вас?
3. Кто ходил с вами гулять?
4. Кто покупал игрушки?
5. Какие у вас любимые игрушки?
6. Кто читал сказки?
7. Кто учил стихам?
8. Какие у вас самые любимые стихи и сказки?
В некоторых семьях растить и воспитывать ребятишек помогает няня. Она становится членом семьи, привязывается к малышу, любит его всей душой, как родного.
Многие, став взрослыми, помнят и любят своих добрых нянюшек.
Няня
Няня добрая моя,
Помнишь лепет: ня-ня-ня?
Ручки я к тебе тянула:
«Ну, возьми меня скорей,
А не то свалюсь со стула,
Зареву еще сильней!»
Погуляй со мной немножко,
На качелях покачай,
Расскажи стихи про кошку
И в «сороку» поиграй!
Слов других еще не знала,
Я твердила: ня-ня-ня,
Но прекрасно понимала:
Няня добрая моя!
Я рассказала вам о счастливом и безмятежным раннем возрасте ребенка. Но в жизни, к сожалению, порой случается и по-другому.
Бывает, что маленького ребенка растит и воспитывает одна мама, и ей, конечно, очень трудно. Но иногда малыш оказывается и вовсе без родителей. Маленький ребенок совсем беспомощное существо! Он не умеет сам ни одеваться, ни есть, ни пить. Без взрослых ребенок жить не может!
• Как же поступают с ребенком, оставшимся без попечения родителей?
Заботу о детях берет на себя государство. Малыша направляют в детский дом, где о нем заботятся нянечки, врачи и воспитатели. Но, конечно, родных отца и мать малышу не может заменить никто! Дети скучают по ним, в каждой входящей женщине видят маму, тянут к ней ручонки, плачут, когда она уходит.
Некоторым сиротам (так называют детей, оставшихся без родителей) везет: их усыновляют приемные родители и дети обретают новую семью.
Сказка «Добрый волшебник»
Если вы думаете, что на белом свете не осталось больше добрых волшебников, то вы ошибаетесь. Они есть. Живут незаметно среди нас и помогают в трудную минуту.
На окраине небольшого городка, в старом деревянном доме с резными наличниками и петушком над трубой и сейчас живет-поживает сухонький седой старик по фамилии Кинбешлов. Ничего в нем необыкновенного нет. Старичок как старичок. Только фамилия немного странная. Но мало ли каких фамилий не бывает! Если вы эту фамилию с конца прочитаете, может, тогда вам кое-что ясней станет.
Прочитали? Вот и молодцы! Теперь-то вы поняли, что речь идет о волшебнике.
Как у всякого волшебника, у Кинбешлова есть книга, которую он, надев очки, читает по вечерам. Есть и помощники-зверюшки. Как и полагается волшебникам, старичок понимает их язык и ведет с ними долгие интересные беседы.
Каждый вечер к дому Кинбешлова слетаются стайки воробьев, голубей и дружные парочки синиц. Старик садится на скамейку перед домом, кормит птиц зернышками и крошками хлеба и слушает их рассказы о том, что случилось в городе и его окрестностях.
— Ну, рассказывайте, где бывали, что видали? — как-то вечером стал расспрашивать Кинбешлов пичуг.
— Я сегодня одной первоклашке помог! — похвастался бойкий воробьишка Тишка. — Она возле школы с подружками в классики играла, да из кармана ключи и выронила.
От квартиры. Я это заметил, поднял ключи клювиком и на скамейку положил рядом с ее рюкзаком. Девочка ключи заметила и очень обрадовалась!
— Молодец, Тишка! — похвалил воробья волшебник и угостил хлебными крошками.
— А мы старушке помогли! — хором пропищали синички. — На ее огород вредная тля напала, чуть всю рассаду не погубила, а мы тлю склевали. Будут у старушки и лучок, и помидоры, и огурчики!
— И вы, синички-невелички, молодцы!
— А я видела одного мальчика, и мне стало его очень жаль! — грустно сказала красивая белая голубка.
— Что за мальчик? — поинтересовался Кинбешлов.
— Сирота! Ваней его зовут. Родители у него умерли. Он в детском доме живет! — объяснила голубка.
— Ну раз в детском доме, то это еще ничего! Там его и накормят, напоят, о нем и позаботятся, — успокоил голубку старичок.
— Так-то оно так! — согласилась с волшебником голубка. — Только я заметила — тоскует очень Ванюша. Не хватает ему материнской любви. Ведь ребятишек в детском доме много, некогда воспитательницам с каждым-то возиться. Успеть бы всех накормить да одеть, когда уж тут приласкать малыша, на руки взять, к сердцу прижать. Другие-то дети бегают, играют, а у Ванюши ножки больные, ходить он не может. Вот ведь беда какая! — закончила свой рассказ голубка.
— Да, жаль мальчика! — согласились все.
— Вот было бы хорошо, если бы мальчик обрел добрую семью... Но как это сделать? — задумался старик-волшебник. — Пойду-ка я в свою заветную книгу загляну, может, там что написано. А вы пока меня здесь подождите! — попросил он своих верных помощников и пошел в дом.
Прошло немного времени, и Кинбешлов снова появился на пороге.
— Вот что я вам скажу! — начал он. — Вы, воробышки, летите завтра с утра на рынок, вы, голуби, на городскую площадь, а вы, синички, все парки и скверы облетите. Всюду прислушивайтесь, о чем люди говорят. Может, и найдете для Вани приемных родителей.
На другой день все птицы разлетелись, кто куда. Воробьи полетели на рынок, стали между рядами скакать, зернышки клевать, да к разговорам прислушиваться. Голуби, воркуя, стали важно разгуливать по главной городской площади, а шустрые синички рассыпались по кустам в скверах и парках. В это время встретились на рынке две женщины — старая и молодая. Разговорились о житье-бытье.
Молодая стала на свою беду старушке жаловаться:
— Все бы ничего, и в доме достаток, и муж хороший, вот только деток у нас нет! А так хочется сыночка!
— А ты сходи в детский дом, там детки-сироты живут. Нет у них родных-близких. Может, и полюбится тебе какой-нибудь малыш! — посоветовала старушка Лизе — так молодую женщину звали.
Тишка услыхал, о чем женщины между собой говорили, полетел следом за Лизой и запомнил ее дом. А белая голубка тем временем Ваню навестила. Сорвала полевой цветок и принесла его мальчику в клюве. Цветочек ему понравился, и он перестал плакать.
Вечером птицы собрались возле дома волшебника и рассказали ему о том, что видели и слышали.
— Замечательно! — обрадовался старик. — Пошлю к Лизе Фею Сновидения. Пусть навеет ей сон о мальчике Ване!
Ночью Фея Сновидения невидимкой влетела в раскрытое окно Лизиной спальни, покружила над ее кроватью и прошептала ей на ухо волшебные слова. И приснился женщине прехорошенький мальчик. Глазки синие, как васильки, волосики светлые, вьющиеся.
— Как зовут тебя? — спросила Лиза.
— Ваня!
— А где ты живешь?
— В детском доме.
Утром Лиза рассказала мужу о странном сне, и супруги решили поехать в детский дом. Вдруг и вправду ждет их там малыш с пшеничными волосами, васильковыми глазами.
И все было бы хорошо, но жила в этом городе другая волшебница — злая. Обернулась она вороной, полетела к дому Кинбешлова, смешалась с другими птицами и стала слушать, о чем те говорят со стариком.
— Ага! Хотят помочь какому-то мальчишке! Так не бывать этому! Кар-кар-кар!
Полетела ворона к детскому дому, обернулась нянечкой и вошла в комнату, где спали малыши после обеда. Нашла злодейка Ванину кроватку, схватила мальчика и была такова... Никто и не заметил, как она скрылась. Отнесла колдунья Ваню в лес и спрятала в дупле старого дерева.
А Лиза тем временем приехала в детский дом и рассказала заведующей о своем сне. Догодалась та, о ком речь идет.
— Так это ж наш Ванюша! — Глаза у него и вправду синие, а волосы золотые! Вот только — заведующая детским домом замялась. — Ножки у него больные, ходить он не может.
Не смутило Лизу это известие и попросила она показать малыша. Но не тут-то было! Мальчика нигде не было. Напрасно нянечки и воспитательницы искали его повсюду: как в воду канул!
И опять помогли вездесущие птицы. Белая голубка сидела на карнизе и все видела: и как Ваню украли, и как Лиза за ним пришла... Полетела она к дому Кинбешлова, постучала клювиком в стекло, вышел старик вышел на крылечко и голубка все ему рассказала.
Посмотрел Кинбешлов в волшебное зеркало и увидел, где колдунья спрятала малыша. Вместе с голубкой он отправился в лес и нашел старый дуб, в дупле которого спокойно спал Ваня. Старик взял мальчика на руки и понес в детский дом.
Опечаленная Лиза уже собиралась уходить, когда добрый волшебник появился на пороге со спящим ребенком на руках.
— А вот и Ванюша! — сказал он, передавая женщине малыша. Та прижала его к груди. Ваня открыл глаза и прошептал: «Мама!»
Я думаю, вы догадались, чем закончилась эта история. Лиза и ее муж усыновили мальчика, а добрая голубка принесла в клювике волшебное снадобье. Им и вылечили Ванечку. Стал он бегать, резвиться да своих приемных родителей радовать!
Вопросы к сказке
1. Как звали доброго волшебника?
2. Кто помогал ему делать добрые дела?
3. Как воробей Тишка помог девочке?
4. Как синички помогли старушке?
5. О чем рассказала волшебнику белая голубка?
6. Какой сон навеяла Лизе Фея Сновидения?
7. Куда отправилась Лиза?
8. Кто похитил Ваню?
9. Чем закончилась сказка?
10. Как вы думаете, почему говорят: «Добро не умрет, а зло пропадет»?
Рассказ «Сестры»
Ира прекрасно запомнила не только тот день, но даже то мгновение, когда из роддома принесли ее сестренку Аню.
Когда на трель звонка, похожую на птичий щебет, дверь открыла бабушка, в прихожую вошел радостно улыбающийся папа с большим розовым свертком в руках. Сверток был очень нарядный, украшенный атласными лентами и кружевами. Следом за папой в дом вошла немножко бледная и усталая, но очень счастливая мама с букетом роз.
— Вот Аня и дома! — сказал папа, передавая бабушке драгоценную ношу. Он ласково потрепал Иришку по голове, взъерошив ее пушистые кудрявые волосы.
Мама обняла и расцеловала Иру.
— Доченька! Как я по тебе соскучилась! — сказала она.
— Ну, теперь мы дома! — добавила она с облегчением.
Бабушка развязала атласные ленты и вынула из одеяльца, сложенного конвертом, малютку. Подержав ее несколько секунд на руках, она положила ее в кроватку
Ира подошла поближе и стала разглядывать сестру. Бровки у нее были ровные, темные, похожие на подковки, личико розовое, а на лбу две тонюсенькие морщинки. Аня сладко спала, ровно посапывая крохотным носиком. «Какая хорошенькая! Просто куколка!» — думала Ира, любуясь сестренкой.
Теперь она ни на шаг не отходила от Ани. Ей очень нравилось помогать маме ухаживать за малышкой. Приносить по ее просьбе с кухни бутылочки с водой, соски, гладить распашонки и чепчики.
Когда Аня засыпала, а спала она первое время почти весь день, Ира садилась возле кроватки, и любовалась безмятежно-ясным личиком спящей малышки и ждала, когда та наконец захочет есть и проснется. В эти долгие минуты ожидания Ире было немного скучно.
Бабушке не удавалось выкроить времени, чтобы почитать старшей внучке сказку, а маме чтобы поиграть с Ирой. Как-то раз папа заметил, что Ира заскучала, и подумал: «Куплю-ка я ей новую куклу!» Он отправился в магазин и купил чудесного розового пупса, очень похожего на настоящего малыша.
Пупсик очень понравился девочке. «Назову его Сашенькой!» — подумала Ира. Она достала из коробки игрушечную кровать, стол, стулья, плетеный диван и расставила их в своем детском уголке. Застелила кукольную кровать белой простыней с розовыми зайками и уложила Сашеньку спать. Бабушка, улучив от домашних хлопот свободную минутку, связала пупсу голубые шерстяные штанишки, шарфик, носочки и шапочку. Мама подарила девочке несколько байковых пеленок, а дедушка купил в подарок крошечную игрушечную бутылочку и соску.
Ира «ухаживала» за своим малышом, во всем подражая маме. Она убаюкивала его, пела ему колыбельные песни, «кормила» из бутылочки молоком, купала в игрушечной ванне.
— Молодец, Ира! — хвалила девочку бабушка.
— Все это тебе в жизни пригодится, когда вырастишь и сама станешь мамой!
Между тем маленькая Анечка росла не по дням, а по часам. Когда ей исполнилось четыре месяца, она уже сидела, опираясь на подушки, и звенела погремушками.
В семь месяцев Анечка впервые встала на ножки. Она очень любила старшую сестру, тянулась к ней, просилась на руки, а первое слово, произнесенное малышкой, было не «папа» и не «мама», а «Ия»! Когда Ира уходила из детской комнаты, Аня тянула к ней ручонки и звала ее: «Ия!», «И-и-ия!» Старшая сестра научила малышку играть в «ладушки», в «сороку-ворону», пела ей песенки и потешки.
Однажды Ира гуляла с подружками. Аня, сидя в манеже, играла с резиновым утенком, а бабушка хлопотала на кухне. Ане стало скучно одной, она позвала Иру, но сестренка не откликнулась. Тогда малышка попыталась выбраться из манежа. Но как? Ведь стенки его высокие! Сообразительная девчушка начала раскачивать манеж — сначала слегка, потом все сильнее и сильнее. Неожиданно легкий пластмассовый манеж опрокинулся на ковер и малышка благополучно вы-бралась из него и оказалась на свободе.
Она удивленно огляделась по сторонам, а потом, не раздумывая, поползла к Ириной кукольной квартире. Ходить Аня еще не научилась, а вот ползала очень ловко и быстро! Надо вам сказать, что кукольный уголок давно привлекал ее внимание. Она с любопытством наблюдала, как старшая сестра нянчится со своим Сашенькой, одевает его, кормит, убаюкивает и укладывает в кроватку. Может быть, Ане казалось, что Сашенька — настоящий, живой ребенок?
Во всяком случае, когда девочка оказалась возле кроватки с куклой, она схватила ее своими маленькими, но крепкими и цепкими ручонками, стала ее вертеть, а потом сняла с пупса штанишки, сдернула шапочку, кофточку и носочки. Но скоро, потеряв интерес к игрушке, девочка принялась хозяйничать на кукольном столике, разбросала тарелки, чашки, разлила воду.
В это время в комнату вошла бабушка. Заметив перевернутый манеж, она испуганно всплеснула руками:
— Ай-ай-ай! — воскликнула бабушка. — Аня, ты где?
Но тут же заметила внучку в кукольном уголке:
— Что же ты за озорница такая? Тебя и на минутку оставить одну нельзя, глаз да глаз нужен!
Она взяла внучку на руки и усадила ее в кроватку. Потом навела порядок среди игрушек.
— Сейчас Ира вернется с прогулки и очень расстроится, увидев такой разгром! Зачем ты Сашеньку раздела и пуговицу от его рубашонки оторвала? Ах, проказница! — ворчала бабушка.
Аня в это время прыгала в кроватке и весело кричала: «Ия! Ия!», как будто хотела сказать, что наконец-то ей удалось заглянуть в Ирин заветный уголок. Бабушка тем временем пришила оторванную пуговицу, одела пупса и посадила его на маленький стульчик.
Прошло немного времени, и шустрая Анечка научилась ходить. Теперь она многое понимала, произносила кое-какие простые слова, ни на шаг не отходила от старшей сестры и все норовила отнять у нее Сашеньку.
Что делать? Пришлось папе купить младшей дочке точно такую же куклу, а бабушке связать ей штанишки, жилет, шапочку и шарфик. Вот только назвали малютку Машенькой.
Вопросы к рассказу
1. Как звали старшую сестру?
2. Как звали младшую сестру?
3. Как Ира помогала маме заботиться о младшей сестре?
4. Что купил Ире папа?
5. Как она играла с куклой?
6. Как Аня сумела выбраться из манежа?
7. Что она сделала?
8. Кто навел порядок в детском уголке?
9. Чем закончился рассказ?
Похожие статьи:
Беседа о дружбе в подготовительной группе детского сада
Беседа о звездах для детей. Старшая – подготовительная группа
Беседа о правилах приветствия с детьми подготовительной группы
Беседа о народных традициях и обычаях в старшей - подготовительной группе
Праздник «Права ребенка» в детском саду. Подготовительная группа
Нет комментариев. Ваш будет первым!