Дополнительные занятия по музыке в детском саду
Дополнительные занятия по развитию музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет. Планирование
Цель дополнительных музыкальных занятий – научить ребёнка мыслить. Маленькие задачи, которые стоят перед ребенком при выполнении музыкальных заданий, стимулируют его внимание, мышление, творчество, убеждают ребенка в том, что он способен открывать и познавать новое. Последовательность хода обучения — делай, думай, говори — опирается на особенности детского познания, ребенок вначале делает, а потом думает, для него важна сама деятельность. Это является основным критерием в подборе дополнительных музыкальных заданий, включающих в себя виды работ, основанных на активном действии ребенка.
Занятие 1
1. Беседа о любимых сказочных героях, детских песнях, стихах.
Вывод: писатели создают книги при помощи слов, художники рисуют картины красками, композиторы сочиняют музыку с помощью звуков.
2. Звуки — высокие, средние, низкие.
Попевка:
Жил лохматый пес,
Звать его Барбос
а) петь в трех контрастных регистрах;
б) использовать наглядный материал;
в) сравнить мелодии, отметить характер, составить «портрет» каждого Барбоса.
3. Итог: мелодии отличаются высотой, громкостью, темпом звучания.
Занятие 2
1. Сыграть детям мелодию песни «Кукушка».
Задание: вслушаться в окончание мелодии и догадаться, о ком поется в песне.
2. Разучивать слова и одновременно прохлопывать ритм
3. Учить петь с динамическими оттенками:
вопрос — форте,
ответ — пиано.
4. Дать понятие форте и пиано. Познакомить с музыкальными инструментами: рояль и пианино (использовать наглядный материал).
Занятие 3
1. Слушание музыкальной пьесы «Ученый медведь»:
а) сообщить название пьесы;
б) перед исполнением предложить детям по- дуллать, какие средства выразительности должен выбрать композитор для этого сочинения (регистр, динамика, темп).
2. Разучивание песни «Уточка» Р. Арцибашева
Рано-рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить ребят.
Уж она их учит-учит:
«Вы плывите, ути-ути,
Плавно в ряд, плавно в ряд».
Хоть утенок невелик,
Мама плакать не велит,
Плакать не велит.
Занятие 4
1. Рассмотреть и узнать пьесу «Ученый медведь». Предложить детям свободную двигательную имитацию — импровизацию «Медведь в цирке».
Цель: передавать игровые образы в соответствии с характером музыки.
2. Выполнять руками, поднятыми вверх, широкие маховые движения, изображая волны: руки то активно падают вниз, скрещиваясь перед лицом, то взлетают в стороны вверх (на форте и пиано менять амплитуду движений). «Медный всадник» Р. Глиэра.
Цель: закреплять понятие форте и пиано.
Занятие 5
1. «Марш» Ф. Обера Маршировать в исходном регистре обычным шагом, в верхнем регистре — на носках, в нижнем — полуприсев, руки за спиной, наклониться немного вперед.
Цель: выполнять ритмично ходьбу под музыку, развивать звуковысотный слух.
2. Узнать по вступлению песню «Уточка» Р. Арцибашева. Спеть. Добиваться от детей напевности.
Занятие 6
1. Слушать песню «Два кота», п. н. м. (польская народная мелодия)
Разучивать песню по мелодии.
Цель: развитие звуковысотного слуха, чувства ритма.
2. Повторить песню «Уточка» Р. Арцибашева
3. Двигательная импровизация «уточки». Задание, «плыть» цепочкой, врассыпную, на последние слова песни успеть построить «цепочку».
Занятие 7
1. Петь песню «Два кота», п. н. м. (польская народная мелодия)
Та-та-та, два кота,
Два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане,
Лапки все в сметане,
Черный кот залез в подвал
И мышонка там поймал.
Цель: чисто интонировать малую терцию.
2. Музыкальное движение «Воробышек» Г. Лоншан:
а) назвать пьесу;
б) обсудить с детьми (аналогично обсуждению пьесы «Ученый медведь») возможные средства выразительности для раскрытия ее содержания.
Занятие 8
1. Узнать песню «Два кота», п.н.м., по выложенному на фланелеграфе ритмическому рисунку:
а) закреплять умение слышать долгие и короткие звуки;
б) спеть мелодию на слоги тим-там.
2. Двигательная импровизация «Воробышек» Г. Лоншан:
а) слушать музыку сначала по фразам, затем целиком;
б) учить детей воспроизводить метроритм легкими прыжками.
Занятие 9
1. Учить играть песню «Два кота», п. н. м., на металлофоне:
а) выложить ритмический рисунок на фланелеграфе в соответствии со звуковысотностью и длительностью звуков;
б) учить играть песню на 3-й и 5-й пластинках металлофона.
2. Задание на смену движений под чередующиеся фрагменты пьес «Ученый медведь», «Воробышек» Г. Лоншан.
Цель: закреплять умение различать характер музыки; передавать в движении игровые образы; двигаться ритмично.
Занятие 10
1. Петь песню «Два кота», п. н. м., без аккомпанемента, с помощью воспитателя.
2. Дать понятие «пауза»:
а) прохлопать ритмический рисунок попевки «Кукушечка»;
б) закрепить понятие форте и пиано;
в) отметить: как куковала кукушечка, с остановками или без;
г) движение руками в стороны — это пауза (остановка в музыке);
д) петь песню, используя движение рук на паузу.
Занятие 11
1. Петь песню «Два кота», п. н. м.:
а) петь двумя группами поочередно;
б) играть ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах в ансамбле, добиваясь слаженности.
2. Узнать по ритмическому рисунку песню «Кукушечка»:
а) петь, показывая паузы;
б) закреплять понятие темп — быстро, медленно.
Занятие 12
1. Учить детей по графическому изображению самостоятельно придумывать слова (двусложные):
а) закреплять понятие акцент;
б) пропевать слова форте и пиано — соответственно первый и второй слоги;
в) прохлопать в ладоши, акцентируя первый слог.
2. Петь песню «Кукушечка»:
а) учить петь без музыкального сопровождения;
б) петь, меняя силу голоса (форте и пиано);
в) петь по ролям: дети — громко, «кукушка» — тихо.
Занятие 13
1. Учить детей двигаться по кругу в ритме песни «Кукушечка»:
а) ребенок, исполняющий роль кукушки, поет «ответ» с показом паузы;
б) дети дают оценку «кукушечке»;
в) петь зов «кукушечки» по «музыкальной» лесенке.
2. Учить детей слышать в музыке ритмичную пульсацию:
а) выстукивать по коленям ритм;
б) считать ритм (раз-два);
в) выстукивать ритм с выделением первой доли (ладошка — кулачок) — «Экосез» Ф. Шуберта
Занятие 14
1. Петь песню «Кукушечка»: петь начало песни, а ответ «кукушечки» играть на металлофоне.
2. Досказывать начатые педагогами слова (трехсложные):
а) пропевать слова;
б) прохлопать, фиксируя акцент на первом звуке;
в) придумывать слова и петь их с ударением на первом слоге.
3. Продолжать учить чувствовать метрическую пульсацию:
а) считать вслух: раз-два-три;
б) хлопать с акцентом на первую долю;
в) определять музыкальный жанр.
Занятие 15
1. Под музыку «Этюда» С. Майкопара предложить детям играть в воображаемый мяч.
Задание: на 1-ю и 3-ю части — удары мячом в пол, на 2-ю часть — подбрасывание.
Цель: различать части музыки, выделять движением акцент.
2. Под музыку «Старинной французской песенки» П. И. Чайковского выполнять плавное движение руками: 1-я часть — поочередно, 2-я часть — обе руки вместе, выполнять в соответствии с метрической пульсацией.
3. Закреплять умение различать долгие и короткие звуки:
а) беседа «Какие бывают часы» (чем отличается бой больших часов от маленьких);
б) слушание песни «Часы» Н. Метлова;
в) определять по характеру звучания, о каких часах рассказывает музыка, пропевать мелодию на слоги: та-ти-тики.
Занятие 16
1. Закреплять умение определять темп музыки:
а) разделить детей на три группы;
б) каждая группа воспроизводит бой часов (по желанию) на любых детских ударных инструментах — упражнять в точном воспроизведении ритмического рисунка
2. Продолжать работу с длительностями (долгие и короткие звуки). Сопровождать короткие звуки легкими хлопками, долгие — сжиманием ладоней. Например:
Добиваться выразительной артикуляции; петь громко, тихо, весело, сердито, таинственно и так далее.
3. Разучивание с голоса (а капелла) песни «Мышата».
Мы — веселые мышата,
Нам всегда работать лень!
Тра-ля-ля, тра-ля-ля,
Нам всегда работать лень!
Мы — веселые мышата,
Мы играем целый день!
Тра-ля-ля, тра-ля-ля,
Мы играем целый день!
Занятие 17
1. Повторять песню «Часы» Н. Метлова, раскачиваясь в темпе «боя» часов как маятники.
2. Выразительное артикулирование и выкладывание на фланелеграфе ритмических рисунков:
3. Петь песню «Мышата», прохлопывая ритмический рисунок, отмечая паузы движением рук в стороны.
Занятие 18
1. Выразительное артикулирование и выкладывание на фланелеграфе ритмических рисунков:
2. Придумать ритмический рисунок к словам солнышко спряталось.
3. Импровизация мелодии на слова:
Аист прожил с нами лето,
А зимой гостил он где-то.
Занятие 19
1. Выразительное артикулирование и выкладывание на фланелеграфе:
2. Петь песню «Мышата», отмечая сильную долю хлопком.
3. Импровизация мелодии на слова:
Жили-были два дружка,
Два веселых петушка!
Занятие 20
1. Слушать пьесу «В лесу» Н. Горлова Беседа о характере музыки, регистре, динамике, темпе.
2. Выразительное артикулирование и выкладывание на фланелеграфе:
3. Предложить детям составить ритмический рисунок и спеть со словами: «Ежик с зайкой строят домик».
4. Прочитать на фланелеграфе ритмический рисунок припева песни «Мышата», петь ритмослогами с хлопками, отмечая паузы.
Занятие 21
1. Узнать пьесу «В лесу» Н. Горлова. Услышать троекратный «зов» кукушки, выстукивать его ритм.
2. Повторить песню «Мышата» с аккомпанементом, выложить на фланелеграфе ее ритмический рисунок, закреплять понятие «акцент».
3. Игра по песне «Поезд» Н. Метлова — воспитывать у детей чувство музыкальной формы, темпа.
Дети выстраиваются в две команды в противоположных сторонах зала, направляющий в каждой колонне — «паровоз». Руки лежат на плечах впереди стоящего — «сцепка вагонов». «Паровозы» направляют свои составы по кругу во встречном движении. За время звучания песни «поезда» должны объехать круг и вернуться на станцию по расписанию (не опаздывать и не опережать график, иначе будет «крушение»).
Занятие 22
1. Прочитать выложенный на фланелеграфе ритмический рисунок песни «Мышата»:
а) пропеть ритмослогами;
б) выстукивать доли в такте: слабая и сильная, отмечая сильную хлопком, слабую по коленям;
в) индивидуальный опрос.
2. Песенное творчество. Импровизация мелодии на слова:
Аист прожил с нами лето,
А теперь зимует где-то.
Занятие 23
1. Различать музыкальные жанры:
а) исполнить, не называя, пьесу «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского,
б) ответить на вопросы: «Что напоминает музыка — песню, танец, марш? Кого можно представить марширующими под эту музыку?»
2. Петь песню «Мышата» самостоятельно с заданием:
а) ускорить темп в конце песни («карусель» ускоряется);
б) выяснить, как лучше прозвучала песня, с ускорением или без?
3. Игра «Поезд» (см. занятие 21).
Занятие 24
1. Музыкальные движения:
а) узнать пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»;
б) отметить настроение, характер;
в) имитировать движение игрушек.
2. Выразительно петь, артикулировать и выкладывать на фланелеграфе:
3. Самостоятельно придумать ритмический рисунок фразы:
Длинноухий заяц пел.
4. Разучивание песни «Липка»
Выросла я липкой
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня,
Не ломай меня.
Петь по музыкальным фразам (игровой прием «Музыкальное» эхо).
Занятие 25
1. Выразительно артикулировать, петь и выкладывать на фланелеграфе
2. Самостоятельно придумать ритмический рисунок фразы:
Солнышко спряталось.
3. Песенное творчество: сочинить мелодию окончания песенки
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осел
4. Повторение песни «Липка».
Нет комментариев. Ваш будет первым!