Дополнительные занятия по музыке в детском саду

Дополнительные занятия по развитию музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет. Планирование

Цель дополнительных музыкальных занятий – научить ребёнка мыслить. Маленькие задачи, которые стоят перед ребенком при выполнении музыкальных заданий, стимулируют его внимание, мышление, творчество, убеждают ребенка в том, что он способен открывать и познавать новое. Последовательность хода обучения — делай, думай, говори — опирается на особенности детского познания, ребенок вначале делает, а потом думает, для него важна сама деятельность. Это является основным критерием в подборе дополнительных музыкальных заданий, включающих в себя виды работ, основанных на активном действии ребенка.

Занятие 1

1. Беседа о любимых сказочных героях, детских песнях, стихах.

Вывод: писатели создают книги при помощи слов, художники рисуют картины красками, композиторы сочиняют музыку с помощью звуков.

2. Звуки — высокие, средние, низкие.

Попевка:

Жил лохматый пес,

Звать его Барбос

а) петь в трех контрастных регистрах;

б) использовать наглядный материал;

в) сравнить мелодии, отметить характер, составить «портрет» каждого Барбоса.

3. Итог: мелодии отличаются высотой, громкостью, темпом звучания.

Занятие 2

1. Сыграть детям мелодию песни «Кукушка».

Задание: вслушаться в окончание мелодии и догадаться, о ком поется в песне.

2. Разучивать слова и одновременно прохлопывать ритм

3. Учить петь с динамическими оттенками:

вопрос — форте,

ответ — пиано.

4. Дать понятие форте и пиано. Познакомить с музыкальными инструментами: рояль и пианино (использовать наглядный материал).

Занятие 3

1. Слушание музыкальной пьесы «Ученый медведь»:

а) сообщить название пьесы;

б) перед исполнением предложить детям по- дуллать, какие средства выразительности должен выбрать композитор для этого сочинения (регистр, динамика, темп).

2. Разучивание песни «Уточка» Р. Арцибашева

Рано-рано утречком

Вышла мама-уточка

Поучить ребят.

Уж она их учит-учит:

«Вы плывите, ути-ути,

Плавно в ряд, плавно в ряд».

Хоть утенок невелик,

Мама плакать не велит,

Плакать не велит.

Занятие 4

1. Рассмотреть и узнать пьесу «Ученый медведь». Предложить детям свободную двигательную имитацию — импровизацию «Медведь в цирке».

Цель: передавать игровые образы в соответствии с характером музыки.

2. Выполнять руками, поднятыми вверх, широкие маховые движения, изображая волны: руки то активно падают вниз, скрещиваясь перед лицом, то взлетают в стороны вверх (на форте и пиано менять амплитуду движений). «Медный всадник» Р. Глиэра.

Цель: закреплять понятие форте и пиано.

Занятие 5

1. «Марш» Ф. Обера Маршировать в исходном регистре обычным шагом, в верхнем регистре — на носках, в нижнем — полуприсев, руки за спиной, наклониться немного вперед.

Цель: выполнять ритмично ходьбу под музыку, развивать звуковысотный слух.

2. Узнать по вступлению песню «Уточка» Р. Арцибашева. Спеть. Добиваться от детей напевности.

Занятие 6

1. Слушать песню «Два кота», п. н. м. (польская народная мелодия)

Разучивать песню по мелодии.

Цель: развитие звуковысотного слуха, чувства ритма.

2. Повторить песню «Уточка» Р. Арцибашева

3. Двигательная импровизация «уточки». Задание, «плыть» цепочкой, врассыпную, на последние слова песни успеть построить «цепочку».

Занятие 7

1. Петь песню «Два кота», п. н. м. (польская народная мелодия)

Та-та-та, два кота,

Два ободранных хвоста.

Серый кот в чулане,

Лапки все в сметане,

Черный кот залез в подвал

И мышонка там поймал.

Цель: чисто интонировать малую терцию.

2. Музыкальное движение «Воробышек» Г. Лоншан:

а) назвать пьесу;

б) обсудить с детьми (аналогично обсуждению пьесы «Ученый медведь») возможные средства выразительности для раскрытия ее содержания.

Занятие 8

1. Узнать песню «Два кота», п.н.м., по выложенному на фланелеграфе ритмическому рисунку:

а) закреплять умение слышать долгие и короткие звуки;

б) спеть мелодию на слоги тим-там.

2. Двигательная импровизация «Воробышек» Г. Лоншан:

а) слушать музыку сначала по фразам, затем целиком;

б) учить детей воспроизводить метроритм легкими прыжками.

Занятие 9

1. Учить играть песню «Два кота», п. н. м., на металлофоне:

а) выложить ритмический рисунок на фланелеграфе в соответствии со звуковысотностью и длительностью звуков;

б) учить играть песню на 3-й и 5-й пластинках металлофона.

2. Задание на смену движений под чередующиеся фрагменты пьес «Ученый медведь», «Воробышек» Г. Лоншан.

Цель: закреплять умение различать характер музыки; передавать в движении игровые образы; двигаться ритмично.

Занятие 10

1. Петь песню «Два кота», п. н. м., без аккомпанемента, с помощью воспитателя.

2. Дать понятие «пауза»:

а) прохлопать ритмический рисунок попевки «Кукушечка»;

б) закрепить понятие форте и пиано;

в) отметить: как куковала кукушечка, с остановками или без;

г) движение руками в стороны — это пауза (остановка в музыке);

д) петь песню, используя движение рук на паузу.

Занятие 11

1. Петь песню «Два кота», п. н. м.:

а) петь двумя группами поочередно;

б) играть ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах в ансамбле, добиваясь слаженности.

2. Узнать по ритмическому рисунку песню «Кукушечка»:

а) петь, показывая паузы;

б) закреплять понятие темп — быстро, медленно.

Занятие 12

1. Учить детей по графическому изображению самостоятельно придумывать слова (двусложные):

а) закреплять понятие акцент;

б) пропевать слова форте и пиано — соответственно первый и второй слоги;

в) прохлопать в ладоши, акцентируя первый слог.

2. Петь песню «Кукушечка»:

а) учить петь без музыкального сопровождения;

б) петь, меняя силу голоса (форте и пиано);

в) петь по ролям: дети — громко, «кукушка» — тихо.

Занятие 13

1. Учить детей двигаться по кругу в ритме песни «Кукушечка»:

а) ребенок, исполняющий роль кукушки, поет «ответ» с показом паузы;

б) дети дают оценку «кукушечке»;

в) петь зов «кукушечки» по «музыкальной» лесенке.

2. Учить детей слышать в музыке ритмичную пульсацию:

а) выстукивать по коленям ритм;

б) считать ритм (раз-два);

в) выстукивать ритм с выделением первой доли (ладошка — кулачок) — «Экосез» Ф. Шуберта

Занятие 14

1. Петь песню «Кукушечка»: петь начало песни, а ответ «кукушечки» играть на металлофоне.

2. Досказывать начатые педагогами слова (трехсложные):

а) пропевать слова;

б) прохлопать, фиксируя акцент на первом звуке;

в) придумывать слова и петь их с ударением на первом слоге.

3. Продолжать учить чувствовать метрическую пульсацию:

а) считать вслух: раз-два-три;

б) хлопать с акцентом на первую долю;

в) определять музыкальный жанр.

Занятие 15

1. Под музыку «Этюда» С. Майкопара предложить детям играть в воображаемый мяч.

Задание: на 1-ю и 3-ю части — удары мячом в пол, на 2-ю часть — подбрасывание.

Цель: различать части музыки, выделять движением акцент.

2. Под музыку «Старинной французской песенки» П. И. Чайковского выполнять плавное движение руками: 1-я часть — поочередно, 2-я часть — обе руки вместе, выполнять в соответствии с метрической пульсацией.

3. Закреплять умение различать долгие и короткие звуки:

а) беседа «Какие бывают часы» (чем отличается бой больших часов от маленьких);

б) слушание песни «Часы» Н. Метлова;

в) определять по характеру звучания, о каких часах рассказывает музыка, пропевать мелодию на слоги: та-ти-тики.

Занятие 16

1. Закреплять умение определять темп музыки:

а) разделить детей на три группы;

б) каждая группа воспроизводит бой часов (по желанию) на любых детских ударных инструментах — упражнять в точном воспроизведении ритмического рисунка

2. Продолжать работу с длительностями (долгие и короткие звуки). Сопровождать короткие звуки легкими хлопками, долгие — сжиманием ладоней. Например:

Добиваться выразительной артикуляции; петь громко, тихо, весело, сердито, таинственно и так далее.

3. Разучивание с голоса (а капелла) песни «Мышата».

Мы — веселые мышата,

Нам всегда работать лень!

Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

Нам всегда работать лень!

Мы — веселые мышата,

Мы играем целый день!

Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

Мы играем целый день!

Занятие 17

1. Повторять песню «Часы» Н. Метлова, раскачиваясь в темпе «боя» часов как маятники.

2. Выразительное артикулирование и выкладывание на фланелеграфе ритмических рисунков:

3. Петь песню «Мышата», прохлопывая ритмический рисунок, отмечая паузы движением рук в стороны.

Занятие 18

1. Выразительное артикулирование и выкладывание на фланелеграфе ритмических рисунков:

2. Придумать ритмический рисунок к словам солнышко спряталось.

3. Импровизация мелодии на слова:

Аист прожил с нами лето,

А зимой гостил он где-то.

Занятие 19

1. Выразительное артикулирование и выкладывание на фланелеграфе:

2. Петь песню «Мышата», отмечая сильную долю хлопком.

3. Импровизация мелодии на слова:

Жили-были два дружка,

Два веселых петушка!

Занятие 20

1. Слушать пьесу «В лесу» Н. Горлова Беседа о характере музыки, регистре, динамике, темпе.

2. Выразительное артикулирование и выкладывание на фланелеграфе:

3. Предложить детям составить ритмический рисунок и спеть со словами: «Ежик с зайкой строят домик».

4. Прочитать на фланелеграфе ритмический рисунок припева песни «Мышата», петь ритмослогами с хлопками, отмечая паузы.

Занятие 21

1. Узнать пьесу «В лесу» Н. Горлова. Услышать троекратный «зов» кукушки, выстукивать его ритм.

2. Повторить песню «Мышата» с аккомпанементом, выложить на фланелеграфе ее ритмический рисунок, закреплять понятие «акцент».

3. Игра по песне «Поезд» Н. Метлова — воспитывать у детей чувство музыкальной формы, темпа.

Дети выстраиваются в две команды в противоположных сторонах зала, направляющий в каждой колонне — «паровоз». Руки лежат на плечах впереди стоящего — «сцепка вагонов». «Паровозы» направляют свои составы по кругу во встречном движении. За время звучания песни «поезда» должны объехать круг и вернуться на станцию по расписанию (не опаздывать и не опережать график, иначе будет «крушение»).

Занятие 22

1. Прочитать выложенный на фланелеграфе ритмический рисунок песни «Мышата»:

а) пропеть ритмослогами;

б) выстукивать доли в такте: слабая и сильная, отмечая сильную хлопком, слабую по коленям;

в) индивидуальный опрос.

2. Песенное творчество. Импровизация мелодии на слова:

Аист прожил с нами лето,

А теперь зимует где-то.

Занятие 23

1. Различать музыкальные жанры:

а) исполнить, не называя, пьесу «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского,

б) ответить на вопросы: «Что напоминает музыка — песню, танец, марш? Кого можно представить марширующими под эту музыку?»

2. Петь песню «Мышата» самостоятельно с заданием:

а) ускорить темп в конце песни («карусель» ускоряется);

б) выяснить, как лучше прозвучала песня, с ускорением или без?

3. Игра «Поезд» (см. занятие 21).

Занятие 24

1. Музыкальные движения:

а) узнать пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»;

б) отметить настроение, характер;

в) имитировать движение игрушек.

2. Выразительно петь, артикулировать и выкладывать на фланелеграфе:

3. Самостоятельно придумать ритмический рисунок фразы:

Длинноухий заяц пел.

4. Разучивание песни «Липка»

Выросла я липкой

Тоненькой и гибкой.

Не ломай меня,

Не ломай меня.

Петь по музыкальным фразам (игровой прием «Музыкальное» эхо).

Занятие 25

1. Выразительно артикулировать, петь и выкладывать на фланелеграфе

2. Самостоятельно придумать ритмический рисунок фразы:

Солнышко спряталось.

3. Песенное творчество: сочинить мелодию окончания песенки

Ослик был сегодня зол,

Он узнал, что он осел

4. Повторение песни «Липка».

Страницы: 1 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!