Классный час «Святки», 7 класс

Конспект классного часа для учащихся 5-7 класса «Святые вечера – Святки»

Подготовка: готовится инсценировка стихотворения «Светлана» группой детей; чтецам раздаются слова; приготовить чашу для гадания.

Ход урока

I. Вводная часть.

- 7 января мы празднуем великий праздник Рождества Христова. Разыгрывая вертепное представление, мы окунулись в события той святой ночи. И в зале царила необыкновенная атмосфера. Какие впечатления остались у вас и ваших родителей от праздника? Какие чувства у вас возникали? Поделитесь, пожалуйста. (Высказывания детей.)

- Сегодня продолжим наше путешествие, но по народному календарю. Речь пойдет о народном празднестве - Святки. Что вы знаете о Святках? (Высказывания детей.)

II. Рассказ учителя.

От Рождества Христова начинались Белые Святки, или «Святые вечера», до праздника Крещения (7-18 января). Домашние детские, девичьи обычаи и радости этих дней тесно связаны с забытыми обрядами древних, дохристианских праздников.

В конце декабря становятся короче глухие зимние ночи, длиннее - дни: солнце повернуло на лето. В древности, тысячу с лишним лет назад, в честь зимнего солнцеворота жгли славяне костры в снег ах, по берегам рек. А еще прежде - древние египтяне, римляне, скандинавы-викинги праздновали в это время года победу солнца над тьмой и холодом.

Шло время и «рождественские Святки» стали одним из самых веселых долгожданных праздников в народном календаре. Все это время было праздничным, в дом приходили ряженые - кто старый тулуп вывернет наизнанку, кто лицо намажет сажей. Или наденет маску - из мешка, из меха. Играли маленькие представления, сцены. В этих народных сценах всегда кто-нибудь умирал, но тут же воскресал и пускался в пляс: неистребимая надежда на то, что жизнь на земле вечна, насыщала людей радостью, смехом, без этого жизнь будет казаться трудной и скучной.

Народ отдыхал и веселился, как умел. Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады, карнавалы, ряженые, пляски, хороводы. Состоятельные люди устраивали благотворительные обеды для неимущих. На Святки ездили в гости и принимали гостей, навещая близких и родных, да еще устраивали....

Что ж, матушка? За чем же стало?

В Москву, на ярмарку невест!

Там слышно, много праздных мест.

……………………………..

И вот по родственным обедам

Развозят Таню каждый день

Представить бабушкам и дедам.

А. С. Пушкин

- Да, устраивались смотрины невест - гостевания девушек у родственников.

На Святки не только веселились - бывало и страшное, и таинственное. Навстречу страшному шли добровольно. Послушайте и посмотрите балладу В. А. Жуковского.

- Какой обычай он описывает?

(Группа девочек разыгрывает балладу В. А. Жуковского «Светлана».)

Светлана

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

 

Тускло светится луна

В сумраке тумана –

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался - вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах, а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель».

 

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь без обмана

Ты узнаешь жребий свой;

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за твой прибор

Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной радостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье...

 

Радость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи...

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи.

Подперевшись локотком,

Чуть Светлана дышит...

Вот... Легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами...

Занялся от страха дух...

Вдруг в ее влетает слух

Тихий, легкий шепот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

После просмотра инсценировки дети высказывают свое мнение.

- В канун зимнего солнцеворота гадали о будущем, то, что было в глубокой древности торжественным обрядом жрецов, стало на Руси святочным девичьим обычаем.

- Какие народные обычаи нашли отражение в первых строчках баллады?

- Как вы думаете, почему гадание о будущем, о своей судьбе приходилось именно на Святки?

- Жуковский написал балладу, а А. С. Пушкин написал сказку, одна из героинь которой тоже прибегала к помощи зеркальца. Что это за сказка?

- Да, гадали и в шутку, и всерьез. Девушки поодиночке ходили ночью в баню, там допрашивали судьбу. Это было очень страшное гадание. Но чаще гаданья молодых девушек превращались в веселую забаву. Девушки выходили за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущего жениха будут звать так же. Крестьянские девушки из поленьев сооружали под своей кроватью подобие колодцев, а укладываясь спать, приговаривали: «Суженый, ряженый, приди по воду». Под подушку клали гребень, трижды приговаривая: «Суженый, ряженый, приди причесать мне голову». Девушки гадали: по упавшему башмаку, по шуму мельницы, по следам на снегу, по скрипу ворот, по сосновой лучине, по кольцу, замерзшему во льду, по ореховым скорлупкам, пущенным на воду, по плеску воды в проруби, по цоканью копыт на проезжей дороге, по тени, которую отбросит на стену при свече горящий лист бумаги: по очертаниям воска, расплавленного и вылитого на воду.

(Подготовленные дети рассказывают, как девушки гадали о своем будущем.)

- А как еще испытывали свою судьбу девушки, какими способами они старались заглянуть в свое будущее?

Дети: Бросали в чужой дом лапти. Если хозяева засмеются - попадешь в веселую семью, если будут ругаться - в сварливую.

Из чаши с водой зубами пытались достать какой-либо предмет. Удастся - значит, быть замужем в этом году.

Девушки ходили по деревне, и каждая по очереди стучала деревянной ложкой под окнами изб. Если на стук девушки отзовется голос женщины, то постучавшая в окно девушка не выйдет замуж в этом году, если же она услышит на свой стук голос мужчины, то замуж выйдет.

Несколько девушек брали по лепешке и, выбежав во двор, бросали их собаке. Гаданье предвещало, что первой выйдет замуж та, чью лепешку первой съела собака.

- В каких книгах вы читали о гаданиях? Постарайтесь обосновать, почему обычай гадания не является церковным. (Высказывания детей.)

- Да, действительно, обычай этот не церковный, а домашний, народный. Церковь осуждает суеверия, не признает гадания. Да и сами гадальщицы относились к святочным гаданиям как к игре. Игра эта не открывали будущего - но сколько в ней было пенья, блеска, смеха, надежды на счастье...

А я золото хороню, хороню,

Чисто серебро хороню, хороню,

Я у батюшки в терему, в терему,

Я у матушки в высоком, в высоком...

- Без этой песни не обходилась ни одна святочная девичья посиделка: ни в деревенской избе, ни в боярском тереме. И главное святочное гадание - подблюдное - немыслимо было без песен.

III. Инсценировка обычая гаданий.

Участники образуют круг. Ведущая собирает колечки или мелкие предметы. Предметы складываются в чашу с водой, и она накрывается белым покрывалом.

Гадалка (проходя по кругу, поет):

Идет кузнец из кузницы. - Слава!

Несет кузнец три молота. - Слава!

Скуй, кузнец, мне золот венец. - Слава!

Из обрезочков мне золот перстень. - Слава!

Тем мне венцом венчаться. - Слава!

Тем кольцом обручаться. - Слава!

(После песни перемешивает предметы и, приговаривая, достает один из них.)

Приговорка: Жемчужина окатная,

До чего тебе докатитися,

К князьям и боярам на шапки.

- Этому колечку длинная дорога во чужую сторону...

- Этому колечку быть счастливой... и т. д.

Игра. «Я золото хороню».

Игру можно использовать на посиделках. В ней могут участвовать дети разного возраста. Водящий должен быть очень внимательным. «Раскладывающий» стремится обмануть его, может отвлекать шутками, разговором.

Ход игры

Считалкой выбираются водящий и «раскладывающий». Остальные играющие садятся на скамеечку в ряд.

«Раскладывающий» берет какой-нибудь маленький предмет (пуговицу, монетку, колечко и пр.) и делает вид, что кладет его в сложенные лодочкой руки играющих. При этом приговаривает:

Я золото хороню

У батюшки в терему.

Кому золото попало,

Там метелкой распахало.

Водящий становится позади игроков и старается угадать, у кого спрятан предмет. Если угадывает, то садится на место игрока, которому этот предмет положили, а тот идет «раскладывать». Прежний раскладывающий становится водящим.

IV. Продолжение рассказа учителя.

Набрав достаточно еды и угощений после колядования, молодежь шла в посиделочную избу. Ее откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за постои, другую за молчание, чтобы раньше времени никто не узнал, кто кому приглянулся.

Стол в посиделочной избе ставили посередине, ставили на него еду и садились по кругу, взявшись за руки; круг замыкался, очищая и освящая еду. После ужина начинались игры и хороводы, суть которых - выбор пары.

Игра 1. «Летели две птички».

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели;

Как они садились,

Все люди дивились.

(Ходят две девушки и садятся к парням на колени.)

Песни воспевали,

Нас утешали,

Нас утешали,

Три раза целовали.

(Целуются с парнями, после чего начинают ходить парни.) Летели два ворона Крылья оборваны,

Как они летели

Все люди глядели... и т. д.

Игра 2. «Качу-мечу».

Все поют: Я качу-мечу золотым кольцом,

Бралиантовым.

За колечушком,

За бралиантовым

Я и сам схожу,

За собой поведу

Милу девицу.

(Парень выходит, выбирает девушку и водит, исполняя все, что поют далее.)

Я возьму ее

Я за рученьки,

Я поставлю ее

Среди улицы,

А я сам пройдусь

Вдоль по улице,

Поведу ее

Я вдоль по улице,

Подойду я к ней

Я близёхонько,

Поклонюсь ей

Я низёхонько.

(Они кланяются. Парень уходит, а девушка играет роль под ту же песню).

За колечушком,

За бралиантовым

Я сама схожу,

За собой поведу

Добра молодца ... и т. д.

Похожие статьи:

Сценарий праздника «Коляда» для школьников 5-7 класса

О празднике Рождество Христово для детей

Сценарий праздника на Рождество для детей воскресной школы

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Коляда

Рождественское представление для детей. Сценарий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!