Классный час «9 мая - День Победы», 8 класс

Разработка классного часа для школьников 8-9 класса ко Дню Победы

Цели: воспитывать чувство гордости и восхищения подвигами, совершенными в годы Великой Отечественной войны; показать героизм детей в годы войны, какие трудности выпали на их долю; формировать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность.

Оформление: на стене висят 2-3 картины на военную тему (можно выбрать из перечисленных ниже), на доске -

Эпиграф:

...Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Давид Самойлов

Предварительная подготовка: разбив ребят на группы, дать задание каждой группе: встретиться и провести беседу с людьми старшего поколения, которые в годы войны были детьми, и выяснить, какие трудности выпали на их долю и на долю их родных и близких.

Список картин советских художников:

А. Е. Алексеев. «Москва. Окружная. 1941 год».

А. Е. Алексеев. «Проводы. 1941 год».

Н. Я. Бут. «Во имя жизни».

М. Н. Домащенко. «Под Москвой. 1941 год».

И. В. Евстигнеев. «Ночной бой».

И. В. Евстигнеев. «Под Сталинградом».

Б. Иогансон. «Праздник Победы».

П. А. Кривоногое. «Защитники Брестской крепости».

П. А. Кривоногое. «На Курской дуге».

П. А. Кривоногое. «Победа» и др.

П. А. Кривоногое. «Поединок».

A. П. Лактионов. «Письмо с фронта».

И. А. Лукомский. «Клятва сталинградцев».

Г. И. Марченко. «Битва за Сталинград».

Г. И. Марченко. «Соединение двух фронтов в районе Калача».

Б. М. Неменский. «Сестры наши».

H. С. Присекин. «Балтийские атланты».

Г. И. Прокопинский. «Солдатский хлеб».

B. М. Сибирский. «Урал - фронту».

Ф. П. Усыпенко. «Ответ гвардейских минометчиков».

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя.

Война... в этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плач ребёнка, последний стон солдата, скорбь в глазах стариков. Война — это гнев, страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слёз, мучений.

В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. И не удивительна ранняя гражданственность этих ребят: в тяжёлое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Сегодня вы услышите два рассказа. Один - о славных делах советско-польско-чехословацкого подполья на Сещинском аэродроме под Брянском, факты о них известны из книги «Вызываем огонь на себя». Этот рассказ о подвиге самого юного из сещинских подпольщиков, Саши Барвенкова - верного помощника руководителя подполья, Героя Советского Союза А. М. Морозовой; второй рассказ посвящен подвигу пятнадцатилетнего юнги - Толи Рыбакова.

II. Сообщения учащихся.

1. «Желтый слон».

Да, Сашок опять видел вагон с «желтым слоном»! Эта весть, переданная Анной Морозовой по подпольному «телеграфу», долетела до лагеря Рощина, в котором обосновал свою радиорубку Аркадий Винницкий. Он немедленно зашифровал радиограмму: «Замечен ещё один железнодорожный вагон с «жёлтым слоном...».

Радиограмму приняли и расшифровали в штабе 10-й армии, а затем направили её в штаб фронта и в Ставку Верховного Главнокомандующего, где очень интересовались «жёлтым слоном».

Ещё бы! Этот «жёлтый слон» мог принести новые неслыханные страдания миллионам мирных советских граждан, мог убить и искалечить сотни тысяч солдат, сделать войну ещё более жестокой и бесчеловечной. Ведь этот «слон» мог в несколько минут уничтожить целую дивизию. Он душил, ослеплял. Он отравлял воду и землю. Он поражал не только лёгкие, глаза, кожу человека, покрывая её страшными нарывами и язвами, но и весь организм сразу.

Бросить на чашу военных весов «жёлтого слона» - вот о чём думал Гитлер.

Саша Барвенков, бесшабашный четырнадцатилетний беспризорник, бывший детдомовец, занесённый военным ураганом невесть из каких мест в Сещу и ставший верным помощником Ани Морозовой, первым сообщил о диковинной эмблеме, о «жёлтом слоне» на запломбированных вагонах, прибывших из Германии на сещинскую ветку прифронтовой железной дороги.

- Хотел подобраться поближе, - доложил Сашок Ане, - да охрана больно сильна. Вся ветка оцеплена.

Получив впервые донесение о «жёлтом слоне», Аркадий Винницкий не придал ему особого значения. С «жёлтым слоном» ему ещё ни разу не приходилось сталкиваться.

Военный радист лейтенант Аркадий Винницкий попал в окружение под Брянском. В Брянском партизанском отряде Виноградова он, сконструировав радиопередатчик, связал отряд с Большой землёй. Наше командование, услышав о появлении «жёлтого слона» между Рославлем и Брянском, потребовало от Аркадия дополнительных сведений.

«Жёлтый слон» - символ химической войны - был эмблемой «дымовых» частей вермахта, его химических войск!

Аня вскоре сообщила о новых вагонах, меченных «жёлтым слоном», о появлении в Сеще подразделений химических войск с жёлтыми погонами.

«Ясно! - подумал Аркадий, получив эго важное донесение и спешно зашифровывая радиограмму - «молнию». - Хотят прорвать фронт с помощью отравляющих веществ. Каких отравляющих веществ? Стойких или нет? А может, в вагонах не только снаряды, но и химические авиабомбы? Может, Гитлер готовит газовый налёт на Москву?..»

От одной этой мысли кровь стыла в жилах.

А тут новая разведсводка Морозовой: «В Сещу привезли кислородные баллоны и маски. Говорят, для высотной бомбёжки Москвы!..» Через несколько дней Шура принесла ещё более важные данные, добытые подпольщиками: немецкое командование приступило к выдаче солдатам и офицерам противогазов новейшего образца!

«Неужели мы находимся на грани химической войны?» - взволновался Аркадий, посылая в эфир свои позывные.

Командование запросило: «Нельзя ли добыть и переправить на Большую землю новый немецкий противогаз? Вышлем самолёт...»

Это было очень ответственное задание. И выполнил его всё тот же Сашок - юный подпольщик Саша Барвенков.

...Саша Барвенков уже два часа слонялся по станции. Похож он был на беспризорника, каких много развелось на оккупированной территории, где распались многие семьи и все детские дома. Ходил он оборванный, грязный, босой и для пущей наглядности носил нищенскую суму с объедками. Ходить по станции было далеко не безопасно. Немцы уже много раз устраивали облавы на беспризорников, допрашивали, отправляли мальчишек и девчонок неизвестно куда. Сашок уже дважды убегал от немецких охотников за беспризорниками. Немцы отлично знали, что партизаны используют подростков, посылая их в разведку под видом побирушек, и потому отправляли их в лагеря смерти. Сашок держался подальше от патрулей, часовых.

Первое время он надеялся, что какой-нибудь не слишком бдительный фриц оставит на пяток минут коробку с противогазом в машине или на мотоцикле, но солдаты, видно, получили строгий приказ не расставаться с секретными противогазами. Эх, если бы иметь рядом верного дружка - дружок бы отвлёк внимание немца, представление какое устроил, а уж он, Сашок, тут бы не сплоховал. Ловкость рук и никакого мошенничества!

Сашок не хотел мозолить глаза немцам на вокзале, хотя в толчее на перроне он легче мог бы совершить задуманную операцию. Противогазные коробки у немцев висят на ремешке, перекинутом через левое плечо. В кармане он нащупал подобранную им где-то старую зазубренную бритву из Золингена, которую отточил чуть ли не до прежней остроты. Чик-чик - и ремешок капут. Ну а если фрицы заметят и застукают его? Пиф-паф - и Сашок капут! Да, такого трудного задания Аня ещё не давала ему. Куда проще было считать пушки и танки. Сашок умеет не только считать - недаром шесть классов кончил. Он и в типах танков разбирается, и в калибрах орудий. А вот ловкости рук он необучен.

Счастье улыбнулось Сашку, когда он, приуныв, добрёл до солдатского клуба. У входа в клуб стояли трое солдат с противогазами. Они выписывали ногами кренделя и, громко ругаясь, считали замусоленные марки. Заинтересованный Сашок подошёл поближе. Но солдаты, обнявшись, пошли обратно в свой клуб - видно, наскребли ещё на несколько кружек пива или рюмок шнапса.

Не успел Сашок вновь приуныть, как из клуба вышел унтер с Железным крестом и усиками, как у фюрера. Тоже с противогазом и тоже пьяный. Он подошёл неверной походкой к мотоциклу у телеграфного столба. Неужели уедет, умчится? Нет, унтер решил закурить. Достал пачку сигарет. Сашок уже курил такие - «Юнона». Он быстро огляделся. Немцев кругом немало, но надо действовать.

Сашок с разбегу задел за локоть унтера. Тот рассыпал сигареты. Унтер ухватился за столб и, ругаясь, стал собирать сигареты в траве у дороги. Сашок кинулся помогать. Унтер замахнулся на него, но Сашок, увернувшись, протянул ему подобранные сигареты, стал подбирать остальные. Сашок, озираясь, зашёл за спину унтера и отчаяннейшим усилием воли заставил себя открыть коробку, в один миг вытащить противогаз и опустить его в свою суму. В следующий момент он достал из той же сумы кирпич, завёрнутый в лопухи, и сунул его в коробку. Унтер, кряхтя, выпрямился. Сашок подал ему ещё три сигареты и показал пустые ладони - всё, дескать. Унтер дал ему раздавленную сигарету и зигзагами умчался на мотоцикле, увозя с собой кирпич в лопухах.

Вскоре сещинские подпольщики сообщили: машины и вагоны со зловещей эмблемой укатили на запад.

Разумеется, не один этот кирпич убил грозного «жёлтого слона». Гитлер не решился бросить «слона» в бой: благодаря бдительности многих наших разведчиков наше командование вовремя приняло предупредительные меры. Получив противогаз, специалисты узнали не только, какие отравляющие вещества намеревался Гитлер пустить в ход, но и какие нужно принять защитные меры.

...За отлично выполненное задание Винницкий передал благодарность всем подпольщикам Ани Морозовой.

Сашок, сирота и беспризорник, герой борьбы с «жёлтым слоном», пропал без вести осенью сорок второго. Саша Барвенков был не только исполнителен, но и удачлив. Сколько раз посылали его в Рославль, в Дубровку. И вот он не вернулся. Не вернулся со станции Сещинской. Словно сквозь землю провалился. Никто так и не узнал, какая лихая беда приключилась с отважным парнишкой - то ли в облаву попал, то ли решил как-то навредить фашистам и угодил в их цепкие лапы отчаянный паренёк.

2. «Я нечаянно, товарищ адмирал...».

Туман над бухтой отполз к отрогам гор, и сверху стал отчётливо виден строй катеров охраны водного района. А другой строй - людской, образовавший строгий квадрат. В центре квадрата стол, накрытый красным кумачом. 7 ноября 1943 года член Военного совета Северного флота вице-адмирал А. А. Николаев вручает катерникам правительственные награды. Он называет имена. Чётко печатают шаг крепкие, скуластые партии. И вдруг...

— Старший юнга Рыбаков!

Изо всех сил, стараясь быть похожим на старших, подходит веснушчатый малец. Замирает у стола. Адмирал берёт орден Красной Звезды, приготовился было прикрепить его к мальчишеской груди, но дрогнули руки у старого моряка:

- Сколько тебе лет, юнга?

- Пятнадцатый, товарищ адмирал.

- Как же ты сумел поджечь вражеский катер?

- Так я нечаянно, товарищ адмирал...

Вздрагивает от хохота матросская дружина.

...Торпеда угодила в самую середину вражеского транспорта. И огромный корабль в клубах дыма и пара развалился на две части, начал стремительно погружаться в воду. Балансируя на бешено пляшущей палубе катера, капитан-лейтенант Светлов ещё не успел обрадоваться удаче, как заметил сторожевые корабли вражеского конвоя. Они всё ближе и ближе.

- Газ!

Присев на корму, катер в тигрином прыжке уходит от настигающих взрывов.

- Стоп!

Теперь корма взлетает в воздух, катер носом пашет волну. Фонтаны воды взмывают чуть впереди.

Описав крутую дугу, катер скрывается в дымовой завесе и яростно огрызается оттуда. Пулемёты бьют без умолку. Только что это? Схватившись за сердце, медленно опускается на палубу боцман. И тогда прилипает к замолкнувшему пулемёту мальчишеская фигурка.

Это был не первый бой Толи Рыбакова. В который уже раз ему приходилось следить за работой двигателей, набивать патронами пулемётные ленты в артпогребе. Не раз приходилось браться и за ручки пулемёта. Но только это было на тренировках. Л вот теперь пробил и его час. Быстро, сноровисто он поймал в перекрестие вражеский катер и выпустил длинную очередь. Пулемёт трясся в некрепких руках. Угодить бы чуть правее, в моторный отсек, по самому хребту. Есть! Фашистский сторожевик замер, вспыхнув густым пламенем, а потом скрылся в тёмной высокой волне.

III. Беседа по теме.

Учитель. Ребята рассказали нам о героических подвигах двух совершенно разных мальчишек. Они не знали друг о друге, воевали в разных уголках нашей Родины, по-разному сложилась судьба этих парнишек.

- И все-таки что общего между этими ребятами, какими качествами они обладали? (Любовь к Родине, ненависть к захватчикам, желание быть полезными взрослым.)

- Почему в годы войны дети быстро взрослели?

- О подвигах и героических поступках каких ребят вы еще читали или слышали?

- Приходилось ли вам бывать на парадах Победы?

- Расскажите о параде (митинге), посвященном этому празднику в нашем городе (селе).

- Как этот праздник отмечается в твоей семье? Есть ли у вас какие-нибудь традиции, связанные с Днем Победы?

- Какое впечатление оставляет у тебя этот праздник?

IV. Работа по группам.

Рассказы о детях войны, с которыми в процессе подготовки к классному часу встречались и беседовали; о том, какие детские воспоминания остались в памяти.

Учитель. Много стихов и песен посвящено трагической судьбе миллионов мальчишек и девчонок, чье детство выпало на период Великой Отечественной войны. Послушайте одно из таких стихотворений.

Чтец.

Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики - храбро песни пели.

Отступали мальчики - пыльными степями,

Умирали мальчики, где - не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте.

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики - храбрые солдаты –

Волгу - в сорок первом,

Шпрее - в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

Художники запечатлели многие реальные сюжеты военных лет, у нас есть возможность познакомиться с ними.

Беседа.

- Какие чувства у вас вызывают картины?

- О каких событиях Великой Отечественной рассказывают эти полотна?

- Какие чувства запечатлены на лицах советских солдат?

- Что художник старается выделить в своем произведении?

V. Подведение итогов.

Есть ли, по-вашему, разница между ребятами 40-х годов и нынешними подростками? Если есть, то в чем она?

VI. Заключение.

День Победы. Его ждали все от мала до велика. И каждый старался приблизить его своим трудом, своей борьбой и, в конце концов, своей жизнью. Логичнее всего будет завершить сегодняшнюю встречу песней с таким же названием.

Звучит песня «День Победы».

Дополнительный материал

Парад Победы

Парад - торжественное прохождение лучших воинских частей по главной площади страны. Первый официальный парад в России прошёл 11 октября 1702 года, во время Северной войны, по случаю взятия крепости Нотебург (Орешек). В этот день по Мясницкой улице в Москву, выстланной красным сукном, в золочёной карете проехал царь Пётр I, а за каретой тащили по земле поверженные шведские знамёна.

Первый парад Красной Армии был 1 мая 1918 года на Ходынском поле.

Важным историческим событием стал Парад 7 ноября 1941 г. Идея его проведения принадлежала И. В. Сталину. 1 ноября он вызвал с фронта Г. К. Жукова и С. М. Будённого и после обсуждения с ними обстановки по обороне Москвы дал указание командующему войсками Московского военного округа П. А. Артемьеву подготовить войска к параду. Место и время парада держалось в секрете. Окончательное решение было принято 6 ноября после торжественного, посвящённого 24-й годовщине Октябрьской революции, заседания Моссовета, проведённого на станции метро «Маяковская».

Части должны были прибыть на площадь за 15 минут до начала парада. На объезд войск, речь, салют и движение колонн отводилось 1 час 1 минута 20 секунд.

Приняв парад, Будённый поднялся на трибуну Мавзолея. С краткой речью выступил Сталин. Парад начался под звуки марша «Прощание славянки». Первыми по площади прошли батальоны военных училищ и Московского флотского экипажа. За ними - полк 332-й Ивановской дивизии им. Фрунзе и др. Затем шли мотопехота, тачанки и зенитные орудия. Марш завершили танки. В параде приняли участие 69 батальонов пехоты, 140 орудий, 160 танков. Всего участвовало 28 487 человек. Для отражения возможного авианалёта врага на подмосковных аэродромах готовыми к вылету стояли 300 самолётов. Парад транслировался по радио на всю страну.

Прямо с парада части уходили на фронт.

Парад на Красной площади сыграл важную роль в укреплении воинского духа Красной Армии и уверенности в победе всего советского народа.

Незабываемым событием эпилога войны был Парад Победы - парад советских войск 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве в ознаменование победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В параде участвовали сводные полки (по 1 гыс. человек) всех действовавших к концу войны фронтов, ВМФ, военные академии и училища и части Московского гарнизона.

К девяти часам утра до отказа заполнились трибуны на Красной площади у Кремлёвской стены. Площадь украшена красными стягами. На площади и прилегающих улицах выстроились войска десяти фронтов Великой Отечественной войны - от Карельского, самого северного, до 3-го Украинского, самого южного.

Десять часов утра. С боем Кремлёвских курантов на Красную площадь выехал заместитель верховного Главнокомандующего, командующий 1-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Впоследствии Георгий Константинович Жуков вспоминал: «...Без трёх минут десять я был на коне у Спасских ворот. Отчётливо слышу команду: «Парад, смирно!». Вслед за командой прокатился гул аплодисментов. Часы отбивают 10.00.

Что тут говорить, сердце билось учащённо... грянули мощные и торжественные звуки столь дорогой для каждой русской души мелодии «Славься!» Глинки. Затем сразу воцарилась абсолютная тишина, раздались слова командующего парадом Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского, который, конечно, волновался не меньше моего.

...Боевые знамёна войск, под которыми был завершён разгром врага, опалённые войной мужественные лица воинов, их восторженно блестевшие глаза, новые мундиры, на которых сверкали боевые ордена и знаки отличия, создавали волнующую и незабываемую картину».

В десять часов пять минут Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский начинают объезд выстроившихся для парада войск. Жуков поочерёдно здоровается с воинами сводных полков, воинами частей Московского гарнизона, слушателями военных академий, суворовцами.

В ответ раздаётся:

- Здравия желаю, товарищ маршал!

Г. К. Жуков поздравляет участников парада с победой над фашистской Германией. Могучее русское «ура» громом разносится над Красной площадью.

Музыкальное оформление - сводный оркестр из 400 музыкантов под управлением главного дирижёра Красной Армии С. Чернецкого исполнил «Славься!» М. И. Глинки. Жуков выступил с речью, в которой поздравил всех с великой победой над фашистской Германией. «...В жестоких битвах с врагом пало смертью храбрых много наших боевых друзей - лучших сынов нашего народа... Сегодня, в день великого торжества, почтим их священную память и произнесём:

- Вечная память героям, павшим в боях за великую нашу Советскую Родину».

На курантах десять часов двадцать минут. С окончанием речи маршала Г. К. Жукова над Красной площадью разнеслась мелодия Гимна Советского Союза. Одновременно прозвучали пятьдесят залпов артиллерийского салюта из орудий, расположенных на кремлёвских стенах. Родина салютовала своим защитникам - участникам Парада Победы.

Десять часов двадцать пять минут. Раздаётся команда:

- К церемониальному маршу!

Во главе парадного шествия полков было пронесено Знамя победы, водружённое 2 мая 1945 г. над Рейхстагом. Прохождение войск открывал сводный полк Карельского фронта, замыкал - 3-го Украинского.

...Сводные полки привезли с собой очень много знамён разбитых гитлеровских частей и соединений, в том числе личный штандарт Гитлера. Выносить их все на Красную площадь не имело смысла. Отобрали только двести штук. Вражеские боевые реликвии должна была нести специально выделенная рота. Одиннадцать часов двадцать пять минут. Смолкает мелодия торжественного марша, и раздаётся резкая дробь восьмидесяти барабанов. Двести бойцов несут склонённые трофейные знамёна поверженных армий фашистского рейха. Поровнявшись с Мавзолеем, солдаты под барабанную дробь бросили на камни Красной площади эти знамёна. Первым был брошен личный штандарт «Адольф Гитлер». «...Это знамёна врага, «честь» разбитых фашистских полков... растёт и растёт бело-чёрный холм этих вражеских знамён, побитого, уничтоженного, разгромленного, капитулировавшего врага, хваставшего четыре года назад, что он промарширует по Красной площади»,- писала Мариэта Шагинян.

И вот лежат бело-чёрные знамёна фашизма, повергнутые на землю, и дождь вбивает в грязь ядовитый рисунок свастики.

А советские солдаты, бросив на помосты фашистские знамёна, в резком повороте уходят от них, и ритм их шагов подхватывает бравурная мелодия марша.

Так заканчивается прохождение сводных полков фронтов и флота.

После парада сводных полков прошли по Красной площади части Московского гарнизона, слушатели военных академий, юные суворовцы и нахимовцы.

В одиннадцать часов сорок минут на площадь вступает артиллерия - «бог войны». Первыми появляются зенитные орудия разных калибров, которые уничтожили не один фашистский самолёт.

За ними по двенадцати в ряд на площадь выезжают лёгкие противотанковые орудия.

На марше колонна гвардейских миномётов «катюша» - так любовно назвали эти грозные реактивные установки в народе. На площади - артиллерия главного удара, залпы которой всегда предшествовали нашим наступательным действиям.

За артиллерией идут моторизованные части Московского гарнизона: подразделения мотоциклистов, бронемашин, машины с авиадесантом. Раздаётся лязг гусениц по брусчатке. Это лучшие в мире танки Т-34. Завершали парад техники тяжёлые танки и самоходные артиллерийские установки.

Ровно в двенадцать часов маршем сводного оркестра закончился исторический Парад Победы.

Парад продемонстрировал мощь и доблесть Советских вооружённых сил.

Когда кремлёвские куранты начали отбивать двадцать три часа, пять прожекторных колец опоясали Москву. Первое - вокруг Кремля, второе - по бульварному кольцу, третье - по Садовому кольцу, четвёртое по вокзалам и пятое - по Окружной железной дороге. Из сотен поднятых в небо аэростатов посыпались двадцать тысяч ракет, залпами с интервалом в двадцать секунд. Л с земли им навстречу устремлялись ввысь разноцветные огни фейерверка.

«Незабываема была в эти часы иллюминированная Москва. И всё же самое красивое было не в богатстве иллюминации. Оно было на лицах москвичей, заполнивших в эти часы улицы и площади, в радостном сверкании глаз, в непосредственности веселья», - так вспоминал этот день писатель фронтовик Борис Полевой.

Похожие статьи:

Классный час 4 класс. Тема: Ордена и медали Великой Отечественной войны

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для 9-10 класса

Внеклассное мероприятие на тему: День Победы 9 мая для 2 класса. Сценарий

Внеклассное мероприятие на тему День Победы, 4 класс

Классный час на тему 9 мая День Победы, 9-10 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!