Сценарий игровой программы к 23 февраля для старшеклассников
Игра для учащихся 9-11 классов, посвященная Дню Российской Армии «Поле русской славы»
Оформление: на заднике сцены - эмблема (надпись «Слава воинам России» на фоне изображения Георгия Победоносца со щитом и копьем трехцветного Российского флага в обрамлении колосьев и лент).
На сцене - три кресла для игроков. Микрофон. Атрибуты для исполнения отрывков из спектаклей. Место для летописца, откуда он считает стихи и отрывки из них.
В аппаратной - записи с музыкальным сопровождением и с записью правильных ответов на вопросы. Зрительный зал разделен на три сектора. Когда все усаживаются, зрителям, сидящим в этом секторе, раздаются шары в соответствии с цветами игроков (красный, синий, зеленый).
Ход игры
Звучат позывные, слышна негромкая музыка. На сцене свет юпитеров высвечивает летописца, который читает отрывок из стихотворения Виктора Гусева «Пою тебе, страна моя».
Я русский человек, и русская природа
Любезна мне, и я ее пою.
Я русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью смотрю на Родину мою.
В годину бед она всегда бывала
Единой, несгибаемой, стальной.
Врагу навстречу Русь моя вставала
Одной дружиной, грозною стеной.
И по призыву Дмитрия Донского,
По зову Минина она шагала в бой,
Не зная страха, гордо и сурово
Вздымая Знамя Славы над собой,
Так и теперь страна моя родная
В годину бурь, в огне, в дыму войны,
Так и теперь от края и до края
На смертный бой идут твои сыны.
И дело чести, права и свободы
Они в жестоком отстоят бою.
Я русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину мою.
Ведущий. Куликово поле, Полтавское поле, Бородинское - овеяло славой российского оружия, родившие свободу и могущество нашей страны. Все они стали величественными мемориалами истории. Наряду с ними, как продолжение нашей ратной летописи, мы называем Каховку и Перекоп, Смоленские высоты и лемма, Подмосковье, Сталинград и Прохоровку - места главных событий Великой Отечественной войны, в которой как когда-то на Куликовом поле и под Бородина, на века вперед решалась судьба Отечества. Во все времена русский народ выходил единой дружной семьей для изгнания алчных завоевателей, пришедших на нашу землю, был стойким защитником своего родного обиталища - земли Российской.
Сегодня мы проводим игру «Поле русской славы». Давайте вспомним все вместе ратные подвиги наших предков и современников.
В разной форме вам будут заданы вопросы из истории русского воинства. Вы будете болеть за того игрока, цвет эмблемы которого совпадает с цветом ваших шаров. Тот игрок, который наберет наибольшее количество баллов и займет первое место, а также его помощники, которые будут ему помогать в ходе игры, и все его болельщики будут награждаться призами.
Итак, приглашаю на сцену...
Игрока, выступающего под красным цветом...
Игрока, выступающего под синим цветом...
И, наконец, игрока, выступающего под зеленым цветом...
Ведущий (задает вопрос). Вопрос 1. Я назову основные события войны, а вы по этим событиям должны будете определить, что это была за война (сделать правильный выбор из трех вариантов ответов): битва под Нарвой (1704 год), штурм крепости Нотебург и Ниеншанс, битва у деревни Лесной, Полтавская битва (1709 год), сражение у мыса Гангут (1714 год), Гренгам- ское сражение (1720 год).
В какой войне происходят эти сражения?
• В Семилетней войне (1756-1760 годы).
• В Северной войне (1700-1721 годы).
• В Ливонской войне (1558-1583 годы).
Послушаем правильный ответ:
Все эти сражения происходили с 1700 по 1721 год в войне, названной «Северной». Русские войска сражались под командованием Петра Первого и его сподвижников: Меньшикова, Шереметьева, Головина, Трубецкого и др.
Каждому из игроков присуждаются баллы.
Летописец читает стихотворение — отрывок из поэмы Кондратия Рылеева «Дмитрий Донской»:
Доколь нам, други, под тираном
Склонять позорную главу
И заодно с презренным ханом
Позорить сильную Москву?
Не нам, не нам страшиться битвы
С толпами грозными врагов:
За нас и Сергия молитвы,
И прах замученных отцов!
Летим - и возвратим народу
Залог блаженства чуждых стран,
Святую праотцев свободу
И древние права граждан.
Туда! За Дон! ...Настало время!
Сразим монголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!
Ведущий. Вопрос 2. О каком сражении идет речь?
• На реке Каяле (Калке).
• На Бородинском поле (1812 год).
• На Куликовом поле (1380 год).
Послушаем правильный ответ:
Речь идет о битве на Куликовом поле в 1830 году у реки Непрядвы, между Доном и Днепром, во главе с князем Дмитрием Донским. (Каждому игроку присуждаются баллы.)
Звучит романс Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» на музыку А. Петрова.
Ведущий. Вопрос 3. О каком роде войск идет речь?
• О кавалеристах.
• О казаках.
• О гусарах.
Послушаем правильный ответ:
Речь идет о гусарах и их форме. (Каждому игроку присуждаются баллы.)
Звучит Петровский кант.
Ведущий (на фоне музыки). 26 мая 1618 года состоялось венчание на царство Ивана Четвертого и Петра Первого. При малолетних царях правительницей стала их старшая сестра царевна Софья. Софья, боясь за свою власть, отсылает Петра с матерью Натальей Кирилловной Нарышкиной из Москвы во дворец под Москвой, в село Преображенское. Там Петр обследовал все кладовые, собрал в них ржавые ружья и пистоли. Из Оружейной палаты ему прислали шлемы, латы и прочее снаряжение. Этим оружием он вооружил свое войско, состоявшее из сверстников и друзей по играм и потехам. Войско это было названо «потешным», хотя военной подготовкой в нем занимались весьма серьезно.
Ведущий. Вопрос 4. Во что вылилась эта «потеха»?
В создание двух гвардейских полков - Семеновского и Преображенского.
Была воспитана целая плеяда военных и государственных деятелей.
В создание регулярной Российской Армии.
Послушаем правильный ответ:
Верны все три посыла. Свои «потешные» полки Петр повел в свой первый поход к Азовскому морю в 1697 году, взяв с ними крепость Азов, занятую турецкими войсками. А в 1699 году состоялся первый рекрутский набор в армию. В 1703 году вышел указ, и с этого момента рекрутские наборы стали ежегодными явлениями. С каждых двадцати дворов брали по одному рекруту в возрасте от 15 до 20 лет. Служба была пожизненной. (Каждому игроку присуждаются баллы.)
Летописец читает отрывок из стихотворения Н. Тихонова «Слово о двадцати восьми гвардейцах»:
Безграничное снежное поле,
Ходит ветер, поземкой пыля.
Это русское наше раздолье,
Это вольная наша земля.
И зовется ль оно Куликовым,
Бородинским зовется ль оно,
Или славой овеяно новой,
Словно знамя опять взметено.
Все равно - оно кровное наше,
Через сердце горит полосой.
Пусть война на нем сеет и пашет
Темным танком и пулей косой,
Но героев не сбить на колени,
Во весь рост они встали окрест,
Чтоб остался в сердцах поколений
Дубосекова темный разъезд,
Поле снежное, снежные хлопья
Среди грохота стен огневых,
В одиноком промерзшем окопе
Двадцать восемь гвардейцев родных!
Ведущий. Вопрос 5. О каком сражении здесь идет речь?
• Сражение народного ополчения под Москвой 1612 года.
• Сражение под Москвой в 1941 году.
• Бородинское сражение 1812 года.
Правильный ответ:
О сражении под Москвой в 1941 году. Бойцы и командиры дивизии генерала Панфилова - двадцать восемь человек. Политрук Клочков скажет своим товарищам слова, которые станут впоследствии знаменитыми: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». И гвардейцы выполнили свой долг, заслонив собой Москву у разъезда Дубосеково.
Каждому игроку присуждаются баллы. Исполняется отрывок из спектакля М. Булгакова «Дни Турбиных».
Ведущий. Вопрос 6. Из какого произведения этот отрывок, повествующий о событиях Октябрьской революции и Гражданской войны?
• А. Толстой. «Хождение по мукам».
• М. Булгаков. «Дни Турбиных».
• М. Шолохов. «Тихий Дон».
Правильный ответ:
Михаил Булгаков. «Дни Турбиных».
Каждому игроку присуждаются баллы. Опускается демонстрационный экран, в зале гасится свет. Проецируются слайды.
Ведущий. Перед вами ростральные колонны в городе Санкт-Петербурге на стрелке Васильевского острова.
Вопрос 7. В честь какого события поставлены эти колонны?
• В честь победы в Северной войне 1700-1721 годов.
• В честь победы в Отечественной войне 1812 года.
• В честь победы в русско-турецкой войне 1787-1791 годов.
Показ слайдов.
Ведущий. Правильный ответ:
В честь победы в Северной войне. Как и в Древнем Риме, ставились ростральные колонны в честь побед в морских сражениях. Ростр - это передняя часть корабля. Ими с захваченных вражеских кораблей и украшали колонны.
Каждому игроку присуждаются баллы. Показ слайдов.
Ведущий. Перед вами храм Покрова (наиболее распространенное название — Храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Вопрос 8. В честь какого события построен этот храм в Москве?
• В честь победы в освободительной войне против польских интервентов в 1612 году.
• В честь завершения Московско-литовской войны (1492— 1537 годов).
• В честь присоединения Казани к России царем Иваном Грозным.
Правильный ответ:
В честь присоединения Казани к России в 1553 году. Начиная с 1506 года семь раз русские вторгались в Казанское ханство и штурмовали Казанскую крепость. Удалось ее завоевать только после восьмого штурма в 1552 году. Побоище было ужасным. С обеих сторон погибло около двухсот тысяч человек.
Каждому игроку присуждаются баллы. Показ слайдов.
Ведущий. Перед вами здание Казанского собора в Санкт- Петербурге. Вопрос 9. С какими событиями войны 1812 года связан этот собор (поскольку его считают построенным в честь ее окончания)?
• С серебряным иконостасом, изготовленным из серебра, награбленного французами в русских церквях и отбитого у войск Наполеона казаками Платова.
• С нахождением там знамен, штандартов и 25 ключей от захваченных у французов городов.
• С погребенным в соборе прахом М. И. Кутузова.
• С установкой памятников М. Баркалаю-де-Толли и М. И. Кутузову.
Правильный ответ:
Со всеми четырьмя событиями. И назван в честь иконы Казанской Божьей Матери - покровительницы Кутузова и русской армии в войне 1812 года.
Каждому игроку присуждаются баллы. Показ слайдов.
Ведущий. Перед вами памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Вопрос 10. В честь какого события этим людям поставлен памятник в Москве?
• В честь победы в войне 1812 года.
• В честь победы в войне с польскими интервентами в 1612 году.
• В честь победы в Латинской войне 1558-1583 годов.
Правильный ответ:
В честь победы в освободительной войне 1612 года против польских захватчиков. Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин были предводителями народного ополчения. Благодарный народ на свои средства поставил им памятник.
Каждому игроку присуждаются баллы. Поднимается экран. Исполняется отрывок из произведения М. Шолохова «Они сражались за Родину».
Ведущий. Вопрос 11. Из какого произведения этот отрывок?
• Ю. Бондарев. «Горячий снег».
• Б. Васильев. «А зори здесь тихие».
• М. Шолохов. «Они сражались за Родину».
Правильный ответ:
Из произведения Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».
Каждому игроку присуждаются баллы.
Ведущий. Наполеона часто сравнивали с одним из русских полководцев, отмечая, что у них было общего, а что противоположного. Я вам сейчас об этом скажу, а вы должны будете ответить, о каком полководце идет речь.
Итак, сходства:
• Они оба были страстными любителями и знатоками всемирной истории и географии.
• Были очень трудолюбивыми и выносливыми.
• Были блестящими математиками.
• Закончили артиллерийские училища, в совершенстве знали свое дело и вносили в него свои новшества.
• Оба были блестящими дипломатами.
Различия:
Наполеон был очень замкнутым человеком, чурался женщин, общества, не умел танцевать. Наш герой наоборот - был очень общительным человеком, его называли душой общества. На балах он чувствовал себя как рыба в воде.
Наполеону очень плохо давались языки. Родным языком его был итальянский, по-французски он писал с ошибками. Наш герой блестяще владел французским, немецким, польским, владел также английским, шведским, турецким и латынью.
Вопрос 12. О каком полководце идет речь?
• О Багратиона.
• О Кутузове.
• О Суворове.
Правильный ответ:
Всеми этими качествами обладал М. И. Кутузов.
Каждому игроку присуждаются баллы.
Летописец исполняет отрывок из стихотворения Сергея Маркова «Суворов»:
Холодный плащ с простреленной полой,
И крестики узора на сорочке,
И ладанка с московскою землей
На почерневшей бисерной цепочке.
Он вспоминал шестидесятый год –
Осенний дождь, разбрызганную глину,
Струилась кровь у городских ворот,
И казаки скакали по Берлину.
Он говорил: «Пруссак и знать не мог,
Что здесь его застанет наша пика.
А русский штык? Орлы, помилуй бог,
Недаром мы клевали Фредерика».
Вопрос 13. О каком полководце и какой войне идет здесь речь?
• О маршале Жукове.
• Об атамане Платове.
• О генералиссимусе Суворове.
Правильный ответ:
Речь идет о генералиссимусе Суворове, который в период Семилетней войны с 1756 по 1760 год с прусским королем Фридрихом Вторым 28 сентября 1760 года брал Берлин.
Каждому игроку присуждаются баллы.
На фоне музыки к песне Д. Тухманова «Этот День Победы» звучит стихотворение:
Еще горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступила тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, что кончилась война.
Под атаками обугленного свода,
В какой-то первозданной тишине
Солдаты величайшего похода
Расписывались прямо на стене.
Рейхстагова развалина дышала
Всем перегаром битвы мировой,
И в ней звучнее всякого хорала
Пел хор имен, растущих, как прибой.
Он пел, взлетая над огнем и кровью,
Перед войны поверженной лицом,
Как будто осеняя изголовье
Последних умирающих бойцов.
Открыто все свое писали имя,
Чтоб знали люди будущих времен,
Что подвиг сей, свершенный всеми ими,
Во имя человечества свершен!
Вопрос 14. Какие силы и под чьим командованием брали Берлин? Какая дивизия водрузила Знамя Победы над рейхстагом?
Правильный ответ:
• 1-й Белорусский фронт под командованием Маршала Советского Союза Жукова.
• 2-й Белорусский фронт под командованием Маршала Советского Союза Рокоссовского.
• 1-й Украинский фронт под командованием Маршала Советского Союза Конева.
Было утверждено девять Знамен Победы. Первыми ворвались в Берлин войска 1-го Белорусского фронта (дивизия генерала Шатилова). Знамя под № 5 водрузили разведчики 150-й стрелковой дивизии Егоров и Кантария 30 апреля 1945 года.
Каждому игроку присуждаются баллы.
Ведущий. И Родина помнит великие победы своих героев ратного дела, и в честь победы в Великой Отечественной войне были учреждены высшие воинские награды.
Выносят изображения орденов (по очереди):
• орден Александра Невского;
• орден Ушакова 1-й и 2-й степени;
• орден Суворова 1-й, 2-й и 3-й степени;
• орден Богдана Хмельницкого 1-й, 2-й и 3-й степени;
• орден Нахимова 1-й и 2-й степени;
• орден Кутузова 1-й и 2-й степени;
• орден Красного Знамени;
• орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени;
• орден Ленина;
• орден Славы 1-й, 2-й и 3-й степени;
• орден «Победа»;
• орден «Знак Почета»;
• орден Трудового Красного Знамени.
Ведущий.
Курганами славы покрыта родная равнина.
И Днепр, и Морава, и Висла, и Волга - река.
Ты лжёшь, чужеземец, что медленна кровь славянина,
Что в грозные годы душа славянина кротка.
От нас убегали монгольские орды Мамая.
Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли,
На полчища Гитлера кованый меч поднимая,
Мы грудью прикрыли просторы славянской земли.
От Волги и Дона до Саввы, Моравы и Дравы
Коврами цветов мы над пеплом покроем луга.
Могилы славян вознесутся курганами славы,
И пахаря плуг разровняет могилы врага.
А теперь мы хотим наградить тех, кто лучше всех знает нашу военную историю. Большее количество очков получил игрок... Ему и его команде вручаются призы. Игрокам, занявшим второе и третье места, вручаются памятные сувениры.
Похожие статьи:
23 февраля. Сценарий для школьников
Внеклассное мероприятие к 23 февраля для 6-7 класса. Сценарий
Внеклассное мероприятие на День Защитника Отечества, 6-7 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие на тему: 23 февраля, 5 класс
Внеклассное мероприятие ко Дню Защитника Отечества, 11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!