Ребенок и телевизор. Что и сколько смотреть
Какие телевизионные программы, передачи стоит смотреть ребенку от 4 до 5 лет.
Рассмотрим как влияет на ребенка телевизор.
Отношение к телевизору — предмету, безусловно, полезному — в разных семьях разное. Одни общаются с телевизором исключительно через посредника — через программу телепередач и общаются исключительно дозированно; другие, включив телевизор с утра, не выключают его до самого вечера, и вся их жизнь, которую высокодуховной, пожалуй, не назовешь, протекает при свете голубого экрана.
Признаемся: нам симпатичнее — первые.
Если родителям не все равно, сколь развитым в психическом, в духовном плане вырастет их ребенок, они должны воспитывать правильное отношение ребенка к телевизору — как к ценному источнику информации, а не как к фону для развития семейных отношений и не как к осветительному прибору. Разумеется, в данном случае лучшим педагогическим приемом можно считать демонстрацию собственного правильного отношения к телевизору и к транслирующимся по нему передачам. Нельзя допускать, чтобы четырех-пятилетний малыш смотрел все телевизионные передачи подряд; во-первых, он убьет за этим «делом» немало бесценного времени, которое мог бы использовать с большей пользой для своего физического и психического развития; во-вторых, при существующем подходе к своим профессиональным обязанностям современных телевизионщиков он такого (!) насмотрится, что нелегко описать, но что оставит в душе у малыша глубокое впечатление и, вполне возможно, надолго нарушит его сон; в-третьих, у ребенка сформируется неправильное отношение к телевизору и к телевизионным передачам, и он, принимая прозябание перед телеэкраном за норму, проведет перед ним всю жизнь и мало сделает в жизни полезного.
Какие телевизионные передачи можно рекомендовать для просмотра детям четырех-пяти лет?
Конечно же, мы со спокойным сердцем можем порекомендовать малышам мультики. Но не все подряд. Внимательные родители, критически посматривающие на экран, наверное, заметили уже, что мультипликационные фильмы бывают для детей разных возрастов; а порой показывают и мультфильмы для взрослых. Мультики для детей школьного возраста не всегда подходят для малышей; некоторые сюжеты и некоторые герои (а точнее — антигерои) этих мультфильмов могут малыша испугать; так, привидения, духи, пираты, бандиты, монстры, страшилища из однотипных сказок и прочие персонажи-ужастики, вызывающие интерес у школьника, но нисколько не пугающие его, в ребенке раннего возраста могут вызвать страх. Не следует забывать, что ребенок верит абсолютно всему, что видит и слышит; видимое и слышимое для него — реальное; он не понимает условностей; сказка, мультик — так же реальны для него, как мама, готовящая ужин на кухне, старший брат, украдкой играющий с папиным мобильным телефоном, и дедушка, дремлющий над газетой. Во всяком случае, нельзя допускать бесконтрольного просмотра малышом мультфильма для детей более старшего возраста; если сюжет и обернется неожиданно страшилкой, то просмотр можно прекратить или сделать необходимые пояснения — это- де нестрашно, это смешно, это не «всамделишное» — и посмеяться для пущей убедительности... А вообще уберечь маленького ребенка от неприятных неожиданностей на экране поможет домашнее видео; всегда можно предварительно просмотреть записанное на кассете или диске, и, если фильмы благополучно пропускаются маминой цензурой, ребенок может их в собственное удовольствие смотреть.
Увлекательное зрелище для малыша — телевизионный фильм о животных. Ребенок уже хорошо знает многих животных по сказкам и рассказам, по тем же мультикам. И он видит во многих животных старых друзей. Однако внимание ребенка рекомендуется отвлекать от экрана, когда демонстрируются сцены охоты того или иного хищника, когда во всей натуральной неприглядности демонстрируется сцена трапезы того же хищника.
Смело можно оставлять ребенка у телевизора, когда показывают вечернюю сказку для малышей. Тут досадных неожиданностей не бывает — страшилок не показывают.
По прошествии некоторого времени ребенку станут понятны, а значит, и интересны детские художественные фильмы, экранизации сказок; также с течением лет проявится интерес к фильмам о путешествиях и о путешественниках, о тайнах цивилизаций, о технике, о космосе, о подводном мире и т. д.
Отдельно нужно сказать о совместном с мамой или папой просмотре ребенком детских телепередач. Как мы уже говорили, присутствие кого-нибудь из взрослых важно в плане контроля: взрослый человек всегда прекратит показ фильма, если сюжет окажется несоответствующим уровню развития малыша, несоответствующим уровню его подготовленности. Но важно и другое: увиденное на экране ребенок может с мамой или папой, сидящими рядом, обсудить. Для ребенка, еще не знающего, «что такое хорошо и что такое плохо», имеют большое значение акценты, расставленные взрослым близким человеком, которому он безоглядно доверяет, который для него абсолютный и непререкаемый авторитет.
Существует закономерность: обсуждаемое дольше удерживается в памяти, чем не обсуждаемое. Если мама обсудила с малышом какой-то детский фильм, если дала свои комментарии к действиям героев (похвалила хороших, укорила плохих), она может не сомневаться — информация закрепится в памяти ребенка.
Похожие статьи:
Как ухаживать за кожей рук осенью в домашних условиях
Как справиться с детскими капризами
Компьютер и ребёнок. Компьютерные программы для ребёнка от 4 до 5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!