Как проверить готов ли ребенок посещать детский сад?
Простейшие тесты на готовность ребенка посещать детский сад
Соотносясь со сложившимися семейными обстоятельствами и решив оформлять ребенка в детский коллектив, мама и папа тут же начинают задумываться над вопросами: готов ли их малыш посещать детский сад? Может ли ребенок достаточно долго оставаться без мамы? Родителей не может не тревожить, как пройдет грядущий переход их ребенка в новое качество... В это непростое для малыша время мама и папа обычно спрашивают детского психолога или педиатра: можно ли каким-либо образом выяснить, готов ребенок посещать детский сад или не готов?
Конечно же, выяснить это можно, и выяснение не составит труда. Для этого даже не понадобится участие специалиста. Мама сама может протестировать своего малыша на предмет его готовности посещать детский коллектив.
Тест первый. Нужно понаблюдать за малышом, когда он остается у себя в комнате один. Если ребенок способен час за часом заниматься своими делами — играть с конструктором или куклами, лепить и рисовать, рассматривать картинки в книжках и т. д. — это значит, что он вполне готов подолгу обходиться без присутствия мамы, это значит, что он может посещать детский сад. Если же ребенок не отпускает маму от себя ни на минуту, если следует за ней и на кухню, и к стиральной машине, и в магазин, и на огород, если ждет ее под дверью ванной, когда мама принимает душ, если, оставшись один, он вдруг спохватывается, озирается и в поисках мамы бежит с плачем по комнатам, то к посещению детского сада (а точнее — к продолжительному расставанию с мамой) он совершенно не готов.
Тест второй. Следует обратить внимание, насколько способен ребенок контактировать с другими детьми — понаблюдать за ним в песочнице во дворе. Особенно важно знать, как он ведет себя в обществе сверстников. Если ребенок в этом обществе увлеченно играет, если он активен и доброжелателен, неконфликтен, если делится своими игрушками и не прочь поиграть чужими, если готов уступить, готов пожалеть другого малыша, его можно назвать контактным ребенком и со спокойным сердцем отпускать в детский коллектив; такой ребенок быстро адаптируется к коллективу и будет чувствовать себя как рыба в воде. Но если ребенок не хочет играть с другими детьми, сторонится, уходит от них в свободный угол песочницы, если ревниво относится к своим игрушкам и норовит прибрать к рукам игрушки чужие, если он боится других детей или проявляет по отношению к ним агрессию, то такого малыша отпускать в детский коллектив рано.
Тест третий. Необходимо знать, легко ли идет ребенок на контакт с взрослыми людьми, обратить внимание на его взаимоотношения, например, с соседями (по дому, по подъезду). Если ребенок вежливо здоровается с взрослыми людьми, если поддерживает разговор, начатый взрослым, если подает руку для шутливого рукопожатия, если адекватно (улыбкой, смехом) реагирует на шутки взрослых, если не боится обратиться к взрослому человеку с вопросом, то такой ребенок вполне может посещать детский сад; можно не сомневаться в том, что малыш быстро найдет общий язык с воспитателями и нянями. Но если ребенок не идет ни на какие контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми, если испуганно прячется за маму, жмется к ней и украдкой, настороженно из-за нее выглядывает, если заливается слезами при обращении взрослого человека к нему или, наоборот, пытается взрослого человека стукнуть, если начинает капризничать, то такого ребенка не следует отпускать в детский сад, а надо с малышом целенаправленно поработать (перед тем не лишним будет проконсультироваться у детского психолога).
В завершение статьи мы должны сказать следующее: наличие положительных результатов описанных тестов говорит лишь о психологической готовности ребенка посещать детский сад, о психологической готовности оставаться на какое-то время без мамы. Но очень важно еще умение ребенка одеваться и раздеваться, умываться и чистить зубы, самостоятельно принимать пищу, пользоваться носовым платком, пользоваться горшком, причесываться и т. д. Никакая психологическая подготовленность не может перевесить чашу весов в пользу посещения ребенком детского коллектива, если у этого ребенка нет основных практических навыков, которые мы только что назвали.
Нет комментариев. Ваш будет первым!