Зимние игры для детей начальной школы на улице и в помещении

Игры зимой для младших школьников

Метель

Дети встают в круг. Ведущий произносит текст и показывает движения, которые дети повторяют.

Налетела вдруг метель,

Закрутила карусель.

Вправо— всех девчонок,

Влево — всех мальчонок.

(Кружатся вокруг себя на месте в указанную сторону.)

Кругом голова идёт?

Покружись наоборот.

(Кружатся в противоположную сторону.)

Нос замёрз? Его потрём.

(Потирают носики.)

А теперь вокруг — бегом!

(Обегают круг.)

Ножками потопаем,

(Топают на месте.)

Ручками похлопаем.

(Хлопают.)

Прыгать будем, как пружинки.

(Прыгают на месте.)

Ловим мы теперь снежинки.

(Поднимают вверх по одной руке поочерёдно, будто хватают снежинки.)

Потолкаемся плечом,

(Толкают друг друга плечом.)

Чтобы стало горячо.

Щёчки мы теперь потрём

(Потирают щёчки.)

И опять вокруг — бегом!

(Обегают круг.)

Поиграли, пошумели —

Мы вот так себя согрели!

Что мы делаем зимой!

Ведущий произносит текст:

Что мы делаем зимой?

Коль согласны вы со мной,

Головой кивайте,

«Да» мне отвечайте.

Не согласны — мне в ответ

Громко все скажите «Нет!»

Мы зимой в снежки играем…

И кораблики пускаем...

За грибами ходим в лес...

Строим горку до небес...

На коньках скользим по льду..

Кувыркаемся в пруду...

Из песка возводим дом...

Мяч гоняем босиком...

На санях друг друга возим...

Рукавицы, шубы носим...

Женский праздник отмечаем...

Дома ёлку украшаем...

Лепим мы снеговика,

Вот такого толстяка...

(Разводит в сторону руки.)

Согласитесь все со мной:

Очень весело зимой!

Ущипнёт мороз

Ведущий произносит текст и показывает движения, а дети повторяют движения и говорят: «Ай! Ай! Ай!» или «Ой! Ой! Ой!»

Ущипнёт мороз немножко.

(Потирают руки.)

Ай! Ай! Ай!

В рукавицы прячь ладошки.

(«Надевают рукавицы».)

Не зевай!

Ущипнёт мороз за носик!

(Потирают нос.)

Ой! Ой! Ой!

Закрывай скорее носик.

(Закрывают нос ладошкой.)

И не стой!

Ущипнёт мороз за ушки.

(Закрывают уши.)

Ай! Ай! Ай!

Прыгай, бегай друг за дружкой,

(Прыгают, бегают на месте, хлопают друг друга по спине и бокам.)

Убегай!

(Бегут друг за другом по кругу.)

Ущипнёт мороз за ножки.

(Хлопают себя по ногам.)

Ой! Ой! Ой! 

По дорожке, по дорожке

Марш домой!

(Бегут круг друг за другом.)

Кто спит зимой!

Ведущий называет разных животных. Дети поднимают правую руку вверх, если названное ведущим животное впадает зимой в спячку, и левую руку, если нет. Сам ведущий путает игроков, поднимая руки невпопад. Игра проводится в быстром темпе. Побеждают самые внимательные. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Ведущий может называть любых животных: волк, заяц, лиса, медведь, хорёк, ласка, белка, крот, сурок, землеройка, енот, ёж, лось, суслик и т.д.

Снежная школа

Игра проводится там, где есть рыхлый снег. Дети свободно располагаются на игровой площадке. Ведущий произносит текст и просит детей повторять за ним движения — делать снежки.

Среди снегов безбрежных

Открылась школа снежная.

Уроки там весёлые,

Заглянем в эту школу мы.

В снежной школе есть урок

«Обязательный снежок».

(Делает первый снежок. И так далее: при назывании каждого «урока» ведущий делает снежок, дети тоже, складывая их у ног.)

В снежной школе есть урок

«Познавательный снежок».

Много там уроков разных,

Перечислю вам их сразу:

«Замечательный снежок»,

«Показательный снежок»,

«Обаятельный снежок»,

«Завлекательный снежок»,

«Невнимательный снежок»,

«Пробивательный снежок»,

«Удирательный снежок»,

«Хохотательный снежок».

Есть урок проверки знаний,

Что бывает там — мы знаем:

Контрольная работа.

Бросай, кому охота!

(Бросают снежки друг в друга.)

Пингвины

Детям перевязывают ноги чуть выше колен шарфами так, чтобы нельзя было сделать свободного шага. Концы шарфа даются в обе руки. Дети могут двигаться, переваливаясь с ноги на ногу или делая прыжки на обеих ногах.

Ведущий произносит:

Пингвины — на льдину!

Вперёд!

После команды «Вперёд!» «пингвины» устремляются «на льдину». Чтобы выйти победителем, надо, не потеряв равновесия, обогнать соперников на расстояние 50-60 метров.

С трона долой!

Делают возвышение из снега, на верху которого могут поместиться двое детей. Один из детей вбегает на верх горки — это «царь». Другие стараются стащить его оттуда с криком:

С трона — долой!

Ступай домой!

«Царь» защищается, стараясь удержаться на возвышении. Кому удаётся забраться наверх и столкнуть «царя», тот сам становится «царём», и игра продолжается.

Тяни-толкай

На санки садятся два игрока спиной друг к другу. Задача игрока, сидящего по ходу полозьев, — доехать до «дома», т.е. пересечь финишную черту. Задача соперника — не дать ему это сделать. Движение начинается по команде ведущего:

Тяни-толкай,

Вперёд давай!

Тяни-толкай,

Не отставай!

Марш!

Если в течение 3-4 минут «Тяни-толкай» не успеет добраться «домой», победителем объявляется его соперник.

Ледяная юла

Для игры необходима льдинка — это будет «юла». Выбирается водящий. Дети образуют круг. Водящий заходит в центр круга и говорит:

Ледяная юла

К нам во двор забрела.

Повертелась, покружилась,

К вам, ребята, прикатилась.

Вот она, смотрите,

Да не упустите!

С этими словами водящий ударом ноги по «юле» старается выбить её за пределы круга. Другие участники игры препятствуют этому, задерживают «юлу» ногами и направляют её опять водящему. Игрок, пропустивший «юлу», меняется ролью с водящим. Задерживать «юлу» можно только ногами. Кто пытается задержать её руками, выбывает из игры.

Льдинка

Игра, противоположная «Ледяной юле». Дети образуют круг. На середину выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. Играющие говорят ему:

Капитан, капитан,

Не бей льдинкой по ногам,

По кривым сапогам!

У тебя нос сучком,

Голова лучком,

Спина ящичком!

Водящий отвечает:

Скачу по дорожке

На одной ножке

По холмам, по горам.

Бух! По ногам!

Со словами «Бух! По ногам!» водящий старается льдинкой попасть в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснётся, тот становится водящим.

Снежная яма

Для игры выбирается место, где есть небольшое углубление (можно просто начертить на снегу две параллельные линии на расстоянии 60-70 сантиметров друг от друга). Две команды детей выстраиваются по обе стороны от «ямы». Обе команды отходят от «ямы» на несколько шагов, после чего все вместе с ведущим игры произносят текст:

Идти нам надо прямо,

Но на дороге яма.

Нельзя идти направо,

Ведь на пути канава.

Налево тоже яма,

Пойдём, ребята, прямо!

Игроки команд поочерёдно подходят со своих сторон к «яме» и перепрыгивают через неё. Но делают это с закрытыми глазами. Остальные игроки дают указания тому, кто готовится к прыжку: «Иди! Стой! Приготовься! Прыгай!» Побеждает та команда, чьи игроки в меньшем количестве попали в «яму».

Снежный ком

Дети распределяются на группы по 3-5 человек. Ведущий говорит:

Всё белым-бело кругом.

Мы скатаем снежный ком

Вот такой вышины,

Вот такой ширины!

Кто всех больше ком скатает —

Тех на санках покатаем.

Каждая группа в течение 10 минут скатывает снежный ком большой величины. Группа, которая скатает самый большой снежный ком, выигрывает, а проигравшие катают победителей на санках.

Зимняя охота

Дети делятся на две группы, каждая из которых размещается по кругу (одна — по внешнему, другая — по внутреннему). По сигналу ведущего «На охоту идём, злого волка убьём!» команды приставными шагами двигаются в разные стороны и говорят:

На охоту мы идём

И ружьё с собой несём.

Пиф-паф! Ну, дела!

А добыча-то ушла!

После окончания приговорки игроки внешнего круга быстро разбегаются в разные стороны, а игроки внутреннего круга стараются снежками осалить тех, кто до начала игры стоял напротив них. Когда «добыча» поймана, группы меняются местами. Побеждает команда, быстрее поймавшая свою «добычу».

Снежный великан

Дети лепят снеговика, которого называют Великан. Сначала катают снежные комки разной величины: большие, средние, маленькие. Большой комок— туловище, поменьше — голова, руки. Затем в вылепленного Великана бросают снежки до тех пор, пока не разрушат.

Другой вариант игры. Когда лепят Великана, пропускают через него прочную длинную верёвку, а потом, разделившись на две команды, тянут её. Команда, свалившая Великана, побеждает. Особенно интересно играть на катке.

Весёлый снеговик

На голову только что вылепленного снеговика надевается ведро. По команде игроки по очереди подходят к снеговику на расстояние 5-6 шагов и сбивают снежками ведро. Каждому участнику даётся три попытки. Если он сбил ведро с первой попытки, то получает 30 очков, со второй — 20, с третьей —10. В конце состязания суммируется количество заработанных командой очков.

Четыре сосульки

Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Сначала они без остановок считают по очереди до четырёх: первый говорит «один», второй — «два», первый — «три», второй — «четыре»; потом, наоборот, второй говорит «один», первый — «два»... и так два раза. Затем вместо «один» первому игроку надо сказать «Одна сосулька» и присесть, второму — «Две сосульки» и два раза присесть», первому — «Три сосульки» и три раза подпрыгнуть, второму — «Четыре сосульки» и четыре раза подпрыгнуть. Потом первому надо молча присесть, второму — два раза молча присесть, первому — молча три раза подпрыгнуть, второму — четыре раза молча подпрыгнуть. И так без пауз действия повторяются в быстром темпе. Сбившаяся пара покидает игровую площадку. Побеждают две-три самые внимательные пары.

Санный рывок

На снегу чертится линия. Дети рассчитываются по порядку и выстраиваются в ряд на расстоянии 40-50 сантиметров друг от друга позади санок, которые ставят на линию старта. Ведущий говорит:

Сани побегут —

Приз хозяину возьмут.

Приз — конфет кулёк.

Второй, шестой — рывок!

Игроки, чьи номера были названы, должны наклониться и со всей силы толкнуть свои сани. Чьи сани дальше укатятся, тот и побеждает в рывке. Проигравший покидает игру. Затем ведущий повторяет слова и называет другие номера игроков. И опять проигравший уходит. Побеждает в игре тот, чьи сани укатятся дальше в последнем рывке, он и получает приз.

Бурундук

В плотно утрамбованный снег заколачивают большой кол. К нему привязывают верёвку длиной метра два. Вокруг кола укладывают шишки (если таковых нет — сойдут любые мелкие предметы: палочки, сделанные из бумаги шарики и т.д.). Это «кладовая бурундука», шишки из которой хотят стащить игроки. Выбирают «бурундука». Ухватив свободный конец верёвки и натянув её, «бурундук» быстро ходит или бегает вокруг «кладовой» — кола. В руках у него прут. Игроки говорят:

Бурундук, бурундук,

Пригласи в домишко,

Открывай свой сундук,

Подари по шишке.

 

«Бурундук» отвечает:

Расходитесь по домам,

Ничего я вам не дам!

 

Игроки говорят:

Ах ты, жадный бурундук!

Береги же свой сундук!

После этого игроки стараются схватить шишки, сложенные у кола. Каждый раз можно брать только по одной шишке. «Бурундук» охраняет свои сокровища и бегает по кругу с прутом, стараясь осалить игроков. В другой руке он держит натянутую верёвку. Осаленный прутом или задетый верёвкой должен выложить обратно всё, что ему удалось унести. Игра заканчивается, когда все шишки переместятся к игрокам. Победителем объявляется тот, у кого окажется больше шишек.

Замороженные

По считалке выбирают водящего — «ледышку». Он догоняет убегающих от него игроков и «замораживает» их: игрок становится неподвижным. Чтобы «замороженный» «оттаял», одному из игроков необходимо пролезть у него между ног. Если «ледышка» второй раз «замораживает» этого же игрока, он выбывает из игры. Вариант: теперь уже два разных игрока должны проползти между его ног.

Если игроков много, следует выбрать две «ледышки» или в процессе игры заменять одну «ледышку» на другую.

Льдинки, сосульки, снежки

Выбирают водящего. Он становится в середине круга, а остальные игроки, разбившись на тройки, становятся один за другим лицом к центру (первый номер — в 3-4 шагах от водящего).

Водящий даёт всем играющим названия: первые в тройках — «льдинки», вторые — «сосульки», третьи — «снежки». Водящий хлопает в ладоши и громко говорит, например: «Снежки!» Все игроки, названные снежками, должны поменяться местами, а водящий стремится занять любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Если водящий скажет: «Сосульки!» — меняются местами стоящие вторыми в тройках, если скажет: «Льдинки!» — меняются местами стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух игроков в тройках, например: «Льдинки! Сосульки!», а потом и трёх игроков.

Правила игры запрещают вызванным оставаться на месте, не перебегая в какую-нибудь другую тройку. Неперебежавший игрок идёт водить. При повторении игры каждую тройку можно построить не в колонну, а в кружок.

Контратака

Дети делятся на две команды и выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки перед начерченными на снегу линиями.

Ведущий говорит, обращаясь к одной из команд:

— Готовы к атаке?

— Готовы!

— Не струсите в драке?

— Ну что Вы!

— Внимание, атака!

Ведущий даёт сигнал свистком, а команда, взявшись за руки, идёт навстречу другой команде, повторяя: «Мы в атаку идём, мы врагу бока намнём! Ну, а если не намнём, то обратно удерём!» Когда игроки приблизятся на расстояние 4-5 шагов, ведущий снова даёт свисток. Игроки наступавшей команды поворачиваются и стремительно убегают за свою черту, а игроки противоположной команды стараются догнать и осалить как можно больше «неприятелей». Осаленных подсчитывают, и они продолжают играть за свою команду. Затем игра повторяется, но в атаку идут игроки другой команды, а стоящие напротив контратакуют их. Игра повторяется несколько раз. А потом подсчитывают, сколько осаленных игроков на счету каждой команды. Побеждают те, кто осалил большее количество игроков.

Важно соблюдать следующее правило: убегать и догонять только по свистку ведущего. Нарушившие это правило на время помещаются в «карцер», т.е. не принимают участие в следующей контратаке.

Исходные положения могут быть разными: наступающие кладут руки друг другу на плечи, берутся под руки, скрещивают руки, соединяют руки за спинами друг друга и т.д. Ожидающие могут стоять спиной, боком, сидеть на корточках, принять положение низкого старта и т.д.

Снежный дом

Игра напоминает популярную детскую игру «Разрывные цепи». Дети делятся на две команды и на расстоянии нескольких метров встают напротив друг друга. Но эта игра — для зимы, соответственно, и слова в ней другие. Ведущий говорит:

Мы построим снежный дом:

Друга за руку возьмём,

Встанем дружно мы рядком,

«Стеной» цепочку назовём.

Соседей будем вызывать

На крепость стены проверять.

1-я команда:

Мы слепили снежный дом

И отлично в нём живём!

2-я команда: А крепки ли ваши двери?

1-я команда: Это (Петя) пусть проверит!

После этих слов (Петя) должен попытаться прорвать цепочку соперников.

Если ему это удаётся, он уводит с собой одного игрока — того, кто расцепил руки. Если (Пете) не удаётся разорвать цепочку соперников, он остаётся в этой команде. Команды вызывают «проверяющего прочность двери» до тех пор, пока в одной команде не останется заранее оговоренное количество игроков — 5 или 7.

Воспоминания о лете

Игру следует проводить на мягком снегу. Дети встают в круг и берут друг друга под руки. Условия такие: кто услышит название зверя, которое ему шепнули заранее, но так, чтобы никто не слышал, тот падает, а остальные его удерживают.

Снег. Зима уж наступила.

Вспомнил я, что летом было:

В зоопарке крокодил (Все стоят.)

Чуть меня не проглотил.

А смешная обезьяна (Все стоят.)

Съела все мои бананы.

На меня смотрел питон, (Все стоят.)

Видно, думал, что я слон, (Все стоят.)

Или толстый бегемот, (Все стоят.)

Или тощий кашалот. (Все стоят.)

До чего же глупый он,

Этот в крапинку питон!

Показал ему сто рож:

Я ж на суслика похож!

Все падают, так как всем шепнули слово «суслик». (Обычно те, кто не упал, покатываются со смеху, а те, кто оказался на снегу, продолжают смеяться лёжа.)

Два Мороза

Дети располагаются на одной стороне игровой площадки, на середине находятся двое водящих — «два Мороза». «Морозы» обращаются к детям со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз — Красный нос», другой: «Я Мороз — Синий нос». И вместе:

Кто из вас сейчас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Заморозим всех в пути

И от нас вам не уйти!

Дети все вместе отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. «Морозы» стараются осалить перебегающих, осаленные остаются на том месте, где их «заморозил Мороз». Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками, и те присоединяются к остальным игрокам. После нескольких перебежек выбираются другие «Морозы».

Подъём в гору

Игру лучше проводить на склоне холма. Если же такового поблизости нет, то есть возможность сделать из снега большую кучу.

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руки. Каждая пара по очереди прыжками поднимается в гору, плотно соединив ноги. Выигрывают те, кому удаётся в таком положении одолеть большее расстояние.

Метелица

Дети стоят парами в кругу. Каждая пара, сцепившись руками под локтем, стоит боком друг к другу. Пары начинают кружиться под слова ведущего:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится —

Тот заметелится!

Ведущий повторяет слова до тех пор, пока играющие кружатся. Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

Автор: Пашнина Вера Михайловна

Похожие статьи:

Игра «Поле чудес» о природе для младших школьников

Игры для детей начальной школы

Игры для детей зимой

Зимние подвижные игры для школьников

Интеллектуальная игра для школьников начальных классов

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!