Развивающие игры для детей от 2 лет
Игры для детей от 1,5 лет и старше
Волшебный квадрат (игра придумана в Древнем Китае, усовершенствована М. А. Гершензоном (1936 г.) и Б, П. Никитиным (1988 г.))
Игра изготавливается родителями.
Цель игры: развитие познавательных и творческих возможностей ребенка, внимания, мелкой моторики рук, сообразительности, возможности взаимоотношения и взаиморасположения частей единого целого.
Необходимые материалы и наглядные пособия: цветной картон, простой карандаш, конверты, ножницы.
Заранее приготовьте разноцветные квадраты (количество самое разное, на первое время, когда ребенок мал, можно сделать их 15-20 штук, в зависимости от того, как малыш будет справляться с заданиями, количество квадратов увеличивайте, сложность заданий повышайте) из картона размером 100x100 мм. Аккуратно разметьте квадраты так, как показано на рисунке 2 (вариантов существует великое множество, все зависит от выдумки родителей).
Рис. Волшебный, квадрат
Квадрат № 1 является образцом, какую фигуру необходимо получить, складывая кусочки картона. Для родителей стоит заготовить пронумерованные квадраты-двойники с хорошо прорисованными линиями разреза, которые остаются целыми и являются ключом к решению заданий. Для каждого квадрата существует свой пронумерованный конверт, в который складывают разрезанный квадрат, для того чтобы ребенок понял, что квадрат можно собрать из частей только одного цвета, и другого решения предложенной задачи нет.
Рекомендации: в процессе игры следует разрезать квадрат на глазах у ребенка по заранее намеченным линиям. Игра рекомендована детям с 1,5-2 лет (самые легкие задания) до 4-6 лет (самые сложные задачи).
Ход игры.
Задание 1: посадите ребенка перед собой, расскажите ему сказку о волшебных квадратах и коварных ножницах (варианты сказок зависят от желания взрослых фантазировать): «Жили-были разноцветные квадраты, они были очень веселыми, радовали детишек своими яркими цветами, знали много веселых и смешных историй. Рядом с веселыми квадратами жили ножницы, которые не любили смеха и веселья. Они решили прекратить радостный детский смех. Когда ночью все спали, ножницы подкрались к одному из квадратиков и разрезали его, вот так (здесь необходимо показать ребенку, как разрезали квадрат № 2). Утром пришли дети, смеха они не услышали, а увидели два кусочка, который когда-то были зеленым квадратом (цвет квадрата). Малыши огорчились, но тут прилетела добрая фея и сказала, что среди детей есть тот, кто может помочь этому горю, и указала на Сашу (имя ребенка). Дети обрадовались и стали ждать, когда Саша сложит разрезанный квадрат...»
Спросите у ребенка, хочет ли он помочь детям и квадрату. Если он ответит утвердительно, предложите ему решить задачу, а чтобы складывать фигуру было легче, положите перед его глазами квадрат № 1. При этом скажите ребенку, что не сохранилось фотографий разрезанного зеленого квадрата, а есть фото его брата красного (цвет квадрата-образца). Если малыш ответит отрицательно, отвлекитесь от задания и вернитесь к нему через некоторое время, но оставьте разрезанный квадрат на видном месте. Он обязательно привлечет внимание ребенка, и он захочет помочь квадрату.
После того как ребенок сложит квадрат, весело скажите о том, что квадратик обрадовался и спел веселую песенку (спойте малышу его любимую песню, прочитайте стихотворение, вручите ему приз и т. д.), обязательно его похвалите, а квадрат положите в конверт № 2.
В следующий раз, когда ножницы разрежут квадрат № 3, № 4 и так далее, внимательно следите за тем, чтобы трудность задания не отпугивала малыша и не вызвала у него чувства отчаяния и отрицания («все равно не получится»). Поэтому малышу следует предлагать задания с теми квадратами, которые он смог сложить, а сложность заданий повышать постепенно.
Задание 2: малыш уже умеет складывать 2 или 3 квадрата. Дайте ему конверты с этими квадратами. Суть состоит в том, чтобы ребенок сам стал доставать из конвертов части фигуры, сам переворачивал их лицевой стороной вверх, сам складывал квадрат, а после игры сам складывал части квадрата в конверт.
Задание 3: напомните сказку и скажите о том, что коварные ножницы никак не могут успокоиться, они решили призвать на помощь сильный ветер, который вытряс из конвертов части квадратов и все их перепутал. Теперь необходимо срочно разобрать эти кусочки по конвертам. Благодаря этим действиям ребенок учится анализировать, организовывать свою работу. После того как малыш разобрал квадраты по кучкам, вновь предложите ему сложить квадратики, чтобы узнать, все ли части найдены. После того как сложился квадрат, папа или мама рассказывают стихотворение и т. д. В конце игры все квадраты раскладываются по своим конвертам.
Задание 4: ничего не говорите малышу, в один из конвертов сложите детали нескольких разноцветных квадратов, пусть для него это будет полной неожиданностью. Посмотрите, как малыш будет действовать, что он предпримет. Хвалите ребенка за каждую попытку рационального решения поставленной задачи, за усердие и сообразительность. Подбадривайте при неудачных попытках. Если не удается выполнить задание долгое время, отвлеките ребенка от игры, переключите его на другой вид деятельности, но не убирайте несобранные квадраты, пусть они лежат на видном месте и будут доступны малышу в любой момент.
В конверты кладутся только те квадраты, которые собраны ребенком. Игра полностью убирается на некоторое время из поля зрения малыша, если неудачные попытки выполнить задание вызвали у него неадекватную реакцию.
Задание 5: после того как ребенок освоит все имеющиеся у вас варианты (их должно быть не менее 25- 28), смешайте их все в одной коробке, посетуйте на то, что это вновь происки коварных ножниц, дайте крохе возможность пофантазировать и предположить, как все это случилось. После этого предложите ему разобраться в этой полной для вас неразберихе. Когда ребенок закончит работу, спойте вмести с ним песенку победителя:
Справиться могу всегда
С трудной я задачей.
Я не плачу никогда
Из-за неудачи.
Мне работа по плечу
Принимаюсь смело,
А работать я хочу,
Чтобы все кипело.
Задание 6: предложите ребенку самому приготовить волшебные квадраты, помогите ему вырезать их из бумаги, не забудьте и про квадраты-двойники. Пусть ребенок самостоятельно разрежет квадрат, а вы попытаетесь его сложить. В случае выполнения задания положите фигуру в пронумерованный индивидуальный конверт.
Задание 7: если ребенок справляется с самыми сложными заданиями, то можно выполнять задания на быстроту по секундомеру. Сначала необходимо будет сложить один квадрат, затем 2 и т. д. Постепенно усложняйте задачу: разобрать смесь из 2, 3 и так далее квадратов и сложить их.
Задание 8: разрезайте квадрат, используя окружности, кривые линии и т. д. Ребенок не должен видеть, как вы это делаете, данное задание должно будет стать для него полной неожиданностью, тем ценнее будут принятые им решения. Импровизируйте, при этом открывается необъятное поле деятельности, что наиболее ценно в игре.
Волшебная вода: холодно или горячо
Цель игры: развитие температурной и тактильной чувствительности, развитие чувства осторожности и безопасности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: водяной термометр, небольшая кастрюля, пустые чашки, формочки для приготовления льда.
Рекомендации: игра проходит только в присутствии взрослых, самостоятельная деятельность не допускается.
Ход игры: придумайте сказку о волшебной воде, которая может превращаться в лед, когда обидится, или в пар, когда очень рассердится. Свои слова подтвердите наглядными опытами.
Опыт 1: вместе с ребенком налейте в формочки для приготовления льда водопроводную воду (малыш должен быть активным участником в проведении опыта) и поставьте их в морозильник, положите туда же и водяной термометр. На следующий день достаньте формочку и положите кусочки льда на ладошку малышу. Объясните, что льдинки образовались из воды, потому что она обиделась, что ее все бросили и никто с ней не играет, а в морозильнике одной плохо и скучно. Посмотрите с ребенком на показания термометра. Пусть малыш подержит льдинку в руке. Скажите, что льдинка обрадовалась, ведь о ней вспомнили, и оттаяла. Положите льдинки в небольшую кастрюлю и поставьте ее на огонь. Наблюдайте с малышом, что будет происходить с льдинками, как они будут превращаться в воду, как вода будет закипать и при этом превращаться в пар. Скажите: вода сердится, что о ней забыли. Снимите кастрюлю с огня, положите в нее водяной термометр, покажите малышу, как изменились его показания. Осторожно поднесите руку ребенка к кастрюле на безопасное расстояние, чтобы малыш мог почувствовать, какая вода «сердитая». Объясните, что, когда она сердится, то может больно обжечь, поэтому не стоит к ней подходить близко, а чтобы она не сердилась, нужно позвать маму или папу, чтобы они успокоили ее. Вода еще долгое время не может остыть, поэтому нужно немного подождать, прежде чем пить чай, есть суп или кашу. Нужно сказать, что чай или суп можно остудить, если на них немного подуть, но делать это можно в присутствии взрослых.
Опыт 2: для наглядности можно измерить термометром температуру чая или супа, тогда ребенок будет знать, какой чай или суп называют холодным, а какой — горячим. •
Опыт 3: дайте возможность ребенку «готовить» себе ванну для купания. Когда вода набирается в ванную, положите в нее термометр и покажите малышу, при какой температуре он любит купаться (обозначьте показания термометра масляной яркой краской), пусть он следит за показаниями. Наливайте сначала воду более горячую, чем обычно, следите за реакцией малыша, или же набирайте воду более холодную, чем необходимо для купания. Малыш с большим удовольствием будет выполнять поручение.
Опыт 4: в две чашки налейте воду — одну прохладную, другую более горячую. Спросите у малыша: «Где горячая вода?» и «Где вода холодная?», «Что необходимо сделать, чтобы вода остыла?»
Обязательно закрепляйте приобретенные знания, когда находитесь на кухне, на прогулке, за столом или в ванной комнате. Задавайте малышу вопросы, внимательно слушайте его ответы, учитесь понимать его жесты и мимику.
Опыт 5: выработка навыков безопасности в обращении с огнем. Покажите ребенку, как загораются спички, как загорается бумага, спросите: «Огонь холодный или горячий?», «Огонь добрый или злой?» Удостоверьтесь, что малыш понимает, что пламя — это горячо, опасно. Объясните ребенку, что, если он берет спички в руки, он сердит огонь, а когда он сердится, то съедает бумагу, игрушки, кроватку и т. д.
Для безопасности уберите спички из доступных для Ребенка мест.
Родителям на заметку. Быстрота мышления — способность высказывать максимальное количество идей (показатель количества, а не качества).
Росток
Цель игры: развитие наблюдательности, любознательности, стремление к самосовершенствованию, бережному отношению к природе.
Необходимые материалы и наглядные пособия: линейка, комнатное растение, лейка, цветной карандаш.
Рекомендации: вместе с малышом посадите в горшок семечко или отросток комнатного цветка, за которым ребенок будет ухаживать.
Ход игры.
1-й вариант: игра в домашних условиях.
Закрепите линейку в землю горшка рядом с тем местом, где вы вместе с ребенком посадили зернышко. Наблюдайте за тем, как будет расти и развиваться росток. Рассказывайте ребенку о том, что необходимо для роста и развития растения, с какими трудностями встречается росток, когда он пробивается сквозь толщу земли к свету и теплу. Научите малыша правильно ухаживать за растением. Придумайте сказку о чудесном превращении обыкновенного зернышка в чудесное растение, причем параллельно с развитием цветка должна придумываться очередная часть истории. Привлекайте ребенка для сочинения продолжения сказки.
Вместе с малышом отметьте на линейке размер растения. Через некоторое время заметьте его размер вновь, покажите ребенку, насколько подрос цветок. Выучите с ребенком стихотворение:
Хрустит за окошком
Морозный денек.
Стоит на окошке
Цветок-огонек.
Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!
Уж больно он ярок,
Уж больно хорош,
Уж больно на мамину
Сказку похож! (Елена Благинина)
Поставьте растение на детский стол, чтобы малыш мог поливать его из маленькой лейки. Спрашивайте ребенка, изменился ли цветок, что появилось нового, какого цвета листья, цветы (если растение расцвело). Не забудьте хвалить малыша за то, что он хорошо ухаживает за растением.
2-й вариант: игра на прогулке. Познавательные возможности здесь значительно больше, смена времен года предполагает длительный период наблюдения, умение подмечать мелкие детали и делать выводы, сопоставлять.
Начинать играть можно в любое время года. Во время прогулки найдите небольшое деревце (кустарник, Цветок), воткните в землю палочку, по которой вы будете с ребенком отмечать рост растения. Каждый Раз, когда вы будете приходить к вашему растению, cтарайтесь заметить все изменения, которые произошли с ним в зависимости от времени года, погоды, времени суток. Старайтесь, чтобы малыш сам показывал вам происходящие изменения. Хвалите его за наблюдательность. Старайтесь объяснить, почему происходят те или иные перемены, почему листья желтеют и опадают, почему развернулись листочки. Для наглядности ведите дневник наблюдений, где вы будете вместе с малышом отмечать все, что происходит с растением. Периодически спрашивайте у ребенка его мнение, отчего происходит то или иное явление с растением. Хвалите за оригинальность предположений.
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 3, 4, 5 лет
Игры для детей 3, 4, 5 лет с мелками
Нет комментариев. Ваш будет первым!