Игры на изучение времени для дошкольников
Игры для детей дошкольного возраста «Время. Сутки, неделя, месяц, год»
Все мы проживаем во времени и пространстве, соотнося временные промежутки с событиями собственной жизни. Представление о времени формируется у ребенка на основе постоянно повторяющихся явлений повседневности — чередовании дня и ночи, смене времен года, периодичности своей жизни. Каждая мера в системе измерения времени складывается из единиц предыдущей меры, и служит частью последующей. Поэтому знакомить ребенка с временными интервалами тоже следует поэтапно.
Младшие дошкольники имеют представление о чередовании дня и ночи, следует уточнить и закрепить их знания о частях суток: утро, вечер, день, ночь, понятиях вчера, сегодня, завтра.
Необходимо также обратить внимание ребенка на смену времен года и изменения в природе и жизни человека, происходящие в связи с ней.
Детей постарше знакомят с календарем и его структурой, днями недели, месяцами, годом. Занятия лучше проводить в игровой форме.
Части суток
Из нескольких цветных картинок, изображающих события повседневной жизни, отобрать и разложить в нужной последовательности те, которые относятся к утру, дню, вечеру и ночи (дети утром идут в школу, днем гуляют на улице, вечером смотрят в окно на зажигающиеся фонари, ночью ложатся спать).
Закончи фразу
Предложите ребенку закончить фразу, повествующую о действиях в разное время суток:
Ночью мы спим, а п росы наемся.... (утром ).
Завтракаем мы утром, а обедаем....(днем).
Обедаем мы днем, а ужинаем…(вечером).
Вечером мы ужинаем, а спим....(ночью).
Утро, вечер, день и ночь с мячом
Играть могут взрослый и ребенок или несколько детей. Взрослый задает ребенку вопрос: «Утро, а за ним?» и кидает ребенку мяч, Тот ловит мяч, отвечает на вопрос: «День» и бросает его обратно взрослому. Если играют несколько детей, то они сами перебрасывают друг другу мяч, задавая вопрос и отвечая на него. Вопросы не обязательно задавать в той последовательности, в которой следуют части суток, лучше если они будут непоследовательными — это заставит ребенка быть внимательным и быстро выбирать правильный ответ, закрепляя его знания о частях суток.
Сочиняем рассказ
Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Запишите получившийся рассказ и попросите ребенка проиллюстрировать его своими рисунками. Составьте таким образом мини-книжечку, автором которой будет ваш ребенок.
Игры с цветными карточками
Изготовьте (из цветной бумаги) вместе с ребенком 4 цветных карточки, обозначающие разное время суток.
Первая карточка обозначает утро: на голубом фоне внизу половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка — день, на ярко-синем фоне в верхней части листа ярко желтое солнце. На третей карточке — вечер: на сером фоне оранжевый круг солнца без лучей. На четвертой карточке — ночь: на черном фоне желтый месяц и белые звезды. Описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?» Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку. Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.
Эту же игру можно повести следующим образом: вместо рассказа о типичной ситуации, вы показываете рисунок, на котором нарисована такая ситуация, а ребенок поднимает соответствующую карточку, а затем сам рассказывает о том, что делают в это время суток. Если вы играете с группой детей, можно за каждый правильный ответ и хорошо составленный рассказ вручать ребенку фишку: фишки могут быть разного цвета: розовый — утро, голубой — день, серый — вечер, черный — ночь.
Рассказ по картинкам
Положите перед ребенком набор картинок, на котором ребенок (мальчик или девочка) просыпается, умывается, завтракает, идет в школу, обедает, делает уроки, гуляет, ужинает, ложится спать. Пусть ребенок расположит их в правильной последовательности, распределив, к какому времени суток относится каждая картинка и составит устный рассказ о распорядке дня.
Сутки
Когда ваш малыш четко усвоит названия частей суток, познакомьте его с самим понятием сутки. Слово «сутки» станет обобщающим названием для последовательности: утро, вечер, день, ночь. Необходимо пояснить, что сутки это отрезок времени длиной в 24 часа, начинающийся и заканчивающийся в одно и то же время. Т. е. сутками называют последовательность времен суток, начиная с их любой части и заканчивая такой же частью: это может быть последовательность: вечер, ночь, утро, день - до вечера ночь, утро, день, вечер - до ночи и т.п. Разложите в необходимом порядке картинки с изображением времен суток, представив разные варианты суток.
Вчера, сегодня, завтра
Объясните ребенку значение слова вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие. Возьмите билеты в цирк или кукольный театр, и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк».
Что мы будем делать завтра?
Поговорите с малышом о том, что вам предстоит сделать сегодня: гулять, рисовать, обедать, отдыхать. Постройте несколько простых предложений, начинающихся со слов: «Сегодня мы будем...». Поинтересуйтесь, что он делал вчера. Пусть ребенок перечислит события, происходившие вчера, начиная повествование словами: «Вчера я...». Спланируйте, что вам необходимо сделать завтра, запишите план необходимых действий на завтра, начав его словами: «Завтра мы...1,2,3.».
Когда это было?
Прочитайте ребенку следующий рассказ: «Зима в этом году выдалась снежная. Вчера весь день шел снег. Он засыпал весь двор, скамейки и дорожки. А сегодня Петя и Миша вышли во двор, расчистили снег на площадке и залили ее водой. Завтра каток замерзнет, и Петя и Миша будут кататься на коньках». Пусть малыш ответит на следующие вопросы:
1. Когда шел снег? (Вчера).
2. Когда Петя и Миша залили площадку водой? (Сегодня).
3. Когда они будут кататься на коньках? (Завтра).
Неделя. Дни недели
Ребенка среднего дошкольного возраста знакомим с определением недели. Помогите ребенку запомнить количество дней недели и их названия. Для этого удобно соотнести дни недели с определенными событиями: в понедельник, первый день недели, после отдыха идем в детский сад, вторник второй день недели, следует за понедельником, по звучанию его название напоминает числительное второй. Среда — третий день, означает середину рабочей недели, средняя по порядку, четверг - четвертый, пятница — пятый день, названия созвучны числительным, пятница - день перед выходными, и, наконец, суббота и воскресенье — выходные дни, дни интересного досуга и отдыха.
Подарите малышу комплект одежды «неделька» из семи предметов на каждый день с яркими надписями — названиями дней недели.
Сказка
Расскажите малышу такую сказку: «Жила была дружная семья. И было в этой семье семеро братьев и сестер. Ведь семья — это семь «Я», семеро дружных родственников. Называлась эта семья — Неделя. Самого старшего брата звали понедельник. Он родился самым первым, был самым взрослым и серьезным, начинал все важные для семьи дела и присматривал за остальными братьями и сестрами. Вторник был чуть помладше брата Понедельника, но всегда во всем помогал ему. Среднюю сестричку звали Среда. Она во всем слушалась старших братьев и заботилась о младших братьях и сестрах. Младшего брата звали Четверг, он появился на свет четвертым и был веселым и послушным, за все брался с охотой и все успевал в срок. Младшую сестру, пятую по счету в семье, звали Пятница, она была лучшей подругой и помощницей всем членам большой семьи. И были еще в семье маленькая сестричка Суббота и совсем маленький братик Воскресенье. Поскольку они были совсем крошками, они ничего особенного не делали, а только отдыхали, а все остальные братья и сестры баловали и развлекали их. Эта дружная семья здравствует и по сей день, а мы каждое утро встречаемся с ее знаменитыми братьями и сестрами». Впоследствии ребенок может вместе с вами или сам сочинять подобные сказки на каждый день.
Знакомимся с календарем
Познакомьте ребенка с календарем. Покажите ему различные виды календарей: настенный, настольный — перекидной, открытка — календарик, отрывной; объясните, как ими пользоваться. Отрывной календарь дает яркое наглядное представление об уходящих днях, неделях, месяцах.
Год в коробке
На протяжении всего года вы можете вместе с ребенком проводить следующий познавательный эксперимент, наблюдая за отрывным календарем:
Разделите картонную коробку на 18 ячеек, по размеру календарных листков: три ряда по шесть ячеек. Наблюдения за календарем нужно начать с 1 января. В ячейки нижнего ряда вы будете последовательно складывать оторванные листки календаря с днями недели - по 7 в каждую. Одна ячейка нижнего ряда символизирует неделю. Когда месяц закончится, пересчитайте количество недель, и общее количество дней и положите их в первую верхнюю ячейку верхнего ряда. 12 ячеек верхнего ряда будут символизировать 12 месяцев года. Глядя на количество пустых и заполненных ячеек, ребенок легко может определить, сколько недель в этом месяце, сколько месяцев года прошло и сколько осталось, сколько месяцев в году вообще. Можно посчитать, сколько дней месяца прошло и сколько дней было в ушедшем. Такая игра — эксперимент помогает сформировать у ребенка ясное представление о структуре календаря и о временных отрезках года.
С разъемными листками календаря можно организовать и такие игры:
Подбери пару
Выберите из стопки календарных листов по паре каждого дня недели (2 понедельника, 2 вторника и. т. д.).
Всех по пять
Выберите из стопки пять вторников или пятниц или других дней недели (число и месяц значения не имеют).
Неделька
Соберите календарную неделю из разрозненных листов, (число, месяц, год значения не имеют).
Неделька по порядку
Соберите календарную неделю из разрозненных листов, теперь так, чтобы числа в ней шли по порядку: 1-е — понедельник, 2-е — вторник, 3-е — среда и т. д.
Какое сегодня число?
Найти сегодняшнее число среди других листиков. Найти также вчерашнее и завтрашнее числа.
Пятница, 13-е
Пятница, 13-е считается почему-то мистическим днем. Сколько раз в году 13-е число выпадает на пятницу? Отыщите все листики с таким днем. Аналогично можете выбрать остальные листки, совпадающие не только по числу, но и по дню недели.
Четные и нечетные
В быту многие расписания строятся ориентируясь на четные и нечетные числа месяца. Если ребенок знаком с понятием четные и нечетные числа, предложите ему выбрать, например, все четные вторники в году. Или все нечетные субботы. Ребенка младше можно попросить просто выбрать определенный день недели с числами 2, 4, 6, 8,10.
Каждый второй четверг месяца
Попросите ребенка выбрать все листики с определенным днем определенной по счету в месяце недели, например: каждую третью среду каждого месяца или каждый второй четверг.
Цветик-семицветик
Посмотрите вместе с ребенком, какого цвета число на воскресном дне в календаре? Красного. Красным цветом во всех календарях обозначают выходные и праздничные дни. Итак, воскресенье в календаре красного цвета. Пофантазируйте с ребенком, какого цвета другие дни недели. Склейте из цветной бумаги цветок — цветик-семицветик с разноцветными семью лепестками, каждый из которых будет определенным днем недели: воскресенье — красным, понедельник — оранжевым, и т. д. Напишите на каждом лепестке название соответствующего в вашей игре дня недели. У вас получиться цветок- календарь. Отрывайте каждый день по лепестку, и неделя пролетит незаметно.
Для большой группы детей можно организовать коллективные игры с листками календаря: всем играющим прикалывают
Игра 1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели — вторников, четвергов и т. д. Числа не имеют значения. Побеждает та команда, которая соберется первой.
Игра 2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (число и месяц значения не имеют). Побеждает команда, которая соберется первой.
Игра 3. Найти вчерашний день. Например, участник с листком «третье февраля» ищет «второе февраля». Побеждает тот, кто нашел пару первым.
Дни и месяцы с мячом
Поиграйте с ребенком в мяч, перебрасывая его друг другу и называя на каждую передачу по порядку дни недели, месяцы. Ребенок может играть самостоятельно, подбрасывая мяч вверх или отбивая его об пол — главное на каждый удар или бросок правильно и без запинки называть дни недели или месяцы.
Времена года
Перечитайте вместе с малышом сказку Маршака «12 месяцев». Напомните ему о том, что каждый новый год начинается 1 января, в году 12 месяцев и четыре времени года: зима, весна, лето, осень, и 12 месяцев разделяют соответственно временам года: три зимних, три весенних три летних и три осенних.
Предложите ребенку 4 разных цветных картинки с изображением зимы, весны, лета и осени. Пусть он разложит листки календаря по три стопки-месяца на каждую картинку.
Называйте малышу месяцы не по порядку, а он пусть выбирает и поднимает картинку, изображающую время года, к которому относится месяц.
Зайка
Для игры понадобятся 4 картинки следующего содержания:
1. заяц-беляк зимой на снегу,
2. заяц на льдине во время весеннего половодья,
3. заяц-русак на летней поляне в траве;
4. заяц в осеннем лесу во время линьки.
Предложите малышу ответить на вопросы, что изображено на картинках, как и почему меняется окраска зайчика в разные времена года? Составьте маленький рассказ по картинкам о жизни зайки в разные времена года.
Что нам нужно?
Вам понадобятся четыре красочных картинки или фотографии, на которых четыре разных времени года и предметные картинки относящиеся к каждому сезону. Предложите малышу разложить предметные картинки по сезонам к каждой фотографии: чем мы пользуемся и что нам нужно в разные времена года. Предметные картинки следующие: коньки, лыжи, пальто, валенки, варежки, зонтик, резиновые сапоги, плащ, скворечник, мимозы, куртка, бумажный кораблик, солнечные очки, ласты, купальник, гамак, сачок, калоши. Попросите ребенка объяснить, для чего нужна та или иная вещь.
Рассказ о временах года
Составьте вместе с ребенком четыре рассказика о временах года, отвечая на следующие вопросы. Сколько всего времен года? В каком порядке они следуют друг за другом? Как мы узнаем о смене времени года? Как изменяется погода? Какие природные явления мы наблюдаем? Что происходит с растениями: деревьями, цветами, травой, плодами? Как ведут себя животные в дикой природе? Какие краски в природе преобладают? Какие изменения происходят в жизни людей? Как мы одеваемся? Что мы делаем на улице? Как проводим время? В какие игры играем? Какие праздники отмечаем? Запишите рассказики, составленные ребенком. Пусть он проиллюстрирует их собственными рисунками.
Пять слов на тему
Пусть ребенок подберет к каждому времени года по пять слов, связанных с ним на следующие темы: одежда, погода, явления природы, прогулка.
Чаще беседуйте с ребенком на тему, какое время суток сейчас, какая погода, чем отличается зимний день от летнего или осеннее утро от весеннего. Обсуждайте явления природы и перемены в окружающем мире, связанные с настоящим временем года.
Похожие статьи:
Развивающие задания для дошкольников
Задания по обучению грамоте для детей в картинках
Игры на развитие ориентировки в пространстве для дошкольников
Нет комментариев. Ваш будет первым!