Игры для детей, способствующие улучшению артикуляции и речи
Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет
На данном этапе развития ребенка вы являетесь объектом подражания, поэтому необходимо показывать малышу необходимые движения для того, чтобы он мог играть в ту или иную игру для развития артикуляции. В более старшем возрасте, когда ребенок научится сопоставлять и осознанно повторять необходимые движения по просьбе взрослых, контролем будет служить отражение малыша и его движений в зеркале.
Родителям на заметку
Эмоциональный опыт ребенок приобретает с самого раннего возраста при общении с взрослыми.
Обезьянка, или рожицы
Цель игры: развитие подражательной способности, художественного подражания, воображения, умения анализировать.
Необходимые материалы и наглядные пособия: зеркало, две расчески, салфетки, две губные помады.
Ход игры: сядьте рядом с ребенком перед зеркалом.
1-й вариант: положите перед собой расческу, губную помаду, салфетки. Рассказывайте веселую историю о забавной обезьянке, которая все повторяла за человеком. Расчесывайте волосы, пусть ребенок расчесывает волосы тоже. Особый восторг у малышей возникает, когда они начинают красить губы, щеки, разрисовывать лицо помадой. Постарайтесь, чтобы ребенок по возможности более точно повторял ваши движения, когда вы подрисовываете губы, подкрашиваете щеки. В конце игры обязательно сотрите помаду салфетками. Пусть ребенок последует вашему примеру.
2-й вариант: все та же обезьянка решила передразнить папу или маму. Мама улыбнулась, глядя в зеркало, и она тоже улыбнулась, она нахмурилась — и обезьянка стала хмурой, и т. д.
Хвалите малыша за наблюдательность и точность повторений.
3-й вариант: папа и мама превращаются в обезьянок и повторяют все, что делает малыш, его мимику, движения.
4-й вариант: попросите малыша изобразить злую обезьяну, смешную, добрую, улыбающуюся, высовывающую язык, обезьянку, которая дразнится, и т. д.
Хвалите малыша за способность подражать и импровизировать.
Родителям на заметку. Чем раньше вы начнете играть с ребенком в игры для развития артикуляции, тем раньше он заговорит.
Ветер
Цели игры: развитие мышц губ, щек, улучшение вентиляции и проходимости бронхов, увеличение жизненного объема легких.
Необходимые материалы и наглядные пособия: легкий капроновый или шелковый платок, можно использовать легкий небольшой кусок ткани из аналогичных материалов.
Ход игры: расскажите ребенку сказку о маленьком легком ветерке, который хотел стать сильным и могучим.
1-й вариант: попросите ребенка изобразить, как дует легкий ветерок. В то время, когда он будет дуть, подбросьте платок, чтобы он попал в поток воздуха. Попросите малыша поднять платок и вновь подуть, как дует легкий ветерок. Затем попросите ребенка, чтобы он бросал платок, а ветром будете вы. Периодически меняйтесь с малышом ролями. Когда очередь дойдет до ребенка, попросите его изобразить сильный, Штормовой ветер, порывистый ветер (ветер налетает, ветер убегает, вновь налетает, и вновь убегает), легкий летний ветерок, злой осенний ветер и т. д. В меру подыгрывайте ребенку, чтобы у него закрепилась положительная самооценка.
2-й вариант: если при варианте 1 платок может касаться земли, то в данном случае постарайтесь, чтобы ткань на землю не падала. У кого платок коснется земли, тот исполняет танец или песенку.
Хвалите ребенка за изобретательность и выдумку.
Родителям на заметку. Положительная самооценка рождает уверенность и желание идти дальше.
Мыльные пузыри
Цели игры: развитие мышц губ, щек, улучшение вентиляции и проходимости бронхов, увеличение жизненного объема легких, эмоционального контакта.
Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушка «Радужные шары » (готовые мыльные пузыри), неглубокое блюдце, соломинка, шампунь (пена для ванн), помазок, стакан с водой.
Рекомендации: внимательно следите за тем, чтобы мыльный раствор не попал малышу в глаза и в рот.
Ход игры.
1-й вариант: покажите ребенку, как пускаются мыльные пузыри, используя готовый раствор-игрушку. Выберите яркий солнечный день, чтобы пузыри переливались на солнышке всеми цветами радуги, это привнесет в игру повышенный эмоциональный настрой. Вспомните игру «Ветер»: попытайтесь, чтобы мыльные пузыри не упали на землю и как можно дольше парили над вами и ребенком.
2-й вариант: вместе с малышом приготовьте раствор для пузырей самостоятельно. В неглубокое блюдце налейте немного шампуня (пены для ванны), разведите его наполовину водой, хорошенько взбейте помазком до появления стойкой пены. Возьмите соломинку (трубочку для коктейля), окуните ее в мыльный раствор и выдуйте пузыри. В дальнейшем ход игры см. 1-й вариант.
Хвалите ребенка за его умение выдувать красивые пузыри и за ловкость, с которой он с ними играет.
Сладкое варенье (или хитрый язычок)
Цель игры: развитие мышц языка, нижней челюсти, подвижности и свободных движений языка.
Необходимые материалы и наглядные пособия: варенье, мороженое, салфетки.
Рекомендации: играя в эту игру, не перекармливайте ребенка сладким.
Ход игры: попросите ребенка показать язычок, положите на него немного варенья или мороженого, попросите показать малыша, как было вкусно, при этом сами причмокивайте и говорите: «Очень вкусно!»
Затем намажьте ребенку губы и покажите, как можно слизать сладкое, при этом хвалите малыша за то, что у него такой шустрый язычок, все варенье слизал.
Повторите игру несколько раз. Просите малыша, чтобы язычок не ленился и слизывал варенье тщательно, с верхней губы, с нижней, из уголков рта.
После игры ребенок пусть самостоятельно вытирает губы салфеткой.
Игра будет проходить более весело и интересно, если все члены семьи будут слизывать со своих губ варенье наперегонки, а в конце игры определят, чей язычок самый прилежный и старательный.
Широко раскроем рот (иди крокодил и бегемот)
Цель игры: развитие мышц нижней челюсти, мышц щек и языка.
Рекомендации: перед проведением игры расскажите и покажите ребенку на картинке, как широко раскрывает рот бегемот, когда он зевает, и какой хитрый крокодил, который открывает пасть и замирает, чтобы поймать добычу.
Ход игры: посадите малыша перед собой и поиграйте с ним в крокодила или бегемота, которые лежат в реке и широко открывают рот (вы широко открываете рот вместе с ребенком). Необходимо удержать рот раскрытым, считая до пяти, затем резко закрыть его, изображая охоту крокодила за добычей. Игру желательно повторить 3-4 раза.
Хвалите малыша за его умение выполнять трудные задания.
Родителям на заметку. Взрослые могут самостоятельно придумать игры и играть с детьми. Зная малыша, попробуйте придумать что-то, что могло бы увлечь вашего ребенка и вас, что укрепило бы невидимую, внутреннюю ниточку доверия и взаимопонимания.
Попробуйте, и у вас получится. Следуйте известной уже схеме:
1) условное название игры;
2) цель игры;
3) необходимые материалы и наглядные пособия, игрушки;
4) рекомендации (при необходимости);
5) ход игры.
Труба (или филин и эхо)
Цель игры: развитие мышц губ, щек, фонетического слуха.
Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушечная труба.
Рекомендации: перед началом игры покажите ребенку игрушечную трубу, продемонстрируйте, какие звуки она издает, пусть он немного поиграет с ней самостоятельно.
Ход игры: после того как малыш усвоил, как необходимо трубить, прочитайте стихотворение:
Во сыром темном бору
Сидит филин на дубу
И играет во трубу.
Он играет во трубу.
Во трубоньку, во трубу,
Труба трубит: «Туру-туру-туру-ру».
Филин скажет: «Бу-бу-бу-бу!»,
Эхо вторит: «Уу-уу-у-у»
Попросите ребенка показать, как играет на трубе Филин, показать, как отвечает ему эхо (сначала повторяйте вместе с малышом, а затем предоставьте ребенку возможность делать это одному).
В дальнейшем для закрепления навыков вы попросите ребенка самостоятельно, без стихотворения изобразить, как играет филин на трубе, как говорит филин и как ему отвечает эхо.
Хвалите малыша за сообразительность.
Родителям на заметку. Давайте ребенку возможность испробовать себя в самых различных областях знаний и видах деятельности.
Имитатор
Цель игры: развитие артикуляции, слухового внимания, умения анализировать и сопоставлять.
Необходимые материалы и наглядные пособия: разнообразные игрушки.
Рекомендации: пойте вместе с ребенком, тогда он быстрее научится правильно произносить звуки.
Ход игры.
1-й вариант: показывая игрушки и играя с ними, вы просите малыша повторить, как лает собака — «ав - ав», «газ», мяукает кошка — «мяу», плачет кукла — «а-а-а» и т. д.
2-й вариант: поставьте игрушки в ряд перед ребенком, имитируя, как они разговаривают. Затем говорите за животных сами, а малыш должен выбирать нужную игрушку.
3-й вариант: имитируя, как лает собака, возьмите в руки кошку и спрашивайте: «Так мяукает кошка?» Ребенок должен дать правильный ответ и выбрать игрушечное животное, которое кричит подобным образом.
Обязательно хвалите малыша. После игры все игрушки должны быть собраны и стоять на своих местах.
Игры, способствующие улучшению артикуляции и речи. Игры при неправильном прикусе
Цель блока игр: упражнения на артикуляцию (гимнастика) помогут укрепить мышцы губ, языка, нижней челюсти, для того чтобы без труда совершать переходы от одного движения к другому, удерживать необходимое положение губ, языка и нижней челюсти. Рекомендации. 1. Сначала играют у зеркала. Упражнения выполняют медленно. После того как ребенок освоился, зеркало можно убрать и играть без него. 2. Заниматься лучше 2 раза в день в течение 5-7 мин в зависимости от возраста и усидчивости ребенка. 3. Импровизируйте, придумывайте занимательные истории о приключениях языка, используйте для этого различные игрушки. В игры «Широко раскроем рот», «Сладкое варенье, или Хитрый язычок» играют перед зеркалом.
Шары Цель игры: развитие мышц щек, губ, мимических мыщц лица, увеличение жизненного объема легких. Необходимые материалы и наглядные пособия: воздушные шары, фломастеры. Ход игры: покажите малышу, как можно надуть воздушный шар, попросите его сделать это самостоятельно. Ребенок должен надувать шар медленно, иначе у него может закружиться голова. Надутые малышом шары можно разрисовать фломастерами. Предоставьте это сделать самому ребенку: на одном попросите нарисовать веселую рожицу, на следующем — грустное лицо и т. д. После того как шарики будут разрисованы, попросите ребенка изобразить выражения лица, которые он рисовал на надутых шариках. Добивайтесь от него, чтобы мимика была убедительной, для контроля поставьте малыша перед зеркалом, чтобы он мог видеть свое лицо. Полезный совет Если во время занятий язычок у ребенка напряжен и дрожит, отклоняется в сторону и малыш не может удержать его в нужном положении, обязательно обратитесь за помощью к логопеду.