Литературные игры для старшеклассников
Литературные игры для учащихся 10-11 классов
1. Угадай литературного героя
Для проведения этой игры выбирается ведущий, который загадывает какого-либо литературного героя (по возможности, известного остальным играющим) и предлагает отгадать, кого он задумал. Угадывающие могут задавать ведущему любые вопросы, но только в такой форме, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет» (например, нельзя спрашивать, как выглядит герой, вопрос необходимо сформулировать иначе: дается ли в произведении портрет героя?). Вопросы могут относиться не только непосредственно к самому герою, но и к произведению в целом, и к автору (Это произведение русской классической литературы XIX века? Древнерусской литературы? Автор эмигрировал из России после 1917 года? И т. п.). Выяснив с помощью подобных вопросов возраст, социальный статус, характер, род занятий героя и другие необходимые характеристики, угадывающие в конце концов называют данного персонажа. Само собой разумеется, что в игре необходимо утвердить ряд «запретов», чтобы исключить ситуации, когда играющие просто перечисляют подряд всех авторов или героев: задавать вопросы типа «Это произведение Чехова?» или «Это Базаров?» — можно не более трех раз. Приведем примеры такой игры и «разыграем» несколько ситуаций.
А
Это герой произведения русской классической литературы XIX века?
Нет.
Это герой произведения литературы XX века?
Да.
Автора можно отнести к представителям «серебряного века» русской литературы?
Нет.
Это литература второй половины XX века?
Да.
Автор этого произведения жив в настоящее время?
Да.
Герой — мужчина?
Да.
Он молодой?
Нет.
У него есть семья?
Да.
Он живет в городе?
Нет.
В деревне?
Сейчас — нет.
Некоторые вопросы, заданные игроками, могут не иметь жестко однозначного ответа; предположим, о Николае Петровиче Кирсанове, герое романа И. Тургенева «Отцы и дети», спросили, женат ли он; Тургенев сообщает читателю, что его герой был женат и овдовел. В таком случае ведущий может немного отступить от жесткой формы «да» — «нет» и позволить себе небольшое дополнительное замечание.
Герой был крестьянином?
Да.
Но на страницах произведения он занимается чем- то иным?
Да.
Он по своей воле сменил род занятий?
Нет.
Действие произведения происходит во время Великой Отечественной войны?
Нет.
В послевоенное время?
Да.
Он работает на каком-то заводе?
Нет.
В колхозе?
Нет.
В больнице?
Нет.
В школе?
Нет.
Когда все возможные варианты какого-то направления в поиске исчерпаны и «следствие» заходит в тупик, играющий может перейти к другой серии вопросов, оставив пока неразрешимый.
Автор этого произведения хорошо известен русскому читателю?
Да.
А зарубежному?
Да.
Он был лауреатом каких-нибудь премий в области литературы?
Да.
Он эмигрировал из России в 70-е годы?
Да.
Сейчас он живет за границей?
Нет.
Он был удостоен Нобелевской премии?
Да.
Это А.И. Солженицын?
Да.
Его произведение о жизни заключенных в лагерях?
Да.
«Архипелаг ГУЛАГ»?
Нет.
«Один день Ивана Денисовича»?
Да.
Герой — сам Иван Денисович?
Да.
Б
Это произведение написано в XX веке?
Да.
Это произведение зарубежной литературы?
Нет
Герой — женщина?
Нет.
Герой — молодой мужчина?
Нет.
Пожилой?
Да.
Это главный герой?
Нет.
Он играет важную роль в сюжете?
Нет.
Это эпизодический персонаж?
Да.
Он произносит много реплик?
Нет.
Он ничего не говорит?
Практически да.
Он произносит отдельные звуки?
Да.
Он крепостной крестьянин? (проигрывается версия: герой — Герасим из «Муму» Тургенева).
Нет.
Это драматическое произведение?
Да.
Комедия?
Да.
Это лекарь Гибнер, герой комедии Н. Гоголя «Ревизор»?
Нет.
Он богат?
Да.
У него есть семья?
Да.
Большая?
Да.
У него есть сын?
Нет.
У него несколько дочерей?
Да.
Он хочет выдать их замуж?
Да.
Герой плохо слышит?
Да.
Это князь Тугоуховский из комедии А. Грибоедова «Горе от ума»?
Да.
В
Это комический герой?
Нет.
Он принимает активное участие в сюжете?
В событиях — нет.
Его присутствие связано с любовной интригой?
Нет.
Его участие в событиях связано с общественно- политическими интересами?
Да.
Он герой драматургического произведения?
Нет.
В произведении изображены военные события? Да.
Это Великая Отечественная война?
Нет.
Гражданская?
Нет.
Этот герой — реальное историческое лицо?
Да.
Изображаются события XIX века?
Нет.
XVIII?
Нет.
Это «Слово о полку Игореве»?
Да.
Этот герой — воин?
Нет.
Это — князь Святослав?
Да.
2. Игра «Аукцион рифм»
Ведущий называет слово, а игроки подбирают к нему как можно больше рифм (ракета — комета — котлета — лето — вендетта — балета — смета — одета — паркета — конфета — света — ответа — согрета — буфета — кларнета — галета — совета — привета и т. д.). Игра может проводиться по принципу аукциона, когда все желающие подряд называют рифмы и выигрывает последний назвавший. Возможно использовать это задание для конкурса капитанов на какой-либо литературной игре: в таком случае игроки по очереди называют рифмы, если же капитан, до которого дошла очередь, не может назвать слова, он выбывает из игры, в таком варианте выигрывает оставшийся и не выбывший из игры. Особое внимание следует обратить на выбор слова, к которому будут подбираться рифмы. С одной стороны, предпочтительнее выбирать слова, потенциально имеющие множество рифменных пар, то есть оканчивающиеся на типичные для русского языка звуковые комплексы (весна — красна — тесна — Десна
сон — небосклон — вагон — склон — клен — балкон , дело — смело — пело — тело — обогрело и т. д.), само собой разумеется, что слова, к которым практически невозможно подобрать рифму, разве что какую-нибудь экзотическую (аметистовый — перелистывай), для игры выбирать не стоит. С другой стороны, следует избегать грамматических форм, к которым можно подобрать великое, но однообразное множество рифмующихся слов (как правило, это глагольные формы на -ать, -ить, -ал, -ил). Вот пример рифменной цепочки, включающей разнообразные грамматические формы (это рифмы из стихотворения А. Сумарокова «Двадцать две рифмы»): взгляду — досаду — вертограду — младу — громаду — кладу — сряду — насяду — саду — винограду — чаду — граду — украду — яду — складу — гаду — награду — ладу — отраду — сзаду — аду. В игру можно вводить различные дополнительные правила: подбирать только точные рифмы или, наоборот, неточные, давать дополнительные баллы за подобранную составную или разноударную рифму и т. д. Одним из дополнительных заданий может быть следующее: включить все слова в одно предложение, увязав их по смыслу.
Аукцион может проводиться и на другом материале: назвать героев какого-либо литературного произведения (выбирать следует «многонаселенные» произведения — «Война и мир», «Тихий Дон» и т. п.), стихотворения, написанные определенным стихотворным размером (например, дактилем), тексты, названия которых построены по какому-то заданному принципу (например, в названиях встречается числительное, имя собственное и т. д.).
3. Буриме
Это всем известная литературная игра, которая заключается в коллективном (или индивидуальном) сочинении стихотворения на заданные рифмы. Варианты ее проведения также различны.
а) За основу берутся рифмы из стихотворения какого-либо поэта, причем достаточно традиционные, ориентирующие «сочинителей» на одну и ту же определенную тему, например, седая — леса — мерцая — небеса — белеет — окрест — цепенеет — звезд — пустыни — горой — долине — порой — зажжется — снег — пронесется — бег — молчанье — равнин — дыханье — один (рифменная цепочка явно задает четкое смысловое поле «природа — зима — одиночество»). После выполнения задания читается «оригинал» (как правило, выявляющий несовершенство только что созданных «поэтами» творений). Приведенные выше рифмы взяты из стихотворения И. Бунина:
Ночь и даль седая, —
В инее леса.
Звездами мерцая,
Светят небеса.
Звездный свет белеет,
И земля окрест
Стынет-цепенеет
В млечном свете звезд.
Тишина пустыни...
Четко за горой
На реке в долине
Треснет лед порой...
Метеор зажжется,
Озаряя снег...
Шорох пронесется:
Зверя легкий бег...
И опять молчанье...
В бледной мгле равнин,
Затаив дыханье,
Я стою один.
Другие варианты рифменных цепочек:
заря — гумнами — псаря — шумными — следы — курится — дрозды — хмурится — огней — долинами — скучней — звериными (И. Бунин «Туман»);
зубы — рогах — грубый — полях — шуму — уголке — думу — телке — сына — впрок — осиной — ветерок — свее — судьбой — шее — убой — тоще — рога — роща — луга (С. Есенин «Корова»);
света — лучи — этот — приручить — скажет — кровь — ляжет — любовь — смотреть — проклятый — взлететь — крылатой — туман — лица —. тюльпан — петлице (А. Ахматова «Смятение»);
сад — кочки — дрожат — огонечки — дерев — колоколами — оцепенев — крестами — тополя — ограды — поля — листопады — серебре — возникновение — нетопырей — шелестенье — мое — зное — родное — небытие (А. Белый «Ночью на кладбище») и т. д.;
б) «Серьезное» буриме. Рифмы также берутся из какого-либо стихотворения, но они достаточно сложны, не нацеливают на какую-то тему и допускают множество разнообразных интерпретаций. Это не шуточный эксперимент, а серьезное «поэтическое задание». Вот несколько вариантов такого задания:
светилен — покрывал — обессилен — припал — знали — стрела — забрале — мгла — портьерой — окно — уверуй — одно — филин — свеч — светилен — совлечь (Б. Пастернак «Зимняя ночь»);
свист — льдинок — лист — поединок — горох — лопатках — Фигаро — грядку — сыскать — доньях — садка — ладонях — духота — ольхою — хохотать — глухое (Б. Пастернак «Определение поэзии»);
пчелой — лира — мира — душой — ее — святотатца — всосаться — бытие — головой — бездны — подзвездный — пыльцой — киоск — по- лухмельная — накопляя — воск (В. Ходасевич «Трудолюбивою пчелой»).
в) Шуточное буриме. Для этого варианта выбирается рифменные цепочки, производящие явно комический эффект, их можно придумать самим или снова позаимствовать из каких-нибудь стихотворений (причем последние не обязательно должны быть смешны, общее содержание стихотворения может противоречить комизму рифменного «каркаса»). Здесь «удобны» рифмы, в которые можно вложить содержание, порой весьма далекое от оригинала. Вот пример такого буриме:
обманет — сердись — смирись — настанет — живет — уныло — пройдет — мило — это рифмы из стихотворения А. Пушкина «Если жизнь тебя обманет»:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись.
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Данные рифмы были предложены школьникам на одном из литературных конкурсов, и сочиненные ими варианты «встраивали» эту систему рифм в совершенно разнообразные контексты:
Если муж тебя обманет,
На него ты не сердись,
Прогони или смирись,
Все равно твой час настанет.
Если он с другой живет,
Не смотри на мир уныло.
Если рядом он пройдет —
Помаши рукою мило!
* * *
Правительство нас не обманет,
А если продаст — не сердись.
Ты с жизнию бедной смирись:
Богатство — оно не настанет.
Правительство тоже живет
Не то, что бы плохо — уныло,
Любая реформа пройдет —
Лишь это нам сладко и мило.
Если кто-то на уроке вдруг учителя обманет,
Сразу тот поставит двойку: сам попался — не сердись.
Если ты урок пропустишь, то такое тут настанет!
Уж не экспериментируй, с долей школьника смирись.
Если как-то на уроке станет вдруг тебе уныло,
Об учителе подумай, может, плохо он живет.
И не лей ему чернила, улыбаясь, в сумку мило,
И не ставь ему подножку, если мимо он пройдет.
Бежите — вопрос — трите — нос — благодарен — лучезарен — чего-с — морозы — нос — розы (Н. Некрасов «О погоде. Крещенские морозы»);
дней — ночей — продолжаются — днем — твоем — отзываются — дней — ночей — дни — ночи — очи — усни (Н. Некрасов «3<и>не»);
родильницу — скрежетать — чернильницу — мать — взлохмачены — овца — истрачены — конца — мозга — мигрень — розга — тюлень — иссякаю — найду — кусаю — жду (С. Черный «Переутомление»);
плюсом — рубль — флюсом — убыль — копейки — брешь — бумазейки — плешь — чижик — утра — рыжик — вчера — клизму — рот — пессимизму — орет — тараканы — слегка — стаканы — потолка (С. Черный «Обстановочка»);
яички — носы — личики — колбасы — взятки — тем — перчатках — крем — студни — животе — будни — мечте (С. Черный «Пасхальный перезвон»);
конца — лица — вперед — идет — рост — ост — брат — назад — кегельбан — капитан — молодой — водой — где — воде — рассвет — нет — людей — гвоздей (Н. Тихонов «Баллада о гвоздях»);
убил — был — порой — рекой — надел — сел — спешит — храпит — бока — седока — сил — утопил (В. Жуковский «Мщение»);
селедки — рядами — кроткий — даме — икорки — Риги — конторки — фиги — Париже — морошкой — жиже — ложкой — полковник — кулебяке — крыжовник — баки — бане — слаще — тумане — чаще (С. Черный «Русская лавочка»);
мало — ширь — утешало — пузырь — умер — подлец — юмор — мертвец — жизни — идеал — брызни — хохотал (Дон Аминадо «Друг-читатель»)..
Литературный театр
Этот тип коллективных игр включает в себя разнообразные инсценировки и может быть использовав при проведении различных литературных игр, творческих конкурсов, КВНов как домашнее задание или в качестве быстрой импровизации.
а) Театральные стилизации
Для этого конкурса выбирается какой-либо общеизвестный сюжет (басни, сказки, мифа и т. п.), который разыгрывается на иной художественной территории («переделывается» в другой жанр, направление, трансформируется в соответствии со стилевой системой какого-то автора и т. д.). Вот примеры подобных заданий:
Трансформировать сюжет рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» в следующие жанры:
нравоучительную повесть «Не дразните собак»; детектив «Пропала собака по кличке Дружок»; мелодраму «О бедной собаке замолвите слово»; роман ужасов «Собака Баскервилей»; драму абсурда «Лысая собака».
Представить миф о яблоке раздора в стилистике следующих направлений:
классицизм («Борьба за власть»);
романтизм («Борьба за огонь»);
натурализм («Борьба за найденную на тротуаре галошу»);
социалистический реализм («Борьба за путевку на съезд передовиков производства»).
Разыграть сказку «Красная Шапочка» так, как бы это сделали символисты или футуристы.
Превратить басню в один из жанров современной массовой культуры:
китайский боевик «Волк и ягненок»;
мексиканская мелодрама «Лебедь, щука и рак»;
американский фильм ужасов «Демьянова уха»;
японская фантастика «Ворона и лисица».
Представить сказку «Курочка Ряба» в следующих драматических жанрах: водевиль;
трагедия;
миракль;
фарс;
моралите (определения жанров см. в Краткой литературной энциклопедии или Литературном энциклопедическом словаре).
Превратить басню «Демьянова уха» в
«Божественную комедию »;
«Преступление и наказание»;
«Кому на Руси жить хорошо»;
«Герой нашего времени».
б) Пантомимы
Этот конкурс проводится следующим образом: одна команда разыгрывает как пантомиму какое-либо литературное произведение (сказку, басню, загадку, пословицу, рассказ и т. д.), а другая отгадывает, что стало материалом для пантомимы.
Похожие статьи:
Викторины по литературе с ответами, 10 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!