Тренинг для родителей в детском саду в средней группе
Тренинг для родителей в ДОУ на тему «Как общаться с ребенком». Средняя группа
Задачи:
■ формировать позитивный настрой на занятие;
■ вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком;
■ повышать родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
■ знакомить родителей с конструктивными способами общения со своими детьми;
■ оптимизировать формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Ход занятия
Упражнение «Встаньте те, кто...»
Педагог-психолог. Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы поговорим о том, как общаться в семье. Предлагаю сыграть в игру, которая поможет понять нам, что при всей непохожести мы — родители — сталкиваемся с одинаковыми проблемами.
Выбранный игрок называет какое-либо действие, совершаемое им по отношению к своему ребенку, начиная со слов «встаньте те, кто...» Все, кто совершал такое же действие, должны встать и очень быстро пересесть на другое место. Тот, кому не хватит места, начинает следующий круг игры.
Беседа «Об основных этапах развития общения ребенка с окружающими».
Педагог-психолог. Общение ребенка с другими людьми, так же как и другие характеристики (физическое состояние, мышление), проходит несколько закономерных этапов своего развития. От одного года до трех лет ребенок становится отдельной от матери личностью и демонстрирует это окружающим («я сам»). К трем годам жизни у ребенка уже сформированы навыки самообслуживания и он многое может делать сам. Наличие «кризиса трех лет» говорит о необходимости создания новых отношений с ребенком, новых форм общения. Дети начинают общаться со сверстниками в совместных играх. (Возраст «почемучки».) От трех до пяти лет у ребенка наблюдается новая форма общения со взрослыми. Главная особенность — сотрудничество в познавательной деятельности. В этом возрасте дети учитывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к их отношению. Поэтому к любым вопросам ребенка нужно относиться серьезно и внимательно.
Отношение родителей к успеху и неуспеху ребенка в различных творческих и других областях способствует формированию у ребенка самооценки. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияют на его отношение со сверстниками.
Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность. Ребенок может замкнуться в себе, стать неуверенным или, наоборот, агрессивным. В возрасте от пяти до семи лет наступает новый этап в общении ребенка со взрослыми. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире. Благодаря взрослому усваиваются нравственные законы, ребенок оценивает свои поступки и поступки окружающих. Родители выступают как образец поведения. К концу старшего дошкольного возраста у ребенка формируются и самопознание, и самооценка, и независимость в суждениях.
Правилом эффективного общения с ребенком является безусловное его принятие. Надо принимать ребенка таким, какой он есть, мы чаще критикуем, раздражаемся, ребенку кажется, что его не любят. Если выражаем недовольство, то не ребенком, а каким-то отдельным действием. Будьте внимательны к чувствам и желаниям ребенка.
Упражнение «Что может ребенок».
Педагог-психолог. Вторым правилом является помощь. Если ребенок не просит о помощи, не мешайте ему. Если ребенку трудно, обязательно помогите. Но выполняйте за него только то, что он не может выполнить сам.
Подумайте, что ваш ребенок может сделать сам, а что вместе с вами. А теперь напишите список дел, которые ребенок может выполнить самостоятельно, а которые только с вашей помощью.
Родители выполняют задание.
Упражнение «Помогалочки».
Педагог-психолог. Третьим правилом является дружелюбный тон общения. Позиция «над» вызывает у ребенка сопротивление, умейте идти на компромисс.
Часто бывает, что ваш ребенок что-то не хочет делать (убирать игрушки, одеваться утром). Давайте постараемся помочь ребенку
Родителям предлагается придумать картинки: «одевание утром», «на кухне», «уборка игрушек» и др.
Беседа «Слышащие родители».
Педагог-психолог. Четвертое правило — это быть с ребенком последовательными в воспитании. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда.
Пятое правило предполагает активное слушание ребенка. Ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, ребенку важно дать понять, что вы знаете о его переживаниях («Я понимаю, что ты расстроен»).
Шестое правило запрещает использовать приказы, команды («Убери», «Перестань»), предупреждения («Не придешь вовремя — пеняй на себя»), нравоучения, советы, готовые решения, критику, выговоры, обвинения, обзывания, догадки («Небось опять подрался»), выспрашивание.
Упражнение «Вырази сочувствие».
Педагог-психолог. Давайте потренируемся слушать и слышать своего ребенка. Я вам буду предлагать различные ситуации, а вы будете активно слушать и выражать сочувствие ребенку, пришедшему к вам с проблемой.
Родители выполняют задания, которые предлагает педагог- психолог.
Упражнение «Что меня радует, что меня огорчает в моем ребенке».
Педагог-психолог. Седьмое правило указывает, что, если ребенок вызывает отрицательные переживания, ему необходимо сообщить об этом («Я на тебя злюсь»).
Восьмое правило гласит: «Выступайте от первого лица и говорите о себе, а не о поведении ребенка» («Я не люблю, когда дети ходят растрепанные»).
Не всегда ребенок вызывает положительные эмоции у родителей. Предлагаю вам записать, что вас радует, а что огорчает в вашем ребенке.
Родители составляют список, после чего идет обсуждение.
Педагог-психолог. Теперь вы знаете о необходимости конструктивного общения с детьми и можете найти оптимальные варианты решения педагогических ситуаций.
Похожие статьи:
Конспект итогового родительского собрания в средней группе в конце года
Нет комментариев. Ваш будет первым!