Сценарий народного осеннего праздника урожая в подготовительной группе
Осенний для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Сценарий «Праздник «Жниво»»
Под русскую народную музыку дети входят в зал и выстраиваются у центральной стены.
1-й ребёнок.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля.
2-й ребёнок.
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря –
Это русские картины,
Это Родина моя.
3-й ребёнок.
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Ведущий. С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожайной осени. Приглашали выглянуть солнышко, прилететь птиц, пролиться дождику. Складывались в народе пословицы, загадки, припевки о временах года. Примечали люди, что снежная зима обещает богатый урожай хлеба, что после дождливого мая хорошо растёт рожь и пшеница. Из уст в уста передавались народные приметы и дошли до нас. Сегодня мы отмечаем праздник «Жниво» и побывает у нас в гостях Осень. Давайте её закликать.
ЗАКЛИЧКА«ОСЕНИННАЯ»
Дети (идут «змейкой» и говорят).
Осень, осень, в гости просим,
Осень, осень, погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём! Ау-у-у!
В зал «влетает» девочка-«кукушка».
Дети.
Кукушечка, кукушечка,
Птичка серенькая - рябушечка.
К нам осень пришла,
Нам добра принесла:
1-й ребёнок.
В коробью - холста,
На гумно - зерна.
2-й ребёнок.
В коробью - лён, конопель!
На гумно - рожь, ячмень!
Все. Прощай, прощай, кукушечка!
3-й ребёнок.
До частых гроз,
До зелёных берёз.
4-й ребёнок.
До новой травы,
До красной зари.
Все. Осень, осень, в гости просим!
Приговаривая эти слова, дети машут вслед «кукушке» и поют: «Ау-у-у!».
В зале появляется Осень.
Осень.
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Дети перестраиваются в круг, исполняют песню к игре «Здравствуй, осень».
Ведущий.
Вот и осень пришла,
В каждый дом урожай принесла!
Усаживает Осень на почётное место.
- Вы знаете, что осенью заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай не только фруктов и овощей, но и урожай пшеницы, ячменя, ржи. «Жито» - так в старину называли хлеб. Это была трудная работа, её выполняли вручную. Жито жали серпами, а молотили цепами. А чтобы легче было работать, люди помогали себе припевками, песнями, посвящали своей работе стихи.
5-й ребёнок.
Как у нашего овса
Растёт русая коса.
У нашей пшеницы
Жёлтые ресницы.
6-й ребёнок.
У нашей гречки –
Чёрные колечки.
У нашей картошки
Головы-лепёшки.
Ведущий.
Поле моё русское!
Сторона родная!
Поднимайся к солнышку,
Пшеница золотая!
Группа девочек исполняет «Танец с колосьями».
7-й ребёнок.
Будем жито жать,
Во снопочки вязать,
На ток возить, цепами молотить.
8-й ребёнок.
Уж вы, жнецы молодые,
Серпы золотые,
Уж вы, жнецы, жните, не ленитесь,
А обжавши ниву, вместе веселитесь!
Дети исполняют песню «Ой вы, молодые, серпы золотые», а мальчики-«жнецы» инсценируют.
Выстраиваются в шеренгу, в руках держат колосья (жито).
1-й «жнец». Кто пахал-тому силку.
2-й «жнец». Кто сеял - тому две.
3-й «жнец». А кто жал - тому все.
Раскидывают жито на пол.
Ведущий. Завершив работу, девушки катались по ниве, приговаривая слова, обращенные к ней.
Девочка.
Нивка, ты, нивка,
Отдай мою силу,
Уж я тебя жала,
Силку потеряла
На пост, на колотило,
На молотило, на кривое веретено.
«Жнеи» - девочки кувыркаются по ниве, затем встают, повернувшись друг к другу лицом, и говорят:
Ох, и слава Богу,
Что жито пожали
И в копны поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А в печи - пирогами.
Затем перевязывают колоски лентой, то есть «завивают бороду».
1-я жнея.
Вейся, вейся, борода,
Бородушка, вейся,
Сусек, наполняйся.
2-я жнея.
Батюшка Илья-борода,
Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!
Ведущий. Последний сжатый сноп - «именинник». Ему особый почёт. Его ставят в красный угол под икону - несут ему хлеб-соль, низко кланяются.
Девочка (с подносом, рушником, хлебом-солью).
Мы гостей встречаем Круглым караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклоняясь, отведать просим.
Ведущий. Хлеб ставим к снопу-имениннику. Закончилась работа, убран урожай - Пора на «выжанку» собираться да повеселиться.
1-й ребёнок. Кончил дело - гуляй смело!
2-й ребёнок. Делу - время, потехе - час!
Ведущий.
Как у наших у ворот.
Вьётся, вьётся хоровод.
Вейся, вейся, хоровод,
Собирайся, народ!
Дети исполняют хоровод «Как у наших у ворот».
После хоровода на середину зала выходят 4 девочки и один мальчик с гармошкой.
Мальчик.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Дети исполняют частушки.
1-я девочка.
Я пойду да разойдуся
По зелёной по траве,
Заиграли гармонисты –
Всё волнуется во мне.
2-я девочка.
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать –
Нас идут четыре.
3-я девочка.
Не хотела выходить,
Стояла да стеснялася,
А гармошка заиграла -
Я не удержалася.
4-я девочка.
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат –
Кто бы пел частушки?
Ведущий. Очень любили на праздничных гуляньях игры.
Проводится игра «Тяни холсты».
Ведущий. Вижу, к нам гости идут...
Инсценируется песня «Патока с имбирём».
По окончании песни дети говорят:
Прилетели к нам грачи –
Утащили калачи.
Алёнка.
Грачи пошутили,
Калачи не утащили,
Они к нам спешат Угощать
Возвращаются «грачи», все пляшут.
Ведущий.
Дожали, дожили,
Спожинки встретили!
Пора и по домам!
Исполняют песню «Пора, пора домой идти».
Уход из зала.
Похожие статьи:
Конспект осеннего развлечения в подготовительной группе
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за солнцем»
Конспект прогулки осенью в подготовительной группе «Наблюдение за пауком»
Осенний бал в детском саду. Сценарий. Подготовительная группа
Нет комментариев. Ваш будет первым!